Предмет и задачи курса методики преподавания литературы. Литература как учебный предмет в школе
МПЛ — педагогическая наука, предметом которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им.
Задачи курса: 1) зачем учить? 2) чему учить? 3) как учить? На первый вопрос отвечают образовательная, развивающая и воспитывающая цели. На второй – содержание (программа). Программ сейчас более 30, программа есть у каждого учителя. Имеется базовый образовательный минимум – государственный стандарт. На третий вопрос отвечают методы и приемы.
Общественное значение методики литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы, методика преподавания литературы и литература помогают формировать гармоничную личность. Российская Академия образования в 19994 году разработала «прогностическую концепцию целей и задач образования». Определяя задачи, авторы называют: реализация идей плюрализма мышления, право на социальный выбор, вариативность мышления, антидогматичность, толерантность к чужому мнению, озабоченность глобальными проблемами человечества. Основная задача МПЛ – открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактики и психологии.
Литература как учебный предмет имеет сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников.
В соответствии с потребностями и возможностями растущего человека предмет строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с V по IX класс, задача которого - ввести школьников в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу Х-XI классов, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, в самосознании народа и человечества.
Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство.
Изучение словесного искусства в среднем звене взаимосвязано с изучением других видов искусства, а в старших классах литература - пока единственный предмет, на который возлагается художественное воспитание школьников. Но и в средних, и в старших классах литература вступает в многообразные контакты со всеми без исключения школьными предметами: во-первых, в литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; во-вторых, любой школьный предмет опирается на литературу, для того чтобы, раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Особенно тесны связи литературы и русского языка: язык - исток литературы, ее «строительный материал». Вместе с тем словесное искусство — сокровищница и мастерская самых высоких образцов речи. Программы по русскому языку и литературе имеют прямо соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, многие виды работы учащихся относятся в равной степени к обоим предметам. Литература прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах.
Если уроки литературы оказываются мало эффективными, то причина в том, что преподавание приходит в противоречие с природой литературы и читательской деятельностью, что утрачивается понимание сущности и задач предмета. Учителю необходимо помнить, что программа, учебники, пособия — все это становится действенным лишь благодаря его профессиональному мастерству и творческому мышлению. Передовое учительство, методическая наука накопили ценнейший опыт преподавания литературы. Задача каждого учителя — сделать этот опыт своим достоянием, внести в него собственную живую мысль, живое чувство любви к искусству и к детям — только тогда для его учеников уроки литературы станут верной дорогой в литературу как искусство.
Принципы (принципы дидактики) - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Общедидактические принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) систематичности и последовательности; 4) прочности; 5) научности; 6) доступности; 7) связи теории с практикой. Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Частнометодические принципы. Принципы, которые следует положить в основу преподавания литературы,— всемерное усиление интереса к занятиям и активизация работы и ученика, и учителя.
До сих пор нередко бывало, что учитель приходил в класс с заранее готовыми выводами по всем решительно вопросам, какие, по его мнению, должны возникнуть при анализе произведения, и единственную свою задачу видел в том, чтобы ученики как можно лучше усваивали преподносимые им знания. В целях морально-эстетического воспитания следует исходить из переживаний, интересов школьника, из его понимания произведения. В настоящее время все больше осознается необходимость чрезвычайно бережного отношения к живым впечатлениям школьника, идущим от непосредственного общения с писателем. Также в погоне за разнообразием и новизной приемов терять чувство меры и допускать развлекательные трюки, не имеющие ничего общего с высокими задачами, поставленными перед преподаванием литературы. Целесообразна лишь такая активизация занятий, которая в конечном счете содействует и морально-эстетическому развитию учащихся, и задачам «человековедения» средствами литературы, и усвоению основ литературной науки, и культуре речи учащихся.