Принцип соответствия

План

Введение 3

1. Понятие и сущность принципа управления 4

2. Понятие и теоретическое обоснование принципа соответствия 11

3. Механизм принципа соответствия 13

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Исследование содержания организации начинается с принципов, отражающих сложившиеся объективно и выработанные смешанно положения, приоритетно реализующиеся в теории и практике. Их состав и содержание варьируются исключительно широко, что обусловливает необходимость исследования такой системы.

Реализацию принципов организации идентифицируют и конкретизируют формы ее проявления, предметно и комплексно исследуемые и представляемые морфологией. Особое значение в определении форм проявления организации уделяется ее идентификации и выявлению логической последовательности развития.

В данной работе мы рассмотрим сущность и особенности механизма реализации принципа соответствия в практике управления современной организацией. Четко применять принцип соответствия рекомендовал еще великий древнегреческий философ Сократ. Он учил, что главная задача и основное свидетельство искусства любого общественного деятеля, военачальника, торговца, строителя - умение дать человеку работу по его способностям и добиться выполнения порученного задания.

1. Понятие и сущность принципа управления

Принципы организации как конкретно ориентированные, прикладные правила, нормы и рекомендации, выработанные на основе раскрытия, представления и применения законов, объективно становятся предметом исследования и построения основополагающей системы практических руководств большинства современных наук и видов деятельности. Они объединяют свод теоретических положений и правил, практических рекомендаций и требований по наиболее адекватной и эффективной организации [3, c. 45].

Общепринятое и наиболее точное современное понимание термина принцип как нормы, правила, установки, требования, рекомендации, которыми пользуется субъект при формировании и осуществлении функционирования процесса или системы, имеет генетически двойственную природу.

С одной стороны, по своей направленности и конкретному содержанию любые принципы становятся практическим выводами из исследования и понимания действия законов, то есть первично являются объективными. Это выделяет и раскрывает объективную составляющую их происхождения, природную взаимосвязь с законами и системой их представления, методически отражает основные источники и факторы формирования.

С другой стороны, восприятие, представление, а главное, применение принципов проходят многократную субъектную адаптацию, то есть понимаются и осуществляются они постольку, поскольку участники этого процесса способны их осознать и реализовать. Эта метаморфоза делает понимание и применение принципов не только разнообразным, но и достаточно индивидуальным и даже уникальным, что отражается их целенаправленной адаптацией к индивидуальным целям, условиям и другим характеристикам.

Такой двуединый подход к отражению и пониманию природы принципов достаточно сложен, но в конечном счете именно он позволяет представлять, формировать, развивать и совершенствовать открытый, универсальный и разнообразный комплекс прикладных руководств, достоверно отражающий содержание достижений современной науки, адаптацию и применение этих знаний на практике [8, c. 92].

Суть такого подхода складывается из единого для всех, универсального представления содержания и состояния системы принципов организации, развиваемого, детализируемого и адаптируемого конкретным индивидуумом, непосредственно выбирающим, понимающим и применяющим тот или иной принцип или их определенное сочетание в соответствии с собственными целями и возможностями. На практике такой подход означает настолько специфическую трансформацию восприятия и понимания с последующей адаптацией сущности, состава и содержания реализуемых положений, что их идентификация и признание в ряде случаев возможны только на уровне декларации.

Декларируя одни или не признавая вовсе определенные принципы, конкретный субъект часто придерживается других, достаточно предсказуемых для него действий, что в конечном счете также становится практическим проявлением принципов прикладной организации. Именно поэтому практика реально воспринимаемых и осуществляющихся принципов привлекает постоянное внимание исследователей как наиболее полная и детерминированная спецификация требований к содержанию и ожиданий осуществления той или иной организации [8, c. 94].

Указанные мною положения обусловливают исключительное значение четкого отражения и понимания всей процедуры формирования, освоения и применения принципов организации.

Достаточно сложная, инвариантная конфигурация построения данной процедуры отражает возможные последовательности формирования, освоения и применения принципов любой области знаний и сферы деятельности.

Концептуальное представление предлагаемой модели необходимо для полного и всестороннего отражения природы принципов, последовательности их разработки и реализации в конкретной области знаний и, прежде всего, в теории организации. Вместе с тем оно позволяет представить реальное разнообразие и вероятностность формирования процедур становления и развития тех или иных принципов, возможности их вариации, трансформации, специализации и индивидуализации [1, c. 30].

Более того, изначально декларируемая система принципов и не претендует на единообразие, а, напротив, ориентирует организацию на предметную адаптацию формы и содержания предлагаемых требований и положений к реальным условиям их применения. В этом смысле система принципов организации представляет собой содержательную структуризацию и формализацию осуществления наиболее значимых подходов и моделей организационных отношений в общих и специфических условиях, определение и реализацию свода требований или исполнение ожиданий функционирования и развития, обеспечивающих достижение намеченного.

Сущность принципа как результата трансформации теоретических знаний закономерностей проявления, функционирования и развития организации процесса или системы, полученного с целью последующего практического применения, позволяет отнести отражаемые им зависимости не только к субъективной, но и в какой-то степени к объективной организации. Более того, целый ряд принципов был первично выделен и изучен как наиболее значимое проявление реально существующих объективных организационных закономерностей [1, c. 32].

Действительно, понимание под принципом организации вероятного и достоверного ожидания, естественно реализующейся нормы как наиболее часто осуществляющейся зависимости, учитывающей частное проявление действия одного или нескольких законов, отражает объективную составляющую природы его формирования и реализации. Понятно, что в этом случае речь идет не о цели, которой здесь просто нет и не может быть, а о прогнозе развития объективной организации, отражение формирования сущности и содержания которого также описывается определенными правилами.

Отдавая себе в этом отчет или нет, каждый субъект наблюдает, отмечает, накапливает, исследует, систематизирует отражения самых разнообразных связей и зависимостей, обеспечивая понимание и формируя предвидение развития окружающей его объективной организации. В результате чего последовательно складывается и устойчиво развивается система первичных, основополагающих представлений человека о принципах формирования, функционирования и развития процессов и систем объективной организации.

Наиболее общее и достаточно распространенное в научных кругах понимание и применение термина «принцип» подразумевает отражение конструктивных представлений о сущности, основе, главном в построении, функционировании и развитии любой организации, что позволяет говорить о широком использовании принципов объективной организации в осуществлении целенаправленной деятельности человека. Это особенно важно подчеркнуть до того, как система принципов будет квалифицирована на основе превалирования их объективной или субъективной природы. На самом деле в ходе построения и применения системы принципов она не будет играть определяющей роли [6, c. 54].

Такое понимание и применение термина «принцип» основывается на эргономическом подходе, выделяющем и исследующем устойчивые, эволюционно сложившиеся связи объективной организации с целью их полноправного использования в смешанных и субъективных процессах и системах. От ассоциации с закономерностями их существенно отличает понимание прикладного характера действия и возможность избирательности в применении, реализуемые субъектом в ходе осуществления целенаправленной организации.

В свою очередь, принципы прикладной организации как правила построения и осуществления субъективной деятельности человека предопределяют подход и накладывают существенный отпечаток на форму и содержание их классификации. В этом смысле содержание принципа отражается и воспринимается прагматически, в качестве руководства к действию, а значит, формируется, формулируется и применяется достаточно субъективно. Более того, даже собственно названия и основные характеристики таких норм ориентируются не на теоретически универсальные формулировки, а на объектно или функционально адаптированные аналоги, прототипы, ассоциации, наглядно воспринимаемые и абсолютно понятные в их конкретном применении.

И все же единая классификация как система принципов организации не только возможна, но и совершенно необходима. Именно она становится методической основой адекватного восприятия, понимания, формирования и представления моделей многофакторных, сложнейших, теснейшим образом взаимодействующих процессов и систем объективной, смешанной и субъективной организации реально окружающего нас мира. Ресурсы представляемых ею взаимосвязей применения Отдельных принципов позволяют разрабатывать, адаптировать и применять организационные воздействия в комплексе.

Принципы организации как теоретические модели и практические руководства, применяемые во всех областях знаний и видах деятельности, приобретают особое, системообразующее значение. Именно они формируют единую организационно-методическую основу, обеспечивающую общее, адекватное восприятие и использование знаний как в рамках одной науки или сферы деятельности, так и в разнообразных наложениях, взаимосвязях и сочетаниях между ними. Поэтому особенно важно методически убедительно обосновать разрабатываемую классификацию в качестве общего фундамента построения, представления и применения всей системы принципов организации в целом [6, c. 56].

Основой складывающейся конфигурации и наиболее характерной особенностью построения такой классификации является выделение генетически связанных с законами организации и системой их представления конструкций, последовательно развивающихся и поэтапно раскрывающихся и усложняющихся: уровня цели, уровня формы и содержания, уровня взаимосвязи и взаимодействия. Такой подход опирается не на субъективную модель классификации законов организации, имеющую аналогичную конфигурацию, а на генетическое единство сущности и содержания однородных принципов. Именно это органическое единство закономерных связей и рекомендуемых правил послужило объективной основой структуризации соответствующих систем классификации законов и принципов организации [6, c. 57].

Именно структурно-уровневый подход к обоснованию и построению классификации определяющих категорий позволяет наиболее полно отразить все многообразие связей между элементами, их понимание, взаимодействие и влияние как на содержание отдельных составляющих, так и на представление всей системы категорий в целом.

Естественно, что такая взаимосвязь проявляется прежде всего в единообразном применении уже известной конфигурации представления системы законов при классификации принципов организации. Это совершенно необходимо, поскольку объективная составляющая природы принципов основывается непосредственно на законах организации. Причем подобная преемственность не исключает преобразования и развития как самих групп, так и собственно классифицируемых принципов. Этим и обусловливается выделение принципов цели в качестве первой группы классификации [11, c. 82].

Приоритет группы принципов цели в субъективной организации определяется, собственно, ее природой, сущностью и обосновывается преднамеренным и содержательным участием субъекта в процессе организации. Диалектическая связь между формой и содержанием, с одной стороны, и примат группы принципов цели - с другой, достаточно однозначно обосновывают выделение и определяют состав второго уровня классификации принципов организации.

Взаимосвязь и взаимодействие, как статика и динамика проявления сущности и формирования содержания механизма объединения, представляют собой наиболее точное и практически ориентированное осмысление и основу построения и применения системы принципов организации. Такой подход позволяет раскрыть и представить сущность и содержание организации:

• как системы, определяемой конструкцией связей между составляющими ее элементами;

• как процесса, представляющего последовательное изменение со

стояния в качестве основного результата их взаимодействия.

Это в конечном счете и обусловливает выделение второго и третьего уровней классификации в системе принципов организации [11, c. 84].

Представляемая классификация характеризуется не только приоритетно-целевой и горизонтально-уровневой группировкой, но и вертикально ориентированной, последовательно развиваемой преемственностью между группами принципов формы и взаимосвязи, содержания и взаимодействия соответственно. Основы построения такой конфигурации уже рассматривались на примере построения системы законов в предыдущем разделе учебника, здесь же она получает дальнейшее практическое развитие в рамках представления системы принципов организации.

Разрабатываемую классификацию необходимо рассматривать как концептуальную попытку единого и комплексного отражения общей конфигурации системы принципов объективной, смешанной и субъективной организации. Ее значение и заключается прежде всего в обосновании единого представления о построении, функционировании и развитии всей совокупности организационных отношений в их теснейшем взаимодействии и развитии. Этим, в конечном счете, и обусловлено выделение и идентификация соответствующих групп в общей системе представления принципов организации.

Приоритет группы цели в классификации принципов организации обусловлен, как уже отмечалось выше, не только двойственной природой, но и сущностью организации, выражающейся в эффекте синергии. И действительно, любая организация воспринимается людьми прежде всего через те новые свойства и качества, которые она обусловливает и реализует. Другими словами, по своей сути эффект синергии представляется в этом случае целенаправленной организацией требуемых свойств и качеств.

В процессе формирования новых качеств непринципиально выделение объективного или субъективного начала, хотя применительно к объективным процессам правильнее говорить не о цели, а о прогнозе или результате. Таким образом, сущность и содержание принципов в приведенной классификации могут достоверно рассматриваться на примере субъективной организации в противопоставлении, на фоне и с учетом развития объективных процессов и систем. Это утверждение позволяет перейти непосредственно к анализу содержания принципов организации.

2. Понятие и теоретическое обоснование принципа соответствия

Основы принципа соответствия были заложены около ста лет назад. Американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор - основоположник научной организации труда и управления, "отец научного менеджмента", наблюдая за работой по погрузке чугунных чушек в железнодорожные вагоны и работой землекопов, обратил внимание на то, что рабочие по-разному относятся к своему труду, требующему только физической силы и несложных навыков. Одни, физически крепкие и имеющие средние интеллектуальные способности, работали с удовольствием, для других же эта работа была в тягость. Тейлор предложил провести отбор рабочих на основе научно разработанных критериев и внедрить систему тренировки и обучения их [7, c. 92].

Определить соответствие работника занимаемой должности - задача не из легких. Необходим опыт и умение отделить профессиональные деловые качества от словесной мишуры и внешней помпезности сотрудника. Чаще всего люди пытаются откусить больший кусок, чем могут проглотить, ведь обычно человек весьма высокого мнения о своих способностях и интеллекте. Значительно реже встречаются случаи недооценки своих возможностей, робости, застенчивости. Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник будет стараться сменить место работы ради более интересной должности. Важно вовремя поддержать робкого, помочь ему или умерить непомерные амбиции излишне самоуверенного.

Один из самых знаменитых менеджеров Америки Ли Якокка говорит об этом: "Я наблюдал много случаев, когда люди годами занимали посты, не соответствовавшие их возможностям. Чаще всего администрация не располагала средствами выявить это до того, когда уже было слишком поздно. Любая компания теряет хороших работников, просто оказавшихся не на своем месте; они, быть может, получили бы большее удовлетворение и достигли бы больших успехов, если бы их не увольняли, а переводили на более подходящую для них работу. Совершенно очевидно, что чем раньше выявляется суть проблемы, тем лучше шансы на ее решение" [7, c. 116].

Есть много методов помочь человеку в поисках его истинного места в коллективе, найти свое призвание. Японские менеджеры достигают этой цели путем ротации, т.е. перемещением сотрудника с одного места работы в другие структурные подразделения. Чаще всего эти перемещения производятся "по горизонтали", но иногда и с повышением в должности - "по вертикали".

Многое дает система наставничества, когда к новичку прикрепляют опытного специалиста, и частые контакты руководителя со своими сотрудниками, иногда и в неофициальной обстановке.

Ли Якокка широко практиковал систему обязательных квартальных письменных отчетов о деятельности своих ведущих работников, некоторые руководители делают это ежемесячно. В отличие от Петра Великого, который требовал говорить не по писаному ("дабы дурь каждого видна была"), Якокка считает, что составление отчета позволяет исполнителю глубже вникнуть в конкретные детали, а руководителю - объективно оценить результаты работы сотрудника и сделать обоснованные выводы о его соответствии занимаемой должности.

3. Механизм принципа соответствия

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя - вот основа принципа соответствия. Мы сами можем вспомнить много примеров из своего производственного и жизненного опыта, когда благодаря случайностям конъюнктуры человек со средними интеллектуальными и организаторскими способностями был вознесен на верх служебной иерархической лестницы и, несмотря на все его старания, на работу без отдыха с утра до глубокой ночи, так и не смог добиться каких-либо заметных результатов. Страдает не только работа, под угрозой и его здоровье, благополучие семьи, дружеские контакты с другими людьми. Принцип соответствия необходимо применять каждому руководителю при подборе и расстановке управленческих кадров и в первую очередь при оценке своих собственных возможностей, своего соответствия выполняемой работе. Четко применять принцип соответствия рекомендовал еще великий древнегреческий философ Сократ. Он учил, что главная задача и основное свидетельство искусства любого общественного деятеля, военачальника, торговца, строителя - умение дать человеку работу по его способностям и добиться выполнения порученного задания.

Талантливая и остроумная книга Лоуренса Питера фактически полностью посвящена принципу соответствия. Великолепный коктейль из сатиры, юмора и научно обоснованных фактов, именуемый принципом Питера, имеет горький привкус, но правда в том, что каждый человек поднимается до своего уровня некомпетентности и, увы, остается на нем. "Общая тенденция такова, что со временем каждая должность будет замещена работником, недостаточно компетентным для выполнения своих обязанностей. Вся полезная работа совершается теми, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности" [7, c. 117]. Действительно, редки случаи, когда человек довольствуется должностью, соответствующей его способностям, и может устоять перед соблазном занять более высокую, но превышающую его возможности должность.

Следствием принципа соответствия является разумная, но редко реализуемая на практике рекомендация: каждый человек должен трезво и объективно оценивать свои возможности и опасаться попасть в "зону своей некомпетентности".

Жизненный опыт подсказывает, что достаточно часто руководитель, вполне компетентно и достойно выполняющий свои обязанности в ситуации, когда его передвигают на более высокую должность теряет привычные ориентиры и начинает работать сверх своих возможностей. Приходиться постоянно задерживаться на работе, выполнять срочные задания дома, сокращать время отдыха, сна и общения с родными и друзьями. При такой перегрузке страдает работа, ухудшаются отношения в семье и в итоге обстановка постоянного стресса неминуемо отразиться и на здоровье.

Однако далеко не каждый может честно, мужественно оценить обстановку, понять губительность такой ситуации и принять решение о добровольном переводе на работу, более соответствующую его физическим и интеллектуальным возможностям. Чаще амбиции, самоуверенность, надежда на свое крепкое здоровье и на удачу ("авось справлюсь и все обойдется!") все-таки одерживают верх над разумом.

Заключение

Для определения соответствие работника занимаемой должности необходим опыт и умение отделить профессиональные деловые качества от словесной мишуры и внешней помпезности сотрудника. Чаще всего люди пытаются откусить больший кусок, чем могут проглотить, ведь обычно человек весьма высокого мнения о своих способностях и интеллекте.

Значительно реже встречаются случаи недооценки своих возможностей, робости, застенчивости. Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник будет стараться сменить место работы ради более интересной должности.

Есть много методов помочь человеку в поисках его истинного места в коллективе, найти свое призвание. Японские менеджеры достигают этой цели путем ротации, т. е. перемещением сотрудника с одного места работы в другие структурные подразделения. Чаще всего эти перемещения производятся «по горизонтали», но иногда и с повышением в должности - «по вертикали».

Многое дает система наставничества, когда к новичку прикрепляют опытного специалиста, и частые контакты руководителя со своими сотрудниками, иногда и в неофициальной обстановке.

Список литературы

1. Абросимов И.Д. Менеджмент, как система управления хозяйственной деятельностью - М: Знание, 2003.

2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М: Центр экономики и маркетинга, 2004.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. спец. «Менеджмент» - М.: Гардарика, 2008.

4. Герчикова, И. М. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 2005.

7. Рогожин С.В. История управления. – М.: Издательство «Экзамен», 20002.

8. Румянцева 3. П., Саломатин Н. А. и др. Менеджмент организации. - М: ИНФРА-М, 2005.

9. Симоненко В. Д. Основы менеджмента: Краткий курс лекций. - Брянск: БГПУ, 2007.

10. Тихонравов Ю. В. и др. Теория управления. - М.: Вестник, 2007.

11. Уткин Э. А. Курс менеджмента. – М.: Зерцало, 2008.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по теории организации

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(17.3 KiB, 49 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!