Проблема смысла истории в учении Освальда Шпенглера

Содержание

Введение            3
История как  объект философского осмысления. О.Шпенглер
«Закат Европы»           7
Заключение           13
Список литературы          14
Словарь            15

Введение

Тема кризиса, развития общества - одна из важнейших в современных философско-исторических исследованиях. XX век отмечен многочис-ленными социальными потрясениями, постоянными военными конфликтами (включая две мировые войны), нарастающей опасностью экологической катастрофы, оставшейся от времен «холодной войны» боязнью мировой ядерной войны, ощущением «хрупкости» Земли и человеческой цивилизации.
Первым, кто сумел это теоретически «зафиксировать», был Освальд Шпенглер, пессимизм которого стал определяющим для многих философско-исторических концепций. В ряду «концептуальных пессимистов» Шпенглер занимает особое место. Он наиболее четко сформулировал идею «заката» западной культуры в контексте общей картины развития истории как естественного процесса.
Становление философской концепции Освальда Шпенглера происходило в начале XX века. Это время характеризуется многими исследователями как период смены классической философии современной.
События в Европе и в Америке (войны, перевороты, революции) вынудили усомниться в значимости просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии. Наука же показала свой «звериный оскал» в первой мировой войне 1914 г., продемонстрировав способность использовать ее для массового уничтожения человечества и его культуры в газовых атаках и бомбардировках мирных городов. Не удивительно, что наиболее проницательные мыслители, конца XIX – начала XX вв. в момент, казалось бы, наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека (2, с. 431).
Германия начала XX века не стояла в стороне от этих потрясений. В 1900 г. мировой экономический кризис, сильнее всего затронул именно Германию. Он подтолкнул концентрацию производства и финансового капитала. Европа вступила в стадию империализма, сопровождавшееся новым переделом мира. Наиболее агрессивным был германский империализм, идеология и политика которого испытывала сильное влияние пруссачества, с присущей ему воинственностью, идущей от тевтонской идеи «грубая сила - источник права», милитаризмом и реакционностью. По словам Мирабо, «война - единственное национальное ремесло Пруссии». Начавшаяся I мировая война усугубила ощущение катастрофы. Шпенглер раньше многих почувствовал кризисное состояние Европы и раньше всех провозгласил необходимость спасения старого европейского порядка.
Освальд Шпенглер родился в 1880 г. в городе Бланкенбурге на реке Грац. Будущий философ учился в университетах Мюнхена и Берлина, изучая математику и науки естественного цикла. Докторская диссертация Шпенглера была посвящена критике метафизической концепции Гераклита.
В 1909 году Шпенглер набрасывает план и делает черновые записи к задуманному труду «Либеральное и консервативное», позднее озаглавленному «Закат Европы» (1918). Сформулированная в нем идея гибели западной культуры парадоксальным образом утешила и объединила солдат, возвращающихся с фронта, интеллигенцию, мелкую и среднюю буржуазию, не воевавшую молодежь и т. п. Книга имела в Германии шумный успех, автор выступает с публичными лекциями, которые он читает перед самыми различными аудиториями. Шпенглер знакомится с такими крупными политическими фигурами, как Г. Штрассер и Людендорф, промышленниками типа Г. Стинеса и П. Рейша, учеными Фробениусом и Э. Майером. Тогда же, вероятно, состоялось знакомство Шпенглера с Э. Ферстер-Ницше, сестрой Ф. Ницше и распорядительницей его архива. С 1925 г. он внезапно теряет интерес к политике и вновь сосредотачивается на философии. К этому периоду относятся «Первовопросы» - незавершенная работа и множество мелких статей на философско-исторические темы, в которых Шпенглер выдвигает ряд предположений, впоследствии подтвердившихся документально (2, с. 434).
Эволюция идей Шпенглера была обусловлена предчувствием новой мировой войны, которую, как он полагал, западная цивилизация не переживет. Поражение Германии в первой мировой войне, события, приведшие к Ноябрьской революции и Веймарской республике, ускорили изменение взглядов Шпенглера. Этому способствовала и противоречивость, заложенная в его философии: с одной стороны, его умение зафиксировать кризисное состояние культуры XX в., причины гибели цивилизованной Германии; с другой - «либеральный национализм» XIX в. и желание вернуться в «докризисные времена» (проявились очевидные симпатии к временам Бисмарка и Генриха Льва).
Согласно Шпенглеру сначала надо перевоспитать современного человека. Именно человека, (Шпенглер пользуется немецким словом, которое одновременно переводится и как воспитание, и как дисциплина), а не общество, так как социализм XX века не может и не должен решать социальные вопросы, его основа - этика эгоиста. «Социализм - вопреки внешним иллюзиям - отнюдь не система милосердия, гуманности, мира и заботы, а система воли к власти». Но Шпенглер понимает, что «ограничение» марксизма рамками XIX в. не может лишить его привлекательности в 20-х гг. XX в. Поэтому О. Шпенглер не отвергает его, а предлагает другой, «истинный», соответствующий XX в.: «...мы все бессознательные социалисты. Мы носим его в себе как жизнечувствование, хотим мы этого или не хотим, и даже сопротивление ему носит его форму» (2, с. 436). Таким образом, Шпенглер не ограничивается простой декларацией смерти Марксова социализма и выдвижением альтернативной модели - прусского социализма.
Следует напомнить о крайнем индивидуализме и интеллектуализме Шпенглера, его энциклопедической (если не по глубине, то по широте интересов) образованности, уважительном отношении к литературе, естественным наукам, искусству, тому интересу, который он питал к истории музыки и древним языкам, археологии и пр. Это контрастировало с убогим культурным уровнем «вождей», чей комплекс недоучек приобретал формы открытого презрения и ненависти к «яйцеголовым», занимающимся теоретической деятельностью, к образованности, разуму, но главное, что вызывало опасение - критическая позиция Шпенглера по отношению к вождям НСДАП и к их философствованию.
С 1930 года, напуганный ростом могущества «организации безработных для уклонения от работы» (так он называл НСДАП), Шпенглер вновь пытается вернуться в политику, которая оканчивается для него трагически. Вышедшая в свет книга «Германия в опасности» (опубликована под названием «Годы решений») и сам автор подверглись резкой критике и преследованиям со стороны властей. Умер Шпенглер в 1936 г. в Мюнхене. Некоторые зарубежные исследователи его творчества утверждают, что смерть не была естественной.

История как  объект философского осмысления. О.Шпенглер «Закат Европы»

Важнейшей целью «Заката Европы» Шпенглер считает определение направления развития современности: «проследить дальнейшие судьбы той культуры, которая сейчас является единственной на земле и проходит период завершения, именно культуры Западной Европы, во всех ее еще не законченных стадиях...» (6, с. 34). Во введении к работе исследователь задается вопросами: «Возможно ли отыскать те ступени, которые необходимо пройти, и притом в порядке, не допускающем исключения? Может быть, и в этом кругу основные понятия всего органического: рождение, смерть, юность, старость, продолжительность жизни - имеют свой строго определенный, до сих пор никем не вскрытый смысл? Короче сказать, не лежат ли в основе великого исторического процесса черты, присущие индивидуальной жизни?» (6, с. 34-35)
Для ответа на эти вопросы, для достижения поставленной цели Шпенглер дает определение понятий культура, цивилизация, рассматривает историческое развитие человеческого общества его взаимоотношений с природой.
По мнению философа, природа есть образ, в котором человек высокой культуры придает единство и значение непосредственным впечатлениям своих чувств; история же - это образ, при помощи которого «воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни и таким способом придать ей углубленную действительность».

Страниц: 1 2 3
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!