Применение информационных технологий в системе профессионального туристского образования
В высших учебных заведениях, готовящих будущих специалистов в сфере туризма, учащимся должны быть созданы условия для использования технологических возможностей современных средств связи. Поэтому сегодня необходимо на уровне высшего профессионального образования внедрять научно-методические основы разработки и применения средств новых информационных технологий. В настоящее время никто не станет отрицать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия материала, как для обучающегося, так и для обучающего. В связи с этим фактом следует отметить, что использование информационных технологий существенно влияет на характер подачи материала и методы обучения.
На сегодняшний день разработана психологическая концепция проектирования новых технологий обучения и развития детей (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.). Данная концепция базируется на деятельностном подходе к обучению, раскрывающем своеобразие компьютерных технологий как средства организации и развития учебной деятельности. Согласно предложенной концепции, эффективное применение компьютерных учебных средств и соответственно новых технологий обучения внутренне связано с изменением содержания образования, что выразилось в появлении целостных интегральных областей знания, создании интегральных учебных предметов.
За базовую модель учебного процесса принята модель, предполагающая рассматривать процесс обучения как процесс управления познавательной деятельностью учащихся. Согласно этой теории организация процесса обучения, техническое обеспечение, организационные формы проведения занятий - это средство решения задач научения. Информационные и коммуникационные технологии являются одним из таких средств.
В качестве методологической теории, лежащей в основе применения новых информационных технологий в обучении, будем использовать теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий и бихевиористическую теорию. При проектировании учебной деятельности учащихся с помощью средств ИКТ необходимо понимание того, что собственно научение осуществляется только в процессе деятельности самого обучаемого. Никакие самые замечательные видеофильмы и компьютерные программы, прекрасные методики и высококвалифицированные педагоги не могут научить ученика, который пассивен и игнорирует процесс учения. Кроме этого, необходимо всегда помнить, что обучение - достаточно сложный и многоэтапный процесс. Невозможен одномоментный переход от состояния «незнания» к состоянию «знания», от знания к умению, от умения к навыку. Как один из базовых методов, используемых в обучении с помощью ИКТ, будем рассматривать метод программированного обучения. Данный метод предлагает разбивать теоретический материал на части, понимание которых не вызывает трудностей у учащихся. Далее идет закрепление предложенной теории. После этого предлагается следующий фрагмент теории. Реализация подобного процесса обучения реализуется с помощью линейных или разветвляющихся программ.
В качестве инструмента формирования целеполагания и последующей диагностики результатов обучения будем использовать уровни обученности по В. П. Беспалько и таксономию Б. С. Блума. Под средствами информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие функции сбора, предъявления, накопления,хранения, обработки, передачи информации. Направления использования ИКТ в обучении. Модель «Лекция с обратной связью» предполагает использование средств ИКТ как инструмента реализации оперативной обратной связи. Примером может служить чтение лекций с использованием иллюстраций и пояснений средствами ИКТ и одновременной оценкой реакции обучаемых на предъявляемый материал. Модель «лекция без обратной связи» демонстрирует использование ИКТ как средства управления деятельностью учащегося как преподавателем, так и компьютером, но без обратной связи (например, применение ИКТ в качестве иллюстрирующего средства во время лекции).
Модель «диагностика» может быть рассмотрена как аналог компьютерных средств контроля (диагностики) результатов обучения и оперативная коррекция учебной деятельности учащихся с вмешательством педагога в их работу со средствами ИКТ. Модель «дистанционное обучение» предполагает использование ИКТ как средства реализации части или полного цикла управления обучением. В качестве прототипа можно выделить дистанционное обучение во всех его проявлениях (собственно обучение, телеконференции, совместная учебная деятельность в виртуальной реальности и т.п.).
Модель «инструмент преподавателя» предусматривает использование компьютера преподавателем в ходе обучения как вспомогательного средства, не оказывающего непосредственного влияния на деятельность обучаемого. В качестве примера можно привести компьютерный журнал учета успеваемости и посещаемости, специализированную экспертную систему и т.п.
И, наконец, модель «инструмент учащегося» отражает ситуацию, в которой обучаемый взаимодействует одновременно с двумя компонентами: с преподавателем и компьютером. Примером в данном случае может служить организация преподавателем исследовательской деятельности учащихся на основе компьютерных моделей машин, процессов или явлений.
Построенная система моделей охватывает все направления использования ИКТ в обучении и позволяет применять ее не только для классификации и разработки реальных технологий использования ИКТ в обучении, но и для построения прогнозов использования ИКТ в будущем.
Перечислим модели, которые используются, либо будут использованы в будущем при организации обучения в системе профессионального туристского образования на примере предметов культурологического цикла.
В связи с этим в практике обучения предметов культурологического цикла ставится следующая проектируемая цель - сформировать представление о мировом культурном процессе как непрерывном познании и самореализации человека, выработать способность воспринимать различные культуры, их ценностно-смысловые и парадигмальные основания, насыщать ценностным смыслом культурные явления, что в конечном итоге привело бы к умению придать конвертируемость культурным ценностям и смыслам в заданном профессиональном направлении.
Курсы «История изобразительного искусства», «Введение в искусство» предполагают использование модели «лекция без обратной связи» на лекционных занятиях. В качестве демонстрационных материалов выступают документальные и художественные фильмы по различным темам (серия видеоматериалов «Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Русский музей», «Музей им. А. С. Пушкина»), видеоряд произведений изобразительного искусства, отрывки музыкальных произведений.
Модель «инструмент преподавателя» используется при подготовке к занятиям, при подборе материала.
Модель «Лекция с обратной связью» может быть использована в перспективе при проведении занятий с элементами видеоарта, хэппенинга, (использование возможностей виртуальной реальности).
Модель «диагностика» может быть использована для проверки усвоения учебных элементов (решение кроссвордов, тестирование, воспроизведение видеоряда и др.).
Модель «инструмент учащегося» используется студентами при выполнении творческих заданий. При этом осуществляется пользование текстовым редактором, графическими редакторами, сетью Интернет.
Рассмотрим программные средства учебного назначения, которые применимы для целей обучения в данном образовательном модуле.
Обучающие средства: электронное (компьютерное) пособие - интегрированное средство, выступающее как компонент поддержкиучебного процесса и включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленного либо в классическом (текст и графика), либо в мультимедийном виде. Пособие используется как дополнительное средство обучения, отсутствует печатный источник, ограничен охват учебного материала (как правило, электронное пособие ориентировано на изучение какого-либо относительно небольшого раздела учебной дисциплины). Вспомогательные средства.
Справочники. Основное назначение - хранение и предъявление учащимся разнообразной учебной информации. К данной группе средств можно отнести собственно справочники, энциклопедии, сайты, базы данных, используемые в учебном процессе. Предметно-ориентированные среды - пакеты программ, позволяющие оперировать объектами определенного класса. Среда обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств. К данной группе относятся микромиры, моделирующие программы, инструментальные и учебные пакеты предметной направленности.
Средства подготовки документов. К данной категории относятся все пакеты универсального назначения, которые могут использоваться в учебном процессе и как вспомогательные, и как объекты изучения: текстовые и графические редакторы, табличные процессоры и базы данных, пакеты для создания мультимедиа-приложений и Web-документов и т.д.
Бесспорно, что ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют его сделать более эффективным, вовлекая в изучение учебной информации учащихся. Сущность современных информационных и коммуникационных технологий - в их универсальности и многофункциональности. В том, как раскрыть этот потенциал для образовательного процесса, и состоит главная задача совершенствования учебного процесса на базе информационных технологий. Информационные технологии открывают новые возможности для обновления методов преподавания и самого процесса обучения.
© А. В. Деревицкая
Литература
1. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика/ B.C. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
2. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/М. Е. Бершадский, В. А. Гузеев.- М.: Педагогический поиск, 2003. - 256 с.
3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)/ В. П. Беспалько. - М.
- Воронеж, МО ДЕК, 2002. - 352 с.
4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств/ Н.А. Дмитриева.
- М.: Искусство, 1991.
5. Долинер Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты/ Л. И. Долинер. - Екатеринбург, 2003. - 344 с.
6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р).