Предпосылки развития мышления и речи в младенческом периоде
На познавательную активность и отношение ребенка к миру оказывает влияние ситуативно-личностное общение в первом полугодии (зажгли, на которых осуществляется эмоционально-личностное общение, вызывает значительное повышение познавательной
Особенности развития познавательной сферы:
1 Опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Общая закономерность любого двигательного акта - сначала сориентироваться, потом действовать.
- В первом полугодии познавательная активность ребенка проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в рассматривании предметов, эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. Но это лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов (ребенок не ищет предмет после его исчезновения из поля зрения).
В умственном развития выделяют два направления:
1) Активное подражание действиям взрослого, что лежит в основе процесса обучения.
2) Самостоятельное совершенствование множества действий.
С образованием предметных действий во втором полугодии зрение и слух приобретают решающее значение в развитии познавательной сферы.
- Во втором полугодии происходит координация в системе «глаз-рука». Предмет как бы «учит» руку подстраиваться пол его свойства, а глаз «учится» у руки.
- К 8-9 мес. у ребенка появляется интерес к свойствам предметов: прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах. Как бы исследует его (ощупывает поверхность, переворачивает и т.д.). в 8-9 нес. на основе манипулирования ребенок начинает понимать устойчивость свойств предметов, что складывается в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм
- В 10-11 мес. ребенок начинает манипулировать с двумя предметами. Появляются соотносящие действия, благоприятно влияющие на формирование наглядно- действенного мышления. Таким образом, в период младенчества ребенок познает мир в наглядно-действенной форме.
- На основе наглядно-действенного познания мира происходит развитие следующих механизмов памяти: узнавание (от 1 до 4 мес); воспроизведение (на 8 мес).
К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий. Манипулирование предметами позволяет ребенку выделить постоянные, устойчивые их свойства, благодаря чему формируется образ предмета и представление о его инвариантности.
Наличие аффективно-личностных связей повышает познавательную и практически-действенную активность ребенка. Под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ребенка складываются любознательность и первоначальные представления об окружающем мире, которые составляют необходимую предпосылку для усвоения разных форм общественного опыта.
В первом полугодии жизни единственными средствами общения являются экспрессивно-мимические, входящие в состав комплекса оживления. Во втором полугодии новая социальная ситуация развития ребенка требует совершенно новых средств общения со взрослым. Экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств вскоре оказывается явно недостаточно для делового общения. Поэтому во втором полугодии начинает формироваться новое и самое главное средство человеческого общения — речь. Хотя до 12—15 месяцев ребенок — еще не говорящее существо и первый год жизни считается довербальным периодом развития, в этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития.
Подготовка к появлению речи идет двумя путями: 1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи); 2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи. Первый путь связан с развитием речевого слуха, второй — с отработкой речевых артикуляций. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Речевое общение требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла слова (например, «том—дом», или «мак—лак» и пр.). Во втором полугодии начинается интенсивное развитие фонематического слуха ребенка, в результате которого к концу года ребенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение.
Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).
Помимо развития фонематического слуха и понимания слов взрослого, во втором полугодии интенсивно развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций. Предречевые вокализации входят в состав комплекса оживления и достаточно часто наблюдаются уже в первом полугодии жизни. К ним относятся: вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки); гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх» или «хм») и гуление (протяжные звуки, напоминающие пение, например «аааа», «гу-лиии»). С появлением лепета (к 5—6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляются своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интонационным рисунком. Это так называемое «лепетное говорение».
К концу года у многих детей появляются отдельные слова, которые имеют свое значение и свое звучание (няй-няй, ау-ау, дя-дя-дя). Это так называемые автономные слова. Важными условиями появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним.