Причины и условия появления рынка

Начало учению о рынке положил А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Согласно этому учению объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Производственные возможности  человека ограничены в сравнении с его потребностями.  Человек,  каким бы он ни  был способным,  может  работать  и что-либо производить только в одной какой-нибудь области,  в то время как его  потребности неограниченны и многочисленны.

Ограниченная производительность – это свойство любого фактора производства: и работника, и орудий труда, и предметов труда и т. д. Ограниченность производительности ресурсов люди преодолевают посредством обмена одного продукта труда на другой.

Таким образом,  рыночные отношения возникают из естественного желания людей обмениваться продуктами своего труда  с целью удовлетворения самых разнообразных  потребностей.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда и специализация. Общество состоит из индивидов, каждый из которых специализируется на производстве отдельных продуктов. Первоначально специализация происходила на основе половозрастных особенностей людей. Взрослые мужчины занимались охотой, женщины  и дети – собирательством. Впоследствии специализация стала зависеть от приобретенных в ходе хозяйственной деятельности навыков и умений.  Каждый стал заниматься тем, что у него лучше получалось и на что он расходовал меньше ресурсов в  сравнении с другими работниками.

Разделение труда и специализация привели к росту производительности труда, что было обусловлено, с одной стороны, совершенствованием производственных навыков людей, с другой – совершенствованием орудий труда, при помощи которых они производили продукцию. В результате роста производительности труда работник мог произвести продукцию в количестве, достаточном для удовлетворения своих личных потребностей, и у него оставался еще излишек. Излишек мог использоваться для удовлетворения потребностей других людей. И чем выше был рост производительности труда, тем больше было излишка.

Таким образом, каждый член общества, специализируясь на производстве определенного продукта, излишек производит для других членов общества, но, в свою очередь, нуждается в продуктах, производимых другими.

Вторым условием возникновения рынка является экономическое обособление производителей. Экономической основой обособления производителей является установление частной собственности на факторы производства. Если факторы производства находятся в частной собственности, то и продукты производства должны принадлежать тем, кто является собственником этих факторов. Экономическое обособление означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен произведенными продуктами. Обмен – это форма связи между специализированными и обособленными производителями. В условиях общественной собственности на факторы производства обмен деятельностью в виде обмена произведенными продуктами не носил рыночного характера. Продукт распределялся по законам общины или по правилам, которые устанавливал экономический центр. Только с установлением частной собственности обменная  деятельность принимает товарную форму и между потребителями и производителями возникают свободные рыночные отношения.

Эффект рынка состоит в том, что увеличиваются возможности всех и каждого в достижении экономических целей. Теперь люди, специализируясь в какой-то одной сфере деятельности, путем обмена могут удовлетворять свои неограниченные потребности в продуктах, производимых в других отраслях производства. И чем выше будет производительность их труда, тем больше будет возможностей для удовлетворения растущих потребностей. В рыночной экономике нет индивидов и организаций, которые, находясь между производителями и потребителями,  занимались бы решением экономических проблем. Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей, которые общаются на языке цен и решают три  основных  вопроса  экономического развития:  что,  как и  для кого  производить?

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!