Проблема смысла жизни

Содержание

1.Понятие смысла жизни. Общественные и индивидуальные критерии смысла жизни.
2.Философия о смерти и бессмертии человека.
3.Современные глобальные проблемы и ценность жизни человека.
Заключение
Список литературы.

1. Понятие смысла жизни. Общественные и индивидуальные критерии смысла жизни.

Более ста лет назад Ф. М. Достоевский в романе «Подросток» в уста Версилова вложил пророческие слова: «Обратить камни в хлебы - вот великая мысль. Очень великая, но не самая великая, а второстепенная: наестся человек и не вспомнит, напротив, тотчас скажет: «Ну вот, я наелся, а теперь что делать?» Вопрос остается вековечно открытым».
Предупреждение великого провидца приобрело сегодня особый смысл. При социализме рост общественного благосостояния, постепенно освобождая человека от необходимости борьбы за удовлетворение насущных материальных потребностей, раскрывает перед ним широкие возможности для реализации духовных интересов. «Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?» - рано или поздно спрашиваем мы себя. Однако несовершенство социалистических общественных отношений, трудности как объективного, так и субъективного характера затрудняют обретение всеми членами нашего общества высшего смысла жизни, который состоит, безусловно, в том, чтобы все помыслы и дела отдавать великому и благородному делу созидания.
Надо сказать, что не только «обычные» граждане, но и ученые - философы и социологи - не всегда четко понимают, что такое смысл жизни. В советской литературе термин «смысл жизни» используется неоднозначно: смысл жизни как результат, итог жизни; смысл жизни как нечто объективно должное (задачи, функции, приписываемые человеку извне); смысл жизни как феномен сознания.
На мой взгляд, лучше рассматривать смысл жизни с двух точек зрения: с точки зрения требований общества к человеку и его индивидуальных устремлений. Что касается смысла жизни как феномена сознания, то под ним обычно понимают индивидуальную жизненную задачу. Однако такой подход страдает существенным недостатком. В самом деле, значительная часть молодых людей просто не имеют такой задачи. Значит ли это, что жизнь их субъективно лишена смысла? Очевидно, нет.
Дело в том, что традиционные социально-философская и социологическая модели личности носят рационалистический характер, вследствие чего не учитываются два момента: во-первых, наличие в человеке сферы неосознаваемых им побуждений и, во-вторых, существование эмоционально-чувственной сферы личности. Длительное время ученые недостаточно учитывали многообразие механизмов человеческой деятельности, которые, в частности, нередко сводились лишь к механизму целеполагания. Однако при этом ученые не брали в расчет, что далеко не каждое действие человека посвящено достижению рационально сформулированной цели, что нередко его поведение бывает мотивировано иными внутриличностными феноменами и руководствуется другими механизмами, нежели целеполагание. Следует отметить, что в ряде работ дается критический анализ одностороннего подхода к анализу человеческой деятельности.
Поэтому следует иметь в виду, что смысл жизни может быть сформулирован рационально, а также проявляться в эмоциональных формах и иметь разную степень осознанности: от неясных колебаний настроения до четких жизненных принципов и программ.
Учитывая сказанное, смысл жизни в общем виде можно определить как устойчивую доминирующую направленность группового или индивидуального сознания, непосредственно проявляющуюся в социальной деятельности личности или общественной группы и имеющую социальную ценность.
Было бы неверно рассматривать смысл жизни как нечто «эфемерно-духовное». Он объективно обусловлен всей системой общественных отношений, и прежде всего производственными. Причем социально-классовая дифференциация при социализме ведет к дифференциации и конкретизации смысла жизни личности в соответствии с ее социальными функциями или структурой социальных ролей. Поэтому в сознании людей существует система стереотипов, отражающих (нередко весьма искаженно) смысл жизни различных социально-профессиональных групп и конкретизирующихся в представлениях о стиле жизни людей разного возраста и пола, места жительства и национальности, имеющих ту или иную профессию и занимающих определенную должность.
Вместе с тем внешняя объективная обусловленность смысла жизни личности отнюдь не является фатальной, а допускает известную свободу выбора. Отсюда, кстати, вытекает специфика социологического подхода к анализу смысла жизни личности, которая предполагает его изучение в единстве социальной и индивидуальной сторон. Первая - это значение жизни для общества, вторая - для самого человека.
Индивидуальная сторона смысла жизни, проявляясь в ценностных ориентациях личности, имеет социальную ценность в той мере, в какой соответствует задачам, стоящим перед всем обществом. Поэтому истинный смысл жизни обладает и личной, и общественной ценностью. Чтобы смысл жизни был истинным, задачи, которые общество ставит перед личностью, не должны противоречить общечеловеческим нравственным принципам. Не случайно недостаточная приобщенность массового сознания народов нашей страны к гуманистическим традициям общечеловеческой культуры в известной мере предопределила последовавшие трагедии.
Обе стороны смысла жизни представлены в нашем сознании, соответственно, как отношение к окружающему миру и к самому себе. Эти отношения мотивируют человеческую деятельность, но лежат как бы в разных плоскостях. Отношение к самому себе придает деятельности личностный смысл. Мотивы такого рода получили название смыслообразующих. Другие, сосуществующие с ними и имеющие в своей основе отношение человека к окружающему миру, - это, по определению А. Н. Леонтьева, мотивы-стимулы. Или, как образно назвал их американский социолог А. Шютц, - мотивы «потому что» и мотивы «для того, чтобы».
Надо сказать, что индивидуальная и социальная стороны смысла жизни совпадают далеко не всегда. Например, значение цели «повышение образования» с точки зрения общества заключается в духовном и интеллектуальном развитии человека, получении им какой-либо поляной специальности. Принято было считать, что это сугубо позитивная ценность, и миллионы родителей и педагогов, газеты и телевидение ориентировали молодежь на продолжение образования. Однако исследования философов показали, что для многих молодых людей их личностный смысл заключается в достижении высокого материального положения и общественного престижа, часто не предполагающего активной трудовой деятельности и духовного совершенствования. Как видим, социальная и индивидуальная стороны смысла жизни могут находиться в разных соотношениях. Оптимальным является тот случай, когда общественное значение жизненной цели соответствует ее личностному смыслу.

2. Философия о смерти и бессмертии человека.

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем. А. П. Чехов в одном из писем написал: «Зафилософствуй - ум вскружится», имея ввиду тот или иной способ решения проблем жизни и смерти. Однако подлинное философствование невозможно без обращения к этим вечным темам. Во всех философских системах так или иначе решался этот вопрос, а А. Шопенгауэр считал, что «смерть - подлинный гений, вдохновитель или Мусагет философии, отчего Сократ и определил ее как «подготовку к смерти».
По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.
За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно. Жизнь - страдание (Будда, Шопенгауэр» др.); жизнь - сон (Веды, Платон, Лабрюйер, Паскаль); жизнь - бездна зла (древнеегипетский текст «Разговор человека со своим духом»), «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем, ибо все - суета и томление духа» (Экклезиаст); «Человеческая жизнь жалка» (Сенека); «Жизнь - борьба и странствие по чужбине» (Марк Аврелий); «Все пепел, призрак, тень и дым» (Иоанн Дамаскии); «Жизнь однозвучна, зрелище уныло» (Петрарка); «Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир); «Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия» (Паскаль); «Вся жизнь - лишь цена обманчивых надежд» (Дидро); «Моя жизнь - вечная ночь... что такое жизнь, как не безумие?» (Кьеркегор); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше).
Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа «Жизнь - копейка». Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как специфически человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна - конец ее неизбежен. Автор Экклезиаста так сказал об этом: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву». Столетиями спустя греческий мудрец Эпикур пытался решить этот вопрос вопросов так: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».
Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны так или иначе соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо. Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом.
Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил, напоминая гетевского Фауста. «Остановись мгновенье»,- это девиз такого бессмертия, импульсом которого является по словам Ортега-и-Гассета «биологическая витальность», «жизненная сила», родственная той, «что колышет море, оплодотворяет зверя, покрывает дерево цветами, зажигает и гасит звезды». Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной, не испытывать «насыщения днями» как библейские пророки - может ли что-то быть более заманчивым?
Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие «там» и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуется вера, необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, «смертию смерть поправ». Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: «Мы не знаем, что лучше - жить или  умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант». А еще задолго до этого в «Бхагавадгите» сказано: «Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби!»

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!