Предприятие как орган экономического роста и развития

Содержание

Введение
I. ПРЕДПРИЯТИЕ - КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.1. Назначение и сфера деятельности предприятия
1.2. Производственное предприятие — сфера материального производства
1.3. Классификация предприятий

Заключение
Список литературы

Введение
На рабочих местах и в цехах производственных предприятий создается материальная база, обеспечения жизнедеятельности каждого человека в отдельности и общества в целом, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий транспорта, торговли и связи. Поэтому знание экономики предприятий, где создаются предметы жизнеобеспечения — необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач.
Значительное место отводится вопросам предпринимательства в сфере производства, включая индивидуальные и коллективные, частные и функционально-управленческие формы, а также вопросам современного состояния и основных направлений развития планово-экономического менеджмента. Проанализированы организация экономической и коммерческой работы на предприятиях в России и за рубежом, методы и средства достижения успеха.

ГЛАВА I. ПРЕДПРИЯТИЕ - КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.2. Назначение и сфера деятельности предприятия

Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал. Наряду  с этим в научной литературе широко используются не одно, а два схожих понятия — «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма — общее понятие коммерческой организации.
Принято считать, что предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и некоммерческие (например, оздоровительные) структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях. В настоящее время по мере расширения сферы коммерческой деятельности фирменное наименование получают различного типа организации. К ним относятся:
• производственные организации, занятые в основном изготовлением, строительством и поставкой потребителям готовой товарной продукции личного, общественного и производственного потребления;
• торговые организации;
• брокерские, венчурные, консалтинговые и другие организации.
Все организации указанного профиля связаны с производством или выполняют вспомогательные посреднические функции между производителями и потребителями товаров.
В соответствии с основной целью производственного предприятия — получением прибыли на вложенный в производство труд и капитал — выстраивается цепь действий. Прежде всего предприятие определяет:
• куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид производства и продукции можно с выгодой вложить капитал;
• каким образом, при   помощи каких средств и механизмов
можно обеспечить наращивание капитала.
В связи с этим предприятие досконально изучает доступные для него рынки сбыта товарной продукции, анализирует свой потенциал, включая:
• производственные мощности, их структуру и загрузку;
• кадры предприятия, их квалификацию и возможность пополнения;
• финансы (как собственные финансовые ресурсы, так и перспективы получения кредитов банка);
• наличие и возможность осуществления инновационных проектов (в том числе финансируемых со стороны) по выбранному перспективному виду продукта.
В условиях конкуренции и ускорения технического прогресса перечисленные и некоторые другие секторы анализа предприятие вынуждено осуществлять непрерывно. В противном случае оно будет работать «вслепую», и потому может оказаться банкротом.

1.2. Производственное предприятие — сфера материального производства
Производственное предприятие — это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.
Внутренняя среда предприятия (фирмы) — это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис. 1.1).

Основу предприятия (фирмы) составляют люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами.
Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, люди не могут трудиться на пустом месте. Им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготовляется продукциями оборотные  средства, из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых
материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчет
ном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии
достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.
Важное значение для работы предприятия имеет информация — коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции соответствующего количества и качества.
Разумеется, изолированных от внешнего мира предприятий не существует. Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия, — это, прежде всего, потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия (рис. 1.2).

Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, — главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы. Поскольку переработка исходного сырья в готовый для потребления продукт проходит много ступеней на отдельно взятых специализированных предприятиях, большинство из них (особенно в таких отраслях, как химия, металлургия и машиностроение) являются не только поставщиками собственной продукции, но и наиболее крупными потребителями продукции других предприятий.
Например, металлургический завод является поставщиком металла для машиностроительных и других предприятий и населения и вместе с тем потребителем угля и руды, добытых горнодобывающими предприятиями, а также потребителем продукции машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, энергетики.
К числу поставщиков предприятия следует, очевидно, причислить кредитные учреждения — банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно-техническую информацию и проектную документацию. Контроль исполнения законов осуществляется правительством и местными органами власти. Вследствие того, что предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе, на его деятельности концентрируется внимание субъектов внешней среды — населения, правительственных . органов, поставщиков и потребителей продукции. Во внешней среде активно действуют и конкуренты, готовые в любое время полностью или частично занять место предприятия на рынке. Оценка сильных и слабых сторон предприятия (фирмы), определение его конкурентных преимуществ специалистами и руководителями предприятия позволяют избегать провалов в работе. Разработка перспективных вариантов программы действий обеспечивает закрепление имеющихся достижений и их наращивание. Коммерческая самостоятельность предприятия (фирмы) не только раскрепощает инициативу персонала, но также повышает его ответственность за конечные результаты работы предприятия.
С чисто правовой стороны, согласно законодательству Российской Федерации предприятием (фирмой) является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. К важнейшим задачам действующего предприятия (фирмы) относятся:
• возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
• недопущение сбоев в работе предприятия (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия);
• обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
• обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;
•  создание рабочих мест для населения, живущего  в окрестностях предприятия;
• охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);
•  стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.
Задачи предприятия (фирмы) определяются интересами владельца, размером капитала, ситуацией внутри предприятия (фирмы), внешней средой (рис. 1.3).

Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за его владельцем независимо от его статуса — частное лицо, государственный орган или акционер. Владелец, действуя в рамках закона, исходя из собственных интересов, поставленных им целей и выбранных приоритетов, не  только обладает правом, но вынужден формулировать и ставить задачи перед коллективом предприятия. В противном случае вместо него это сделает кто-то другой в своих интересах. Но всегда, во всех случаях главной задачей предприятия является возмещение затрат и получение дополнительного дохода за. счет реализации потребителям производимой продукции (выполняемых работ, оказанных услуг). Только на основе полученного дохода решаются текущие и перспективные задачи производства.
Орган, который формулирует и конкретизирует какую-либо хозяйственную задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения. Это могут быть целесообразность этой задачи с точки зрения интересов и профиля предприятия; наличие достаточного объема денежных и материальных ресурсов, а также квалифицированных кадров; отсутствие запретов и ограничений производственной деятельности и т. п.
Независимо от формы собственности, размеров и отраслевой принадлежности предприятие работает, как правило, на условиях коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Руководство предприятия самостоятельно заключает договоры с потребителями продукции (в том числе получает государственные заказы), заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных производственных ресурсов, осуществляет наем рабочей силы, управляет собственными финансами, ведет денежные расчеты.
К основным функциям производственного предприятия можно отнести:
• изготовление продукции для производственного и личного
потребления в соответствии с профилем предприятия и спросом
на рынке;
• продажу и поставку продукции потребителю;
• послепродажное обслуживание продукции;
• материально-техническое обеспечение производственного
процесса на предприятии;
• управление и организацию труда персонала на предприятий;
• повышение качества продукции;
• снижение удельных издержек и рост объема производства на
предприятии;
• предпринимательство;
• уплату налогов, внесение обязательных и добровольных взносов
и осуществление платежей в бюджет и др.;
• соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от размера предприятия (фирмы), который определяется объемом производства; отраслевой принадлежностью; степенью специализации и кооперирования; наличием коммерческой и социальной инфраструктуры; формой собственности; взаимоотношениями с местными органами власти.
Экономические и социальные задачи, из которых вытекают функции предприятий, определяются многими факторами и неодинаковы для различных предприятий. Одно дело — малое предприятие, например, по индивидуальному пошиву женского платья, с числом работников 14—20 человек, совсем другое — крупный металлургический завод, где заняты десятки тысяч работников. В первом случае с предприятием связан его малочисленный коллектив и ограниченное количество заказчиков и партнеров. Во втором — целый город или его большой район, а также огромное количество потребителей, на результаты деятельности которых большое влияние оказывают цена, качество и ритмичность поставок продукции.
Предприятие несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а также на закупку сырья и материалов, оплату рабочей силы.
Администрация и персонал предприятия обязаны постоянно заботиться о том, чтобы изготовленная продукция была достаточно высокого качества и не слишком дорогостоящей. То и другое необходимо для завоевания и удержания рынка сбыта. Продукция низкого качества, так же, как и слишком дорогостоящая, заставляет потребителя искать поставщика, у которого можно приобрести те же изделия с лучшими качественными показателями или по более низкой цене. Чтобы не терять потребителей, специалисты предприятия изучают рынки сбыта продукции, принимают меры по ускорению научно-технического прогресса, улучшению качества продукции, снижению ее себестоимости. Фактически ситуация на производственных предприятиях, в их трудовых коллективах определяет состояние и темпы развития экономики страны, свидетельствует о степени эффективности экономической политики правительства.

1.3. Классификация предприятий
Основными признаками классификации предприятий являются:
• отраслевая и предметная специализация;
• структура производства;
• мощность производственного потенциала (размер предприятия).
Одним из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. При создании предприятий четко определяется, для выпуска какого конкретного вида продукции (вида работ) они предназначены. В зависимости от этого предприятия разделяются на:
• промышленные предприятия по выпуску машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и других средств производства;
• сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;
• предприятия строительной индустрии, транспорта.
С точки зрения потребностей человека важнейшими являются предприятия, производящие предметы потребления, т. е. предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, жилищного и коммунального строительства.
Крупные отрасли народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные - в частности, промышленность делится на 2 большие специализированные отрасли: добывающая и перерабатывающая.
В свою очередь, перерабатывающая отрасль подразделяется на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.
В силу различных причин специализация предприятия не обязательно совпадает с административной структурой и с основной специализацией отрасли. Например, во многих отраслях, не относящихся к машиностроению (металлургической, угле- и нефтедобывающих), имеются крупные заводы по производству машин и оборудования, его ремонту. Наряду с этим в машиностроительной отрасли имеются металлургические и химические предприятия, электростанции, транспортные подразделения и пр. Поэтому в народном хозяйстве используются 2 определения отраслевой принадлежности предприятия: административно-организационная  и продуктовая (чистая).
При использовании административно-организационного признака учитываются основной заявленный вид деятельности и принадлежность предприятия тому или иному ведомству или предпринимательскому союзу. Предприятия, выпускающие, например, машиностроительную продукцию, будут учитываться в той отрасли, с которой они административно связаны, — к примеру,  в угольной.
Согласно второму признаку отраслевой принадлежности выпускаемой продукции определяются структура и объем производства по каждой так называемой продуктовой (чистой) отрасли. В таком случае все машиностроительные предприятия и цехи независимо от их административной подчиненности относятся к машиностроению, транспортные — к транспортной отрасли, строительные — к строительной и т. д.
На практике все реже можно четко определить отраслевую принадлежность предприятий, поскольку большинство из них имеет межотраслевую структуру. В связи с этим  по структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.
Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства,  например производство чугуна, стального проката, литья, паковок для машиностроения, выработка и постановка электрической и тепловой энергии, производство зерна, мяса и т. д.
Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве — на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т. д.
По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, выходят за рамки прежней специализации, резко расширяют ассортимент продукции и услуг и захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми —диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Переход капитала из одной отрасли экономики в другие происходит при этом в рамках одной фирмы.
Так, Московский завод карданных валов, бывший ранее машиностроительным предприятием, освоил выпуск около 53 изделий, относящихся к химической и легкой промышленности, приборостроению, в том числе пластмассовых детских игрушек, светильников, малярных валиков, дамских сумочек и др.
Диверсификация оказалась основным направлением предпринимательской деятельности конца XX в. Некогда специализированные предприятия в течение короткого промежутка времени трансформировались в новую категорию — фирмы, объединяющие разнородные виды предпринимательской производственной и коммерческой деятельности. В этом случае группировка предприятий по отраслям теряет смысл — группируется только продукция.
Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид. Например, выплавленный в доменных печах чугун наряду с его реализацией потребителям переплавляется на собственном предприятии в стальные слитки, часть которых продается потребителям, а часть поступает на дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстильной промышленности комбинирование проявляется в изготовлении из сырья волокна, из волокна - пряжи, из пряжи — полотна.
Наиболее сложным комбинированным производством является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу. В частности, при выплавке чугуна из железной руды в отходы вместе с породой часто уходят ценные компоненты, содержащие цветные и редкие металлы. Для их извлечения на предприятиях черной металлургии строятся цехи цветной металлургии. Кроме того, отходы доменного и сталелитейного производства на этих предприятиях часто перерабатываются в строительные материалы. Таким образом, на основе одного и того же исходного сырья (в данном случае железной руды) на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.
Классификация предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на 3 группы: малые, средние, крупные.
При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели:
• численность работающих;
• стоимостный объем выпуска продукции;
• стоимость основных производственных фондов.
Советская централизованная система управления экономикой в прошлом  опиралась главным образом на крупные производственные объединения и поощряла их развитие. В промышленности страны средний размер предприятий, рассчитанный по числу занятых, был в 8 — 12 раз больше, чем в странах Запада и Японии. Это диктовалось рядом причин:
• во-первых, из единого центра управлять меньшим количеством крупных объектов было легче, чем большим количеством мелких объектов;
• во-вторых, централизованная государственная система в значительно меньшей степени заинтересована в развитии малого предпринимательства, чем рыночная, и, будучи монополистом в рамках всего народного хозяйства, практически полностью застрахована от конкуренции и негативных последствий монополизма со стороны крупных предприятий и объединений внутри самой системы;
• в-третьих, крупномасштабное производство независимо от форм собственности и государственного устройства в принципе эффективнее и стабильнее мелкомасштабного.
Крупные предприятия за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ. В частности, для изготовления продукции в больших объемах применяются оборудование и технология, обладающие, как правило, значительно более высокими экономическими и техническими показателями, чем для изготовления небольших партий.
Например, автоматическая линия, применяющаяся для изготовления дверных петель, производительностью 1,5 млн. изделий в год приносит на крупном предприятии доход 12 руб. на одно изделие, или 18 млн. руб. в год. Стоимость линии вместе с доставкой и монтажом — 54 млн. руб. Следовательно, срок окупаемости затрат на приобретение линии - 4 года (54 000 000 : 18 000 000 = 4 года), после чего линия будет приносить предприятию чистый доход. При изготовлении меньшего количества петель на малом предприятии (допустим, 10 тыс. изделий в год) линия становится убыточной. Затраты на ее приобретение условно могли бы окупиться лишь через 54 года: 54 000 000: (10 000 изд./год х 10 руб./изд.).
Указанная автоматическая линия на малом предприятии с первого дня ее работы будет приносить убытки, потому что дополнительные расходы на ее амортизацию, ремонт и обслуживание сохранятся в полном объеме относительно балансовой стоимости, а мощность, обеспечивающая экономию, при этом станет использоваться всего на 7 %. Таким образом, для малого предприятия новейшая высокопроизводительная техника, как правило, оказывается недоступной. Фактически без государственной поддержки малое предпринимательство, особенно в производственной области, в настоящее время не в состоянии выжить и развиваться.
Децентрализованная рыночная экономика находится под давлением монополизма со стороны крупных объединений и корпораций. В борьбе с ними государственные органы вынуждены поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринимательства. При содействии государства в противовес монопольному диктату гигантов на рынках сбыта появляются тысячи мелких производителей, которые не позволяют монополиям полностью навязывать условия производства и сбыта, а также качество товаров и цены на них. Примером может служить ситуация на рынке США в конце текущего столетия, где 6 крупнейших пивоваренных предприятий долгое время полностью контролировали производство и реализацию данного напитка. В конечном счете, как отмечалось потребителями, монополия привела к производству продукта с низкими вкусовыми качествами. Однако с появлением во второй половине 80-х гг. сотен микропивоварен ситуация изменилась. Несмотря на то, что поданным статистики объем продукции мелких предприятий в общем производстве пива составил немногим более 1%, пивоваренные гиганты начали улучшать качество и ассортимент напитка по всей стране.
Малые предприятия появляются не только в качестве конкурентов монополий, но и в качестве их сателлитов. В таком случае по договоренности
и на основе технической документации, разрабатываемой крупнейшими
фирмами, небольшие предприятия изготавливают для крупных фирм нужные им комплектующие изделия. Это выгодно обеим сторонам: крупная
фирма освобождается от необходимости налаживать у себя карликовое
производство, а мелкий предприниматель обеспечивается постоянными заказами и покровительством крупной фирмы.

(40.1 KiB, 47 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!