Принципы и проблемы экономики туризма
Люди, живущие в развитом обществе, помимо биологических нужд имеют много других потребностей и желаний, в том числе потребность в туризме, удовлетворение которой предполагает производство туристских продуктов и услуг, а это в свою очередь влияет на развитие производственной деятельности и ресурсной базы.
Экономику турнндустрии можно определить как дисциплину, которая изучает и анализирует экономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников.
Эти отношения можно рассматривать как на макроуровне (уровень государства, региона, дестинации), так и на микроуровне (уровень конкретно взятого района либо предприятия, производящего туристские продукты и услуги). С одной стороны, производство продукции и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей, непосредственно зависит от желаний потребителей - туристов. С другой стороны, на развитие самой туристской индустрии влияет множество внешних и внутренних факторов. Поэтому экономику туризма определяют как быстро развивающуюся, динамичную составляющую экономики любой страны, но во многих странах экономика туризма еще находится в начале развития.
Хорошо известно, что послевоенный туризм, т.е. туризм с конца 50-х годов XX в. до наших дней, претерпел множество изменений. Особенностью этого периода является то, что изменения касались как формы, так и содержания туризма. Большая часть изменений связана со способом, которым удовлетворялись туристские потребности и желания. Естественно, стали необходимыми систематизированное изучение и анализ экономики туризма.
В прошлом туризм не рассматривался как отрасль экономики. Его производственная активность была неважна, и в большинстве случаев развитию туризма даже не придавали особого значения.
С течением времени туризм начал постепенно развиваться качественно и количественно. Только тогда экономисты оценили важность туризма как экономического феномена и ту роль, которую он может играть в развитии национальной экономики. В результате экономисты были вынуждены решать конкретные экономические проблемы, возникающие в результате туристской деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что длительное время политиков не интересовала роль, которую играет туризм в балансировании государствен-' ных платежей, особенно в периоды возрастающего дефицита. Много лет прошло, пока туризм достиг сегодняшнего уровня, и стала понятна серьезность его влияния на экономику.
Развитие туризма и важное место, которое он занимает в экономике государства, привели к необходимости его научного исследования, которое касалось различных проблем экономики туризма. В ходе таких исследований была открыта дорога для их решения.
Приведем классическое определение предмета экономической науки - это методы решения задачи выбора направлений и способов использования ограниченных (редких) ресурсов в различных конкурирующих целях. Другими словами, необходимо определить, как из ограниченных ресурсов произвести наибольшее количество продукции. Но поскольку, как уже отмечалось, экономика туризма является специфической составляющей экономики, эта специфика и должна стать предметом анализа.
Как и любая экономика, экономика туризма отвечает на следующие основные вопросы: что, как и для кого производить.
Экономика туризма решает следующие проблемы:
1) какие туристские продукты и услуги будут произведены за определенный период, в каком количестве, какого качества и сколь они разнообразны;
2) как эти туристские продукты и услуги будут произведены, т.е. за счет каких источников и по какой технологии;
3) как данные туристские продукты и услуги будут распределены среди внутренних и внешних туристов;
4) как экономическая деятельность будет развиваться во времени. Ниже даны некоторые пояснения к поставленным выше проблемам.
1. Количество, качество и разнообразие туристских продуктов и услуг, предлагаемых страной (регионом, дестинацией) в данный туристский период, постепенно меняются. Производство одних может увеличиваться, других снижаться, а третьих либо совсем, либо временно прекращаться. В это же время на туристском рынке появляются новые туристские продукты и услуги для удовлетворения определенных потребностей и желаний туристов. Вопрос состоит в том, кто перечисленные проблемы решает и как принимается решение; с помощью какого механизма, по какому критерию туристские продукты и услуги определяются и как оценивается количество, качество и разнообразие продуктов и услуг.
2. Различные туристские продукты и услуги, которые предоставляются в данной стране (регионе, дестинации), могут производиться неодинаковыми способами. Возникает вопрос, кто и* по каким критериям выбирает эти способы производства, возможно ли, чтобы продукт или услуга были произведены одновременно двумя или несколькими способами.
3. Туристские продукты и услуги, производимые в стране (регионе, дестинации), принимающей туристов, распределяются как среди иностранных (въезжающих), так и среди местных туристов, и удовлетворяют их туристские потребности и желания.
Большой проблемой экономики туризма является выбор критерия, по которому может быть проведено распределение туристских продуктов и услуг. Такой критерий произвольно нельзя выбирать. На выбор критерия распределения туристских продуктов и услуг влияет множество внешних и внутренних факторов: экономических, технологических, политических и др. Каждая страна (регион, дестинация), принимающая туристов, выбирает свой критерий распределения туристских продуктов и услуг.
4. Экономика туризма развивается при увеличении объема производства на каждого туриста независимо от того, внутренний он или внешний. При этом должно увеличиваться не только количество, но и качество предлагаемых туристских продуктов и услуг. Удовлетворение туристских потребностей и желаний зависит от общего экономического развития страны (региона, дестинации), принимающей туристов. Поэтому проблема туристского развития является, без сомнения, одной из наиболее важных проблем в экономике туризма.
Итак, общество независимо от места, времени и уровня развития сталкивается с экономическими проблемами в туризме. Эти проблемы, как правило, связаны с тем, что:
а) неопределенное число туристских потребностей и желаний зависит от их распределения в порядке важности;
б) существуют различные способы использования ограниченных или редких туристских ресурсов, которые имеются в распоряжении туристов для удовлетворения их потребностей и желаний.
Есть и масса других проблем, например, связанных с созданием туристских продуктов и оказанием услуг, определением цены, по которой они будут распределяться, и размещением туристских фирм.
В макроэкономике туриндустрии можно выделить четыре основные проблемы:
1) эффективного распределения ограниченных туристских ресурсов;
2) поддержания устойчивой экономики туризма;
3) развития экономики туризма;
4) справедливого распределения туристского дохода (и производства). Эти четыре проблемы решаются с помощью механизмов туристского рынка.
В социалистической экономике наиболее важные решения в сфере экономики туризма принимались государством и не контролировались посредством механизмов туристского рынка. В результате государство, а не объективные экономические законы, регулировало и координировало действия, которые предпринимались от имени туристских организаций и туристов. Поэтому при административно-командной системе управления государство играло главную роль, а роль туристского рынка была второстепенной.
Это не означает, что в условиях «стихийного» рынка государство не должно участвовать в решении основных экономических проблем туризма. Вовлечение государства в процесс регулирования экономики туризма достигается благодаря определенной туристской политике, цель которой - устранение узких мест и нейтрализация нежелательного влияния действующих на туристском рынке механизмов. От устранения рассмотренных проблем зависит дальнейшее развитие экономики туризма.
Экономика туризма базируется на следующих основных принципах:
1) максимизация степени психологического удовлетворения туристов;
2) максимизация доходов организаций, в том числе турфирм, предлагающих туристские продукты и услуги;
3) максимизация стимулирования расходов туристов в процессе их путешествий.
Применение перечисленных принципов обычно дает позитивный результат. Реализация первого принципа заставляет туристов вернуться в страну, которая хорошо их приняла, и в итоге потратить'болыые денег на путешествие.
При определенных обстоятельствах использование этих принципов может привести к негативным последствиям. Например, достижение краткосрочной цели максимизации дохода может вызвать создание большого количества структур для обслуживания туристов, в результате чего снизится уровень их психологического удовлетворения. Это может повлечь за собой уменьшение потока туристов в данную дестинацию и тем самым уменьшение притока денежных средств, что в конечном счете занизит экономические результаты развития данной дестинации. Повышенное внимание к туризму как к основному элементу экономического развития страны также может привести к подобным результатам.