Предпринимательство в РФ - Часть 2

ГЛАВА I. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОСОБАЯ ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие и сущность предпринимательства

Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан и объединений граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме (1, с. 8).
В одном из зарубежных учебников по бизнесу дается и такое определение: «Предпринимательство - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций».
В большинстве определений подчеркивается, что предпринимательство - это деятельность частных лиц и организаций, то есть бизнес основан на частной, негосударственной собственности на факторы производства (1, с. 8). При этом все же не следует отрицать наличие государственного бизнеса.
Предпринимательство не есть какой-то особый вид хозяйствования - ведь практически любая экономическая деятельность может быть предпринимательской. Возможно и государственное предпринимательство (что на первый взгляд не согласуется с приведенными выше определениями), а не только частное, хотя многие экономисты считают бизнес присущим лишь частным предприятиям. Но ведь и на частных предприятиях вовлекается в дело государственный капитал, например для выполнения государственного заказа на выпуск конкретных товаров, изделий (12, с. 25).
Сформулируем основные признаки предпринимательства, отличающие его от других форм экономической деятельности. Наиболее показательно предпринимательство характеризуется такими признаками, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений. Если перечисленные признаки присущи экономической деятельности, то ее можно с полным основанием назвать предпринимательством, бизнесом.
Предпринимательская деятельность чаще всего относится к так называемому малому бизнесу, к экономике малых форм, осуществляется в рамках небольших предприятий (1).
Предпринимательство в разных отраслях имеет выраженные особенности и отличается по содержанию и технологии проведения предпринимательских действий. Даже вид товаров и услуг, с которыми имеет дело предприниматель, способ их получения активно воздействуют на характер бизнеса. Например, одна ситуация, когда предприниматель производит продукцию, приобретая факторы производства, другая - когда он перепродает готовый товар, и третья - когда предприниматель не производит товары, не торгует ими, а посредничает, соединяя производителей и потребителей.
В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.
Основу производственного предпринимательства составляет производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое. При этом предприниматель, используя в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции, услуг, информации, духовных ценностей для последующей продажи потребителям или торговым организациям. Производственное предпринимательство относится к числу самых общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса. Оно не приносит столь быстро прибыль, как другие виды бизнеса, и поэтому не так притягательно для постсоветского предпринимательства, для начала деятельности бизнесмена. В основе производственного бизнеса лежит изготовление материальных и духовных ценностей и благ. К этому виду бизнеса относятся строительные работы, транспортные перевозки, услуги связи и бытовые услуги, производство информации и многое другое. Основная функция производственно-предпринимательской деятельности - организация производства (12, с. 31).
Осуществление производственного бизнеса связано с необходимостью приобретения предпринимателем набора производственных факторов. Для изготовления продукции необходимы оборотные средства: материалы и полуфабрикаты, используемые при изготовлении продукции, и энергия, потребляемая при обработке этих материалов. Приобретаются указанные ресурсы у собственников оборотных средств за деньги. Основные средства - рабочие помещения, машины, оборудование, приборы - либо имеются у предпринимателя, либо их надо приобрести или получить в аренду. В случае приобретения или аренды за них уплачивается денежная сумма, которая зависит от вида и количества потребных основных средств и цен на них. Приобретаемые предпринимателем основные средства имеют длительный срок службы и переносят свою стоимость на готовую продукцию не за один производственный цикл, поэтому неправомерно считать их стоимость равной расходам предпринимателя на производство одной партии товара. Вместе с тем наличие у предпринимателя собственных основных средств не означает полного отсутствия расходов при использовании основных средств. Расходы соответствуют сумме денег, необходимых для компенсации износа основных средств в течение времени производства конкретной партии товара или производственного цикла, то есть соответствуют амортизации основных средств. Привлечение рабочей силы покрывается для предпринимателя расходами на оплату труда наемных работников. В ту же величину включается и заработная плата самого предпринимателя как издержки, оплачиваемые из выручки за продажу товара.
Кроме перечисленных издержек предприниматель-производственник несет расходы на приобретение самой разнообразной информации, на транспортировку и хранение материалов, готовой продукции, ремонт оборудования и многие другие.
Потребность во множестве упомянутых факторов и соблюдении многообразных непростых условий сдерживает развитие производственного предпринимательства. Кроме того, данный вид бизнеса требует высокой квалификации, а сложности и невысокая престижность производственной деятельности побуждают бизнесмена искать более доступные и легкие источники дохода. Между тем именно производственное предпринимательство необходимо обществу как возможность реализации национальной идеи, а самому бизнесмену, тяготеющему не к сиюминутному успеху, даст стабильный успех в перспективном устойчивом деле. Так что старый девиз «держись за заводскую трубу» не потерял своей актуальности и сегодня (1).
В коммерческом предпринимательстве бизнесмен выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Прослеживается тесная взаимосвязь между бизнесом в сфере производства и в сфере обращения, обмена: произведенные товары надо обменивать на другие товары или деньги. Исторически бизнес в сфере ремесел немедленно порождал активность в купеческом деле. Так было много веков. Отметим, что активной стороной не всегда выступало производство: зачастую именно коммерция, выявляя спрос на товары, побуждает производственный бизнес к активности.
Коммерция в узком смысле слова - это торговля, а коммерсант - торговый работник. Поскольку много лет подряд страна не знала практически никакой другой торговли, кроме государственной, то коммерсантами называли частных или «теневых» торговцев, отождествляя коммерцию и спекуляцию как источник нетрудовых доходов. Исключение составлял лишь продавец продовольственных товаров собственного производства на колхозном рынке. Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности.
Товар закупается обычно по оптовым ценам, а прибыль предпринимателя образуется за счет продажи товара по ценам, превышающим цену приобретения. Причем прибыль предпринимателя фактически ниже суммарной разницы в ценах покупки и продажи. Существуют расходы на оплату труда работников и самого предпринимателя, издержки на транспортировку и хранение товаров, расходы на содержание торгового помещения и оборудования плюс традиционные налоги. За вычетом перечисленных издержек и может быть рассчитана прибыль предпринимателя. Формула торговой сделки: «товар - деньги» при продаже и «деньги - товар» при покупке. При довольно простой формуле реальная картина коммерческого бизнеса весьма сложна. Этот вид предпринимательства включает поиск, закупку товара конкретного типа, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту торговли, продажу и зачастую послепродажное обслуживание покупателя, например гарантийное обслуживание. Сам процесс торговли предполагает и документальное оформление сделок. Торговое предпринимательство охватывает и бартерные, товарообменные операции. В коммерческом предпринимательстве задействованы практически все те факторы и ресурсы, что и в производственном, но некоторые из них - в меньших масштабах. Данный вид предпринимательства привлекает возможностью продать товар дороже, чем он был куплен, и получить высокую прибыль. Такого рода спекуляция, если она проводится без нарушения правил перепродажи и других норм, законна и не является предметом осуждения (1).
Финансовое предпринимательство - это особый вид коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта и ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые ему в кредит. Финансовое предпринимательство распространяется на широкий круг операций включающих продажу и покупку иностранной валюты, обмен ценных бумаг на деньги, на валюту или на другие ценные бумаги. Многие из этих операций освещены во второй части книги (1, с. 32).
Финансовое или, как его еще называют, финансово-кредитное предпринимательство по своей сути - продажа одних денежных средств за другие, в частности нынешних денег за будущие, по другим ценам, что и обеспечивает получение прибыли. Иначе говоря, прибыль предпринимателя возникает в результате продажи финансовых ресурсов с получением им процентов, прибавочного капитала.
Финансово-коммерческое предпринимательство в России менее привычно и освоено, чем купля-продажа товара, хотя теневые валютные операции всегда существовали. Если подобные операции совершаются на законном основании, в них нет ничего предосудительного. Страховое предпринимательство состоит в том, что предприниматель гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного случая. Такой вид деятельности можно рассматривать как особую форму, разновидность финансово-кредитного предпринимательства, состоящую в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращает только при определенных обстоятельствах - при наступлении страхового случая. Расчеты доказывают, что при рациональных соотношениях размера страхового взноса и страховой суммы с учетом вероятности возникновения страхового случая из оставшихся взносов образуется доход предпринимателя. Прямое отношение к страховому предпринимательству имеют такие формы, как имущественное страхование, личное страхование жизни и здоровья, а также страхование риска, ответственности. Социальное страхование не имеет прямого отношения к бизнесу. Бизнес связан только с добровольными формами страхования, на данном рынке продаются услуги в виде страховой защиты.
Еще один вид предпринимательства - посредничество. Поскольку этот вид бизнеса тесно примыкает и выступает составной частью других видов предпринимательства, уместно говорить о посредничестве в производственной, торгово-коммерческой, финансово-кредитной сфере. Посредничество характеризуется тем, что предприниматель не производит продукцию, не торгует товарами, ценными бумагами, не дает денежный кредит, а лишь оказывает посреднические услуги. Место посредника - между производителем или продавцом товара и покупателем, он способствует сделке, объединяя их в общую цепь предпринимательской операции.

1.2. Логика предпринимательской деятельности

Йозеф Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя (12, с. 44):
1) потребность в господстве, власти, влиянии;
2) воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой («потребность в достижениях» - так позже охарактеризовал это американский психолог Д. Макклелланд);
3) радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
И первая, и вторая «волны» развития теории предпринимательской функции были основаны на монофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением «третьей волны» в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.
По мнению Л. Мизеса и Ф. Хайека, «...делом предпринимателя является не просто экспериментировать с новыми технологическими методами, а отобрать из множества... возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются».
«Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающейся экономической системе. Идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека развил американский экономист И. Кирцнер, который видит основную роль предпринимателя в том, чтобы добиться такого регулирования системы, осуществить такую ее подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия, т. е. предприниматель представляет собой «уравновешивающую» силу (12, с. 54).
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству.
Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала - капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Рис. 1.1. Общая схема предпринимательских действий

Существующая в любом обществе система и структура экономических отношений весьма сложна и включает в себя множество элементов. Главной линией в таких отношениях выступает взаимодействие двух основных объектов - производителя и потребителя. В реальной жизни каждый из этих субъектов в своей деятельности зависит от множества факторов, которые непосредственно воздействуют на активность каждой из сторон и корректируют как направленность такой активности, так и первоначальный экономический интерес.
К примеру, «Филипс» и «Сони» сегодня выступают в качестве носителей весьма любопытной предпринимательской идеи - проектов производства телевизоров стереоскопического изображения с плоским экраном. По предварительным оценкам, их производство могло бы вызвать значительный потребительский интерес. Однако такие рассуждения существуют лишь на абстрактном уровне. Перенесение их в практическую плоскость пока не позволяет принять предпринимательского решения из-за целого ряда факторов. Что же это за факторы?
1) Из-за отсутствия экономически эффективных технологических решений, связанных с производством ряда компонентов, издержки производства слишком высоки (по сравнению с традиционным аналогичным товаром - обычным телевизионным аппаратом).
2) Высокие издержки производства не позволяют установить общественно приемлемую для потребителя цену.
3) Потребитель при всем желании не сможет приобрести такой товар, поскольку он выступает носителем определенной устоявшейся системы экономических приоритетов (или потребительских интересов).
Таким образом, как производитель (предприниматель), так и потребитель (покупатель) не обладают абсолютной свободой действий. Их действия могут быть предприняты в каком-то конкретном направлении только лишь в том случае, если они несут в себе рациональный заряд. Важно детализировать поведение и той, и другой стороны, поскольку основной задачей предпринимателя является принятие такого решения, которое вызвало бы активное поведение потребителя (а не оставило бы его в состоянии бездействия по отношению к такому решению).
Итак, предприниматель при принятии решения должен рассмотреть примерно следующий круг вопросов (1):
• есть ли возможность получения требуемого сырья и на каких условиях такое сырье можно получить (кооперационные связи); если сырье невозможно получить по приемлемой цене — предпринимательское решение может быть не реализовано;
• есть ли возможность приобретения требуемых компонентов, полуфабрикатов и т. д. и по какой цене (кооперационные связи);
• есть ли возможность получить требуемую технику, технологию, оборудование на рынке (обычные отношения купли-продажи);
• какова возможная реакция государства по отношению к такому действию предпринимателя (обложение налогом, запрет, финансовая и иная поддержка и т. д.).
Другими словами, на этом полюсе двух взаимодействующих сторон складывается своя собственная (относительно изолированная от другой стороны) система отношений. В этой связи отметим, что каждый из предпринимателей вынужден решать главный для него вопрос, каким типом конкретной предпринимательской деятельности заниматься.
В не менее сложной ситуации находится и потребитель, который определяет свое место в этой системе отношений также в зависимости от целого ряда факторов, а именно:
• уровня и формы личного (индивидуального, семейного) денежного дохода;
• объективно существующей системы приоритетов экономических (потребительских) интересов (на что тратить в первую очередь имеющиеся у него средства);
• доступности необходимых товаров (они приобретаются не потому, что необходимо делать запасы, - как у нас в настоящее время - а потому, что они действительно нужны сегодня);
• экономической политики государства (налоговая политика, социальная и т. д.).
Другими словами, на втором полюсе взаимоотношений основных субъектов рынка существует система зависимостей, оказывающих воздействие на принятие предпринимателем решения.
На поведение потребителя оказывает воздействие целый ряд факторов, и все они, конечно же, должны учитываться предпринимателем при принятии им решения. В рамках этой проблемы предприниматель должен решить прежде всего вопрос - на какую группу населения (с самым высоким доходом, со средним уровнем дохода или с минимальным) он ориентируется при принятии решения. В этом случае, однако, предприниматель должен иметь представление о численности такой группы для определения масштабов своего производства. Но и этого еще, оказывается, недостаточно: необходимо данную информацию получить применительно к такому рынку, на который предприниматель и ориентируется в своей деятельности (не в расчете на всю страну, а применительно, скажем, к Москве, если его деятельность будет охватывать только московский рынок).
Как видим, воздействие всех этих факторов на поведение потребителя требует от самого предпринимателя тщательного изучения, учета, выработки мер по приспособлению к ситуации, складывающейся вокруг производителя. В цивилизованном обществе такая работа относится к категории профессиональных видов деятельности и выполняется обычно посредником.
Схематично логику предпринимательской деятельности можно представить следующим образом (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Логика действий предпринимателя (основные стадии)
на подготовительном этапе

Следует обратить внимание на второй этап предпринимательских действий. Что означает оценка предпринимательской идеи на реальность ее воплощения? Идея, зародившаяся у предпринимателя, может быть великолепной: есть спрос на товар, лежащий в основе предпринимательской идеи, ожидается высокий уровень прибыльности. К примеру, сегодня можно было бы начать производство автомобилей, но реальна ли такая предпринимательская идея? При оценке идеи на реальность необходимо ответить на такие вопросы:
• есть ли специалисты, способные организовать производство, лежащее в основе идеи?
• возможно ли установление требуемых партнерских связей, получение от партнеров всего того, что необходимо для нормальной организации производства?
• существуют ли достаточные материально-технические возможности для организации производства, лежащего в основе идеи (здания, сооружения, коммуникации, оборудование, технология и т. д.)?
Ответы на эти вопросы и будут свидетельствовать о том, существуют ли реальные возможности для реализации идеи. Эта же логика - и в основе действий предпринимателя, осуществляющего перелив капитала, т. е. изменение профиля своей деятельности.
Перелив капитала осуществляется предпринимателем в том случае, когда на смену воплощаемой в практику предпринимательской идеи приходит новая, больше отвечающая происходящим изменениям на рынке или в обществе и позволяющая предпринимателю сохранить или укрепить свои позиции на рынке, а следовательно, и в сфере производства.
Предприниматель обычно рассредоточивает свою деятельность по трем направлениям. Первое направление - управление производством (производственным процессом, трудовым коллективом, предпринимательской структурой). Это направление предпринимательской деятельности в науке получило самостоятельное развитие в виде концепции менеджмента. Предприниматель должен овладеть основными принципами менеджмента и быть менеджером.
Конечно, в устоявшихся предпринимательских структурах управлением занимаются профессиональные менеджеры. Но на первых порах, в начальный период своей деятельности предприниматель, как правило, совмещает свою предпринимательскую активность с менеджерской работой.
Управление производством, однако, никогда не может осуществляться в изоляции от других направлений в деятельности предпринимателя: предприниматель организует производство не ради производства, а ради потребителя. По этой причине вторым направлением в его деятельности выступает изучение рынка. Без анализа процессов, происходящих на рынке, не может быть эффективной предпринимательской деятельности (12).
Что интересует предпринимателя на рынке? Если он предприниматель функционирующий, то его интерес сводится к пониманию ситуации, складывающейся на рынке вокруг его товара. Не положение товара на рынке, а именно ситуация вокруг товара. Ибо если изучать только положение товара на рынке, то можно упустить, к примеру, то обстоятельство, что наряду с Вашим товаром на рынке уже появился другой товар, который сегодня еще не завоевал прочных позиций, но который завтра может полностью вытеснить с рынка Ваш товар.
Предприниматель, другими словами, особенно в первоначальный период своей деятельности обязательно должен быть еще и специалистом по маркетингу. Впоследствии он будет обращаться к профессионалам для получения маркетинговой информации и выводов, но владеть знаниями маркетинга он должен в любом случае.
Третьим направлением, на котором сосредоточивает свое внимание предприниматель, являются партнерские связи (сложившиеся или планируемые). При этом важное значение придается эффективности партнерских связей, поиску новых, более эффективных связей и отказу от старых, менее эффективных по сравнению с ожидаемыми. В целом схема основных направлений предпринимательской деятельности выглядит следующим образом.
Итак, предпринимательство - это форма деловой активности, основанная на риске и инновационном подходе к системе существующих экономических (хозяйственных) связей, при которой производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринимательского дохода (прибыли).

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!