Применение технологии социально-педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания
Педагогические технологии, применяемые в области социальной работы, следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса воспитательного воздействия, как совокупность методов, способов и средств достижения педагогических целей в системе социального обслуживания.
В социальной работе процесс обучения, образования, просвещения осуществляется в виде взаимодействия двух взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: с одной стороны, клиент усваивает определенные знания за счет активизации собственной деятельности, с другой специалист социальной работы предварительно проектирует проблему и управляет процессом ее решения, контролирует качество и ход решения проблемы.
Для процесса обучения взрослых применяется термин «андро-гогика», в отличие от термина «педагогика», который используется по отношению к детям. Именно андрогогика занимает основное место в социальной работе.
Методы педагогики помогают достичь поставленной цели,, реализовать намеченные планы, наполнить процесс обучения информативностью. В технологии обучения метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В технологической системе обучения «целисодержаниеметодыформысредства обучения» методы являются главным звеном. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
В научной литературе приводятся различные классификации методов, которые строятся на основе тех или иных общих признаков. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод (компьютер), упражнения, лабораторный и практический метод, познавательные игры, методы программирования обучения, обучающий контроль и ситуационный метод.
Важнейшим инструментом повышения эффективности обучения является использование активных методов: метода моделирования, методов модульного обучения, ролевых игр, драматизации, метода конкретной ситуации, методов инцидента, тренировки чувствительности, «метода мозговой атаки» («мозгового штурма»), деловых игр, методов погружения (суггестопедия), микропреподавания и многих других.
Педагогические технологии, применяемые в области социальной работы, воплощающие на практике заранее спроектированный процесс воспитательного воздействия на человека, также включают совокупность методов, способов и средств достиже-. ния педагогических целей по воспитанию гармонично развитой личности.
Методы воспитания это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания вершина педагогического профессионализма. Методов воспитания и особенно их различных модификаций накоплено так много, что выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.
Все методы воспитания можно подразделить на две категории.
1. Методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности. К ним относятся поощрения и порицания:
метод поощрения. С давних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание (порицание). Эти методы используются также и для оценки деятельности людей. В поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида. Эффективность поощрения может быть стимулирующим фактором;
метод порицания. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по технологическим вопросам: кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать? Порицание это реакция на нежелательную деятельность и поведение.
2. Методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности. Сюда относятся убеждение и побуждение:метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение главный метод воспитания. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Этот метод также обеспечивает развитие у людей общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать это значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, подчас опираясь на внушение или прибегая к увещеванию, т. е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением.
Широко практикуются в социальной работе такие методы, как рассказы на нравственно-этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, инструкции, дискуссии, доклады, диспуты. Сильнодействующий метод убеждения пример; метод побуждения. Главное здесь нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение важнейший метод воспитания, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.
Одним из важнейших методов воспитания является метод самовоспитания, т. е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему упражнений и тренировок. Метод самовоспитания не только является важным фактором психического здоровья человека, но и решает сверхзадачу: постепенный перевод процесса воспитания в режим постоянного стремления к самосовершенствованию. В полной мере это относится и к самому социальному работнику, так как профессия социального работника требует самоотдачи, самоограничения, стремления помочь подопечному решать сложные проблемы.
Итак, педагогическая технология требует инновационных подходов к ее реализации. Их можно сформулировать следующим образом:
социально-педагогические методы представляют собой определенный социальный процесс и включают в себя множество разноуровневых элементов и факторов, в том числе скрытых, латентных, что обусловливает вероятностный характер педагогического результата;
педагогику как социальный процесс можно рассматривать и оценивать с трех позиций: объектной, субъектной (деятель-ностной) и технологической. Технологическая модель педагогического процесса предполагает: ее расчленение на необходимое и достаточное множество социальных операций (действий), координацию этих действий и обеспечение условий их рационального выполнения, выбор оптимальных вариантов их осуществления;
смысл технологизации педагогического процесса обеспечение возможности для выбора оптимальных вариантов его осуществления, оптимальных обучающих и воспитательных воздействий;
оптимизация педагогического процесса посредством его технологизации предполагает принципиальное расширение круга учитываемых переменных данного процесса, ибо оптимизация достигается путем направленного воздействия на эти переменные с целью достижения истинных знаний;
целесообразно выделение следующих групп переменных воспитательного процесса: структурных переменных (содержание, форма, участники, масштаб педагогического процесса), динамических переменных (стадии, продолжительность, темп, ритм, направление, состояние, обратимость, интенциональность педагогического процесса); факторных переменных (источники, условия и обстоятельства педагогического процесса).
Таковы важнейшие предпосылки использования педагогических методов в социальной работе.