Предпринимательство и кадры в торговле

Содержание

1. Понятие и виды предпринимательской деятельности
2. Экономическое содержание труда работников торговли. Кадры предприятий торговли, их профессионализм и роль в развитии рынка.

Список литературы

1. Понятие и виды предпринимательской деятельности

Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан и объединений граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
В одном из зарубежных учебников по бизнесу дается и такое определение: «Предпринимательство - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций».
В большинстве определений подчеркивается, что предпринимательство - это деятельность частных лиц и организаций, то есть бизнес основан на частной, негосударственной собственности на факторы производства. При этом все же не следует отрицать наличие государственного бизнеса.
Предпринимательство не есть какой-то особый вид хозяйствования - ведь практически любая экономическая деятельность может быть предпринимательской. Возможно и государственное предпринимательство (что на первый взгляд не согласуется с приведенными выше определениями), а не только частное, хотя многие экономисты считают бизнес присущим лишь частным предприятиям. Но ведь и на частных предприятиях вовлекается в дело государственный капитал, например для выполнения государственного заказа на выпуск конкретных товаров, изделий.
Сформулируем основные признаки предпринимательства, отличающие его от других форм экономической деятельности. Наиболее показательно предпринимательство характеризуется такими признаками, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений. Если перечисленные признаки присущи экономической деятельности, то ее можно с полным основанием назвать предпринимательством, бизнесом.
Предпринимательская деятельность чаще всего относится к так называемому малому бизнесу, к экономике малых форм, осуществляется в рамках небольших предприятий.
Предпринимательство в разных отраслях имеет выраженные особенности и отличается по содержанию и технологии проведения предпринимательских действий. Даже вид товаров и услуг, с которыми имеет дело предприниматель, способ их получения активно воздействуют на характер бизнеса. Например, одна ситуация, когда предприниматель производит продукцию, приобретая факторы производства, другая - когда он перепродает готовый товар, и третья - когда предприниматель не производит товары, не торгует ими, а посредничает, соединяя производителей и потребителей.
В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.
Основу производственного предпринимательства составляет производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое. При этом предприниматель, используя в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции, услуг, информации, духовных ценностей для последующей продажи потребителям или торговым организациям. Производственное предпринимательство относится к числу самых общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса. Оно не приносит столь быстро прибыль, как другие виды бизнеса, и поэтому не так притягательно для постсоветского предпринимательства, для начала деятельности бизнесмена. В основе производственного бизнеса лежит изготовление материальных и духовных ценностей и благ. К этому виду бизнеса относятся строительные работы, транспортные перевозки, услуги связи и бытовые услуги, производство информации и многое другое. Основная функция производственно-предпринимательской деятельности - организация производства.
Осуществление производственного бизнеса связано с необходимостью приобретения предпринимателем набора производственных факторов. Для изготовления продукции необходимы оборотные средства: материалы и полуфабрикаты, используемые при изготовлении продукции, и энергия, потребляемая при обработке этих материалов. Приобретаются указанные ресурсы у собственников оборотных средств за деньги. Основные средства - рабочие помещения, машины, оборудование, приборы - либо имеются у предпринимателя, либо их надо приобрести или получить в аренду. В случае приобретения или аренды за них уплачивается денежная сумма, которая зависит от вида и количества потребных основных средств и цен на них. Приобретаемые предпринимателем основные средства имеют длительный срок службы и переносят свою стоимость на готовую продукцию не за один производственный цикл, поэтому неправомерно считать их стоимость равной расходам предпринимателя на производство одной партии товара. Вместе с тем наличие у предпринимателя собственных основных средств не означает полного отсутствия расходов при использовании основных средств. Расходы соответствуют сумме денег, необходимых для компенсации износа основных средств в течение времени производства конкретной партии товара или производственного цикла, то есть соответствуют амортизации основных средств. Привлечение рабочей силы покрывается для предпринимателя расходами на оплату труда наемных работников. В ту же величину включается и заработная плата самого предпринимателя как издержки, оплачиваемые из выручки за продажу товара.
Кроме перечисленных издержек предприниматель-производственник несет расходы на приобретение самой разнообразной информации, на транспортировку и хранение материалов, готовой продукции, ремонт оборудования и многие другие.
Потребность во множестве упомянутых факторов и соблюдении многообразных непростых условий сдерживает развитие производственного предпринимательства. Кроме того, данный вид бизнеса требует высокой квалификации, а сложности и невысокая престижность производственной деятельности побуждают бизнесмена искать более доступные и легкие источники дохода. Между тем именно производственное предпринимательство необходимо обществу как возможность реализации национальной идеи, а самому бизнесмену, тяготеющему не к сиюминутному успеху, даст стабильный успех в перспективном устойчивом деле. Так что старый девиз «держись за заводскую трубу» не потерял своей актуальности и сегодня.
В коммерческом предпринимательстве бизнесмен выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Прослеживается тесная взаимосвязь между бизнесом в сфере производства и в сфере обращения, обмена: произведенные товары надо обменивать на другие товары или деньги. Исторически бизнес в сфере ремесел немедленно порождал активность в купеческом деле. Так было много веков. Отметим, что активной стороной не всегда выступало производство: зачастую именно коммерция, выявляя спрос на товары, побуждает производственный бизнес к активности.
Коммерция в узком смысле слова - это торговля, а коммерсант - торговый работник. Поскольку много лет подряд страна не знала практически никакой другой торговли, кроме государственной, то коммерсантами называли частных или «теневых» торговцев, отождествляя коммерцию и спекуляцию как источник нетрудовых доходов. Исключение составлял лишь продавец продовольственных товаров собственного производства на колхозном рынке. Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности.
Товар закупается обычно по оптовым ценам, а прибыль предпринимателя образуется за счет продажи товара по ценам, превышающим цену приобретения. Причем прибыль предпринимателя фактически ниже суммарной разницы в ценах покупки и продажи. Существуют расходы на оплату труда работников и самого предпринимателя, издержки на транспортировку и хранение товаров, расходы на содержание торгового помещения и оборудования плюс традиционные налоги. За вычетом перечисленных издержек и может быть рассчитана прибыль предпринимателя. Формула торговой сделки: «товар - деньги» при продаже и «деньги - товар» при покупке. При довольно простой формуле реальная картина коммерческого бизнеса весьма сложна. Этот вид предпринимательства включает поиск, закупку товара конкретного типа, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту торговли, продажу и зачастую послепродажное обслуживание покупателя, например гарантийное обслуживание. Сам процесс торговли предполагает и документальное оформление сделок. Торговое предпринимательство охватывает и бартерные, товарообменные операции. В коммерческом предпринимательстве задействованы практически все те факторы и ресурсы, что и в производственном, но некоторые из них - в меньших масштабах. Данный вид предпринимательства привлекает возможностью продать товар дороже, чем он был куплен, и получить высокую прибыль. Такого рода спекуляция, если она проводится без нарушения правил перепродажи и других норм, законна и не является предметом осуждения.
Финансовое предпринимательство - это особый вид коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта и ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые ему в кредит. Финансовое предпринимательство распространяется на широкий круг операций включающих продажу и покупку иностранной валюты, обмен ценных бумаг на деньги, на валюту или на другие ценные бумаги. Многие из этих операций освещены во второй части книги.
Финансовое или, как его еще называют, финансово-кредитное предпринимательство по своей сути - продажа одних денежных средств за другие, в частности нынешних денег за будущие, по другим ценам, что и обеспечивает получение прибыли. Иначе говоря, прибыль предпринимателя возникает в результате продажи финансовых ресурсов с получением им процентов, прибавочного капитала.
Финансово-коммерческое предпринимательство в России менее привычно и освоено, чем купля-продажа товара, хотя теневые валютные операции всегда существовали. Если подобные операции совершаются на законном основании, в них нет ничего предосудительного. Страховое предпринимательство состоит в том, что предприниматель гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного случая. Такой вид деятельности можно рассматривать как особую форму, разновидность финансово-кредитного предпринимательства, состоящую в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращает только при определенных обстоятельствах - при наступлении страхового случая. Расчеты доказывают, что при рациональных соотношениях размера страхового взноса и страховой суммы с учетом вероятности возникновения страхового случая из оставшихся взносов образуется доход предпринимателя. Прямое отношение к страховому предпринимательству имеют такие формы, как имущественное страхование, личное страхование жизни и здоровья, а также страхование риска, ответственности. Социальное страхование не имеет прямого отношения к бизнесу. Бизнес связан только с добровольными формами страхования, на данном рынке продаются услуги в виде страховой защиты.
Еще один вид предпринимательства - посредничество. Поскольку этот вид бизнеса тесно примыкает и выступает составной частью других видов предпринимательства, уместно говорить о посредничестве в производственной, торгово-коммерческой, финансово-кредитной сфере. Посредничество характеризуется тем, что предприниматель не производит продукцию, не торгует товарами, ценными бумагами, не дает денежный кредит, а лишь оказывает посреднические услуги. Место посредника - между производителем или продавцом товара и покупателем, он способствует сделке, объединяя их в общую цепь предпринимательской операции.

2. Экономическое содержание труда работников торговли. Кадры предприятий торговли, их профессионализм и роль в развитии рынка.

Успешное функционирование любого торгового предприятия  зависит от квалификации и опыта работы его персонала, соблюдения им должностных обязанностей, заинтересованности в сохранении своего рабочего места. Для многих покупателей магазин - в первую очередь качественный товар и продавцы, которые непосредственно с ними общаются. Никакой товар сам по себе не продастся, необходимо создать покупательский спрос Приобретение постоянных покупателей, изучение спроса способствует увеличению объемов продаж, а так же созданию имиджа предприятия. Многие сегодняшние недостатки в торговом обслуживании возникли из-за отсутствия квалификации работников торгового предприятия.
До начала 90х годов приоритет в России отдавался производству, но в результате возникшего экономического кризиса промышленные предприятия стали приходить в упадок. В условиях рыночной экономики население лишилось рабочих мест и многим пришлось заняться торговой деятельностью, не зная ее правил. Очень часто нарушения правил торговли допускается не по злому умыслу, а от некомпетентности. Надо отметить, что наблюдается темп роста открытия торговых предприятий и город Магнитогорск не является исключением. По данным отдела статистики в городе на 1 декабря 2003 года зарегистрировано 4682 предприятия, как юридическое лицо. Необходимость в подготовке кадров обоснована наличием в городе и его районах целого ряда коммерческих фирм, розничных и оптовых предприятий, которые в условиях становления рыночной экономики нуждаются в области товароведения для организации торгово-технологических процессов на предприятии.
Каждое из них выполняет свою социально-психологическую функцию. Это обеспечение: граждан, нуждающихся в трудоустройстве - рабочими местами, заработной платой; покупателей качественными товарами  и услугами; владельцев предприятий - прибылью.
Около 80% торговых предприятий являются частными, следовательно, происходит жесткий отбор кадров на каждое рабочее место и выгодное размещение самого торгового павильона. Большое число магазинов размещаются в помещениях изначально не предназначенных для существования торгово-технологического процесса, либо для продажи совершенно иных товаров, что приводит к ухудшению их качества в процессе нахождения на торговом предприятии. Стремление предпринимателей к максимальному извлечению прибыли, сокращение издержек, связанных с реализацией товаров и организаций обслуживания, при отсутствии государственных регламентов привело к тому, что на потребительском рынке увеличились объемы реализации товаров и услуг неудовлетворительного качества. В разных регионах страны проводится большая работа по упорядочению требований к торговым предприятиям, особенно мелкооптовым. Важную роль играет сертификация товаров и оказываемых услуг. Обязательная сертификация является механизмом, обеспечивающим получение торговых услуг, гарантированных качеством. Она должна быть обеспечена нормативной базой. На сегодняшний день каждый специалист должен иметь сертификат для осуществления своей деятельности.
Качество услуги по реализации должно сохраняться на всех этапах ее оказания: при формировании ассортимента, приемке товаров, их хранении и предпродажной подготовке, выкладке товаров, предложении покупателю и расчете с ним, отпуске товаров покупателю и зависит от квалификации продавцов-товароведов, маркетологов и условий, в которых она оказывается. Услуги торговли и процесс их оказания должны отвечать требованиям социального назначения, функциональной пригодности, технологичности и многим другим. Требования социального назначения предусматривают проектирование торговых зданий и помещений, установление режима работы, выбор метода обслуживания и другое.
Требования функциональной пригодности предусматривают: точность и своевременность оказания услуг; наличие товаров надлежащего качества и установление для определенного предприятия ассортимента, достоверной и необходимой информации об услугах и товарах, о правилах оказания услуг; соответствие обслуживающего персонала профессиональному назначению, включая компетентность и умение общаться с покупателями. Все это  зависит от квалификации продавцов, товароведов, маркетологов и в первую очередь руководителя торгового предприятия. Каждый из них вносит свою лепту в организацию торгового процесса.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.
2. Кохно П. А. и др. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.
3. Лебедев О. Т., Каньковская А, Р. Основы менеджмента. - СПб.: НДМиМ, 1997.
4. Мескон М. X. и др. Основы менеджмента /Пер. с англ. - М.: Дело, 1994.
5. Общая экономическая теория. / Под ред. В.И. Видянина. – М.: «ПРОМ-Медиа», 1999.
6. Основы рыночной экономики: Терминологический словарь. -  М.: «МАИ», 1992.
7. Рузавин Г. И.  Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.
8. Самуэльсон П. Экономика. – М.: «Алгон», 1999.
9. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М.: «Республика», 1994.
10. Ячиков В.М. Основы торгового дела. – М.: Логос, 2002.

(12.5 KiB, 31 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!