Прикладное искусство стран Ближнего и Среднего Востока
В Средние века славились оружие и доспехи, произведенные в Дамаске (откуда секрет их изготовления попал в Толедо - тогда Арабская Испания), из булатной стали, полученной холодной ковкой из тонких полос или проволоки путем сложной и в деталях утраченной технологии. Существует несколько разновидностей сталей, различающихся по рисунку, который, в свою очередь, отражает тот или иной способ изготовления.
Если производство толедской стали в наше время возрождено и поставлено на промышленную основу благодаря туристическому и коллекционному спросу, то в отношении дамасской этого сказать пока нельзя.
В отделке оружия, доспехов и других металлических изделий широко применялась гравировка, насечка, позолота и иные приемы.
В Персии и сопредельных странах была широко распространена лаковая миниатюра, прежде всего раскраска каллиграфических принадлежностей, обложек книг, а также шкатулок. Последние, как полагают, послужили образцами для русских лаковых росписей (Федоскино, Палех и т. д.).
Производство расписных (типа кашмирских) и вязаных шалей процветало в Персии.
Резьба по стукку (ганчу) иногда сочеталась с витражами (Йемен). В Андалузии и Марокко были распространены так называемые «сталактиты» - разновидность лепнины и резьбы по стукку;
они широко использовались для декорирования внутренних помещений, что зрительно увеличивало их объем и создавало эффективную игру теней.
Повсеместно изготовлялись люстровые сосуды из стекла, отливающие металлом. Изделия из стекла, в том числе цветного и с накладками, были одним из предметов экспорта.
Применялась крупная резьба по дереву. С ее помощью обычно украшались кафедры-минбары в мечетях, входные и внутренние двери, иногда панели на стенах. Дерево стоило дорого и поэтому, как правило, его использовали для производства наиболее заметных и важных элементов жилья или иных строений. В Средней Азии из цельных стволов дерева иногда делали резные колонны айванов.
Повсеместно были распространены мелкие резные изделия:
шкатулки, подставки для книг, низкие табуретки и т. п. Иногда из дерева делали посуду, как правило, ее использовали кочевники, ибо она не бьется подобно глиняной и относительно легка.
Садовая архитектура. Заметным явлением мусульманской культуры была садовая архитектура, сочетавшая в себе умение «вписать» дворцовые садики и парки в общий ансамбль, подобрать растения по их качествам, чтобы они цвели и благоухали круглый год, а также селекцию садовых культур, умение создать свой микроклимат. Часто эти дворики служили местом для приятного времяпровождения элиты.
Повсеместно, особенно в Персии и Турции, высоко ценилось разведение роз. Многие поэтические произведения персов связаны с этими розариями («Гюлистан»),
Существовали и поэты, чьей специализацией было воспевание садов и парков, культурной природы в целом. Например, сириец ас-Санаубари (X в.) писал:
И как судьба неотвратимо, пришла к нам новая весна.
Стал цвет глубок и снег прозрачен, теперь везде царит она.
В листве - смарагда полыханье, в ручьях - живой хрусталь звенит,
Жемчужный воздух в небе тает, и землю яхонт пламенит.
В условиях, когда изображение живых существ считалось нежелательным, пышно расцвело искусство каллиграфии. Обладать хорошим почерком считалось обязательным для каждого образованного человека.
Постепенно выработалось множество почерков, которые применялись в разных случаях и в разных странах, так что по почерку на надписи часто уже можно судить, из какой среды она вышла и ,< какому жанру относится.
Наиболее древним считается почерк куфи, названный так по имени города в Ираке - центре раннего ислама. Куфи имеет строгие, угловатые очертания, несколько напоминая в этом отношении древнерусский устав. Позднее куфи применялся главным образом для монументальных надписей коранического характера, сделанных на архитектурных сооружениях. Наибольшее распространение получил стиль насх -округлый, наклонный разборчивый: им часто пользуются в повседневной жизни. Большое значение придавалось выбору цвета чернил, поскольку он должен был передавать соответствующее настроение, особенно если речь шла о Коране или поэтических сборниках. В тунисском руководстве XI века перечисляются чернила рубиново-красные, пурпурные, зеленые и желтые, переливчато-синие и разных оттенков розового, фисташкового и абрикосового цветов.
Для хранения письменных принадлежностей использовались изящные и удобные коробочки. Мусульмане рано начали использовать бумагу вместо пергамента или папируса-в 751 году они захватили в сражении китайских мастеров, которые обучили их изготовлению бумаги.
Нередко из каллиграфически написанных фраз или отдельных слов составлялись целые сюжетные картинки или орнаменты. Например: мусульманский символ веры - шахаду могли вписать геометрическим куфическим письмом в квадрат или изобразить в виде лодки с гребцами, благие пожелания изобразить в виде птицы, молитву с прославлением «дважды родственника» Пророка Мухаммеда - Али вместить в составленное из букв изображение льва, который был символом этого почитаемого мусульманского святого.
Для письма со времен античности употреблялось тростниковое перо-калам (его можно увидеть и на древних русских иконах). Стилистика каллиграфии тяготеет к экспрессивному скорописному курсиву либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб легкости чтения (славянская вязь читается не легче, чем арабская). В странах, где ислам ограничивал возможности изобразительного творчества, каллиграфия стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором. Среди крупнейших мастеров - мастера шифра «насхи» Ибн Мукла (X в.), Ибн Бавваб (XI в.), Якут Мастасими (XIII в.) в Багдаде, иранские и среднеазиатские мастера шифра «насталик» Мир Али Тебризи и другие (XIV-XVI вв.).
Виртуозы каллиграфии умеют представлять тексты, написанные арабской вязью в виде рисунков зверей, кораблей и т. п., сочетая таким образом литературное содержание с изобразительным искусством и визуальным выражением некоего загадочного смысла. Попытка проникнуть в сокровенный смысл такого каллиграфического шедевра настраивает читателя на созерцание и философские раздумья. Не в пример Европе в мусульманском мире занятие каллиграфией считалось делом почтенным и даже богоугодным (если речь шла о переписке Корана и других религиозных книг). Ей отдавали дань не только священнослужители и ученые, но и полководцы, правители. Современники с умилением описывали, как поздно ночью, когда все спят, какой-нибудь военачальник старательно выводил вязь. Нередко такие люди гордились, что за жизнь переписали несколько Коранов и других книг.
Арабская вязь часто использовалась в архитектурном декоре как снаружи, так и внутри зданий. В мечетях мастерски исполненные цитаты из Корана в известной мере играли роль христианских икон.