Предмет и задачи курса экологического образования дошкольников
Методика экологического образования дошкольников – это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением.
Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению. Теоретической основой методики экологического образования дошкольников являются базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста. Методологической основой являются науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.
Курс теории и методики экологического образования дошкольников является одним из основных курсов в профессиональной подготовке студентов к работе в дошкольных учреждениях и колледжах.
Деятельность воспитателя многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива дошкольников. Подготовка студентов к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста составляет одну из существенных сторон профессиональной подготовки. Поэтому важное значение приобретает курс «Теория и методика экологического образования детей».
Целью данного курса является подготовка педагога, владеющего современными приемами и методами и способного осуществлять учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях и колледже.
Задачи:
- раскрыть психолого-педагогические основы теории и методики экологического образования детей;
- познакомить студентов с современными программами и учебными пособиями по методике экологического образования дошкольников;
- ознакомить студентов с современными требованиями к занятиям по экологическому образованию детей дошкольного возраста;
- дать студентам знания основных принципов, методов и приемов учебно-воспитательной работы с дошкольниками по экологическому образованию;
- способствовать развитию творческих способностей студентов и дать им необходимые практические знания, умения и навыки для выполнения творческих работ с дошкольниками;
- способствовать формированию педагогических способностей студентов и дать им необходимые знания, умения и навыки для успешной педагогической деятельности (знание структуры занятий по экологическому образованию, умения составлять планы-конспекты занятий, выполнение наглядных пособий и других дидактических материалов);
-способствовать формированию творческого подхода к учебному процессу, направленного на повышение его эффективности;
- сформировать представление о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- совершенствовать практические навыки, развитие руки, глазомера и других качеств личности при использовании различных приемов экологического образования;
- обогатить и уточнить словарный запас, умение применять основные термины и понятия, вводимые на занятиях.
Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Знание: теоретического материала об окружающем мире, о ценности природы и её обучающих и воспитывающих функциях, о законах формирования природных систем и их саморегуляции.
Умение: владеть современными методиками преподавания дисциплины в ДОУ и колледже.
Межпредметные связи учебной дисциплины. В течение всего периода своего существования экология как наука была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие – являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи экологии с педагогикой, философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.
Связь с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи имели большое значение в создании педагогических концепций и теорий.
Связь с психологией является наиболее традиционной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.
Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии, как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.
Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития экологии остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связи с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.
Биогеоценоз. Этот термин также иногда употребляется в методических рекомендациях для педагогов, однако его нередко путают с биоценозом. Биогеоценоз — это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горных пород, гидрологических условий, растительности, животного мира, мира микроорганизмов и почвы). То есть, помимо живых организмов, биогеоценоз включает и связанные с ними компоненты неживой природы.
Экологические факторы (факторы среды) . Это, во-первых, условия (температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость воды) и, во-вторых, ресурсы (все то, что организм потребляет или использует для своего существования, например, пища). В детском саду экологические факторы часто изучаются при выращивании растений и в процессе наблюдений в живых уголках.
Биосфера . Одна из оболочек Земли, в которой обитают живые организмы. Она включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и часть литосферы. Определение биосферы было дано В.И. Вернадским. В биосфере все живые организмы тесно связаны между собой.
Сообщество (биоценоз). Этот термин часто употребляется в программах по дошкольному образованию, в методической литературе. Биоценоз — совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве. Примеры биоценозов: лес, луг, водоем. Выделяют фитоценоз (сообщество растений) и зооценоз (сообщество животных). Биоценоз — это термин, поэтому лучше не говорить детям: «Мы пойдем в лесной биоценоз», — а просто сообщить им: «Мы пойдем в лес».
Экосистема . Это устойчивое сообщество живых организмов и его среда обитания, которые тесно связаны между собой. Экосистемы могут быть очень разными — от огромных экосистем тропических лесов до небольших экосистем пня, аквариума. Термин предложен английским экологом А.Тэнсли. Экосистемами являются и отдельный биоценоз, и биосфера в целом.