Приемы и техника управления учащимися на уроке
Приём – образ действия, как действовать, чтобы добиться результатов
Принципы педагогической техники (по Гину):
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ: не только давать знания но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. использовать в обучении открытые задачи
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет не представим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания... Учитель не имеет "термометра настроения" или "высотомера понимания", но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда будут стремиться узнать: а что же дальше? Если Согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и захотят ее подкрепить.
Принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они обучают друг друга.
Пример:Приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных; б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов; в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала