Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональных уровнях
Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Социальное управление в широком смысле означает управление всеми и любыми общественными процессами, а в узком управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни.
Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.
Управление социальной работой направлено на оказание помощи, поддержки, защиту всех людей, особенно слабо защищенных слоев и групп.
Объекты управления в социальной работе социальные работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения. Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.
Процесс управления социальной работой предполагает определенную организационную структуру, под которой понимается совокупность органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура управления в целом и в социальной работе в частности должна содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.
Важнейшее условие эффективности системы социальной защиты населения структурное совершенствование деятельности различных уровней управления органов социальной работы.
Выделяют три уровня управления:
1) верхний, институциональный Российская Федерация и автономная республика;
2) средний регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;
3) низший социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.
Необходимо отметить, что в управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач. Социальный комплекс предусматривает:
конкретную социальную защиту определенных категорий жителей;
развитие системы медицинского обслуживания (в том числе страховой медицины);'^
борьбу с преступностью и укрепление правопорядка;
разработку и реализацию программ по трудоустройству и занятости населения;
разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью;
реализацию программ общего и специального образования и воспитания детей;
торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения;
развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения.
Управление социальной работы базируется на следующих общесистемных принципах: социальная направленность управления, научная обоснованность, системность, эффективность в реализации, демократизм, состоятельность и конкуренция, стимулирование, многофункциональность и широкая применимость.
Функции управления это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
В настоящее время основными функциями трехзвенного управления являются:
предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);
оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);
заключительное управление (контроль, учет, анализ).
Управления без технологии не существует. Организация управления как социальной деятельности всегда преследовала цель получение лучших, более эффективных результатов при тех же затратах труда. А это невозможно без соблюдения соответствующей технологии.
Система управления предполагает:
механизм управления цели, средства, методы, функции, принципы;
структуру управления кадры, технику управления, организационно-штабную структуру;
процесс управления органы управления, технологию, материальную часть органов управления;
рационализацию системы управления внедрение достижений науки в управление, обновление кадров, совершенствование хозяйственной системы управления.
Как и любая деятельность, социальное управление включает многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые, составляют его инструментарий, так как законы и принципы управления реализуются через системы определенных методов.
Методы управления это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Через методы управления осуществляется технологически сама управленческая деятельность.
Применять приходится одновременно различные методы или их сочетания, которые, органически дополняя друг друга, находятся при этом в состоянии динамического равновесия.
На сегодня весьма активно используются следующие методы в управлении:
социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях, имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления;
самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системой.
В системе управления используются все методы управляющего воздействия и подразделяются на основные и комплексные. К группе основных относятся такие, которые учитывают требования тех или иных объективных законов. Комплексные методы социального управления по существу представляют собой комбинацию основных методов.
Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социального обслуживания населения помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативного воздействия стихийных рыночных отношений, последствий социально-экономических реформ в обществе.