Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 2151 УК РФ)

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется следующими альтернативными действиями:

1) прекращение подачи электроэнергии, т. е. полное отключение потребителей от источника энергоснабжения;

2) ограничение подачи электроэнергии, т. е. ее периодическое отключение либо подача с заниженными напряжением или силой тока;

3) отключение от других источников жизнеобеспечения – полное или пе­риодическое прекращение подачи газа, тепла, воды и т. д.

Прекращение подачи электрической энергии означает полное отключение ее от потребителей, а ограничение подачи –  сокращение объемов потребления. Незаконность совершения этих действий означает их противоречие нормативным актам либо произвольность совершения при отсутствии законных оснований (например, при наличии оплаты потребителей за предоставленные услуги).

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» перерыв, прекращение или ограничение в подаче энергии допускаются только в отношении потребителей-задолжников по оплате после предварительного (не менее чем за десять дней) уведомления абонента в порядке, утверждаемом Правительством РФ (кроме случаев принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии, ч. 3 ст. 546 ГК РФ)[1].

Перечень объектов, в отношении которых невозможно полное отключение электроэнергии, установлен приложением 6 к Постановлению Правительства РФ от 31 августа 2006 г. «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»[2]. К таковым относятся:

1. Объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи.

2. Объекты водоснабжения и канализации, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных предприятий, метрополитен.

3. Воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации.

4. Исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы.

5. Объекты Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.

6. Федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами.

7. Объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ.

8. Питающие линии электроснабжения, обеспечивающие системы пожарной безопасности.

9. Объекты систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Отключение потребителей от других источников жизнеобеспечения означает полное или частичное прекращение подачи тепловой энергии, воды или газа любым категориям потребителей. Порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии и газа организациям-потребителям установлен Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов»[3]. Порядок прекращения или ограничения отпуска абонентам питьевой воды определен Постановлением Правительства от 12 февраля 1999 г. «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»[4].

Преступление считается оконченным при наступлении одного из  следующих послед­ствий:

–  причинения крупного ущерба – ущерба, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей (в соответствии с примечанием к ст. 216 УК РФ);

–  тяжкого вреда здоровью человека;

–  или иных тяжких последствий – оценочный признак должен решаться в каждом случае с учетом фактических обстоятельств дела, например, дезорганизация работы предприятий с непрерывным производственным циклом, загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью средней тяжести многих лиц и т. д.

Субъективная сторона состава прекращения или ограничения подачи электрической  энергии  либо отключения от других источников жизне­обеспеченияхарактеризуется неосторожной формой вины в виде легко­мыслия или небрежности.

Особенность субъекта состоит в том, что им может быть только должностное лицо (см. примечание к ст. 285 УК РФ) либо лицо, выполняющее управленческие функ­ции в коммерческой или иной организации (см. примечание к ст. 201 УК РФ). Так, по ч. 1 ст. 2151 УК РФ были квалифицированы действия Г. Согласно представлению прокурора Г., являясь генеральным директором ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», которое по договору энергоснабжения от 8 января 2003 года приобретало у ЮПЭС ОАО «Читаэнерго» электроэнергию и через принадлежащую акционерному обществу главную понизительную станцию поставляло электроэнергию в производственные объекты ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», а также состоявшим с ним в договорных отношениях потребителям, в том числе муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ», обеспечивающему электроэнергией жилые дома села Усть-Борзя, школу и администрацию села.

В связи с задолженностью ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» по оплате за электроэнергию перед ЮПЭС ОАО «Читаэнерго» в размере 508966 рублей 28 апреля 2003 года предприятию была прекращена подача электроэнергии.

Г. как лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации, дал указание по ограничению подачи электроэнергии жителям села Усть-Борзя через принадлежащий предприятию электросетевой комплекс, что повлекло причинение крупного ущерба и других тяжких последствий.

Подключение электроэнергии потребителям было произведено лишь 30 октября 2003 года. Отсутствие электроэнергии в течение длительного времени повлекло нарушение конституционных прав граждан, которые не имели задолженности по оплате за услуги, в том числе инвалидам, ветеранам труда, одиноким матерям, пенсионерам, и причинение материального ущерба в размере 936172 рубля и морального вреда в размере 133390000 рублей, который признан крупным[5].

В ч. 2 ст. 2151 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение тех же деяний, повлекших по неосторожности смерть человека.

 

[1] Собрание законодательства  РФ. – 2003. – № 13. – Ст. 1177.

[2]Собрание законодательства  РФ. – 2006. – № 37. – Ст.  3876.

[3] Собрание законодательства  РФ.  – 1998. – № 2. – Ст. 262.

[4] Собрание законодательства  РФ. – 1999. –  № 8. – Ст. 1028.

[5] Определение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г.Дело № 72-о04-64 // СПС КонсультантПлюс.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!