Предмет экономической теории

ПЛАН
1. Современная экономика и экономическая наука. Основная проблема экономики.
2. Предмет и метод экономической теории.
3. Структура экономической науки.
4. Предыстория и история экономического знания.
5. Функции экономической теории.

1. Современная экономика и экономическая наука. Основная проблема экономики.

Экономика - это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное - открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.
Современная экономика - бесконечный детектив: здесь случайность "притворяется" закономерностью, а закономерность "отвергается" случайностью; это право на экономическую независимость и возможность ошеломляющего коммерческого успеха.
Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы ни казались "абстрактными" вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно - то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден.
Так что же есть "разумное экономическое устройство общества"? Ответ на этот вопрос не прост. Поисками его человечество занято до сих пор
Есть ли польза от экономической науки? Конечно, если не забывать, что она только обобщает экономическую практику, но не подменяет ее: там, где утвердилась лжеэкономика, не может быть и экономической науки.
Экономическая наука не всегда способна предсказать конкретный ход развития событий, однако она способна открыть их экономическую логику, и в познании этой логики ее практическая ценность, экономическое знание есть средство спасения от социального суеверия, разорительного невежества и повторения уже совершенных ошибок. Изучение экономической науки важно также тем, что оно формирует основы интеллигентности, - то, без чего, как теперь оказалось, нам уже не обойтись. Экономическая теория оперирует множеством абстрактных понятий и моделей, поэтому ее познание воспитывает и культуру социально-абстрактного мышления.
Современная экономическая наука приобщает к высокой этике экономических отношений, потому что разумная и эффективная экономика может быть только нравственной, - такой, в которой ценятся порядочность, профессионализм и гражданские чувства, - тогда как лжеэкономика не может быть ни эффективной, ни нравственной, ибо ей суждено порождать лишь массовые криминогенные устремления
Экономическая теория ориентирует на подлинные социальные ценности: экономическую свободу личности, право на доходную собственность, на предпринимательство - ценности, которые должны войти в повседневное, обыденное сознание нашего общества.
Самое же главное состоит в том, что изучение современной экономической теории приобщает к цивилизованным формам экономической деятельности. Дело в том, что по мере развития общества его богатство все больше составляют те экономические формы, которые обеспечивают максимально эффективное производство материальных ценностей. Достаточно, например, посмотреть на нашу страну, располагающую всеми мыслимыми природными ресурсами и тем не менее буквально разоренную отсутствием "рыночной" экономики. Становление рыночных форм занимает целую эпоху, но именно они образуют подлинное богатство страны.
Современная экономика - это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, которые готовы собственными усилиями строить свое материальное благополучие. С желания стать такими людьми начинается переход к цивилизованной эффективной рыночной экономике. Именно такая экономическая революция в общественном сознании нам сегодня прежде всего необходима. Преодолеть наш кризис сложно не по экономическим, а по социальным и политическим причинам, так как это кризис искусственно очарованной "экономики".
Современная экономическая наука - одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства и сумели создать механизм его оптимального регулирования: экономические модели имеют не меньшую значимость, чем естественно-научные, а без рекомендаций экономической науки эффективное функционирование современного производства просто немыслимо!
Безграмотное обращение с экономикой ввергает общество в социальную катастрофу - вот почему наш курс знакомит с тем, как организована и регулируется "нормальная" экономика.
Тот, кто размышлял об экономике, рано или поздно должен был осознать ее фундаментальную проблему (а следовательно, и фундаментальный вопрос экономической теории) - проблему регулирования действий участников производства. Процветанием в экономике любая страна всегда обязана согласованности действий производителей, тогда как кризис - результат их антагонизма.
Оптимальный механизм регулирования - вечная проблема экономики, так как бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.
Первый подход получил название "классического". Он исходил из того, что максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Однако практика показала тупиковость "классического" подхода, ибо такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы и социальный антагонизм.
Сторонники противоположного ("социалистического") подхода считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации (что произвести, когда, сколько, для кого и т.д.). Контроль со стороны общества осуществляет его главный властный институт - государство, обладающий правом и силой - к внеэкономическому принуждению. Понятно, что директивная организация производства объективно отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей.
Исключительная важность и необходимость вмешательства государства в экономику признается различными экономическими концепциями. Но до абсурда она была доведена, к нашему несчастью, именно в "советской экономике". Вот почему директивная планомерность стала определяться как экономическая модель "государственного социализма". Практика показала тупиковость и этой формы организации общественного производства: ведь ей присущи еще большие, чем "классической" модели, пороки - хронический дефицит, разрушающий экономику, и тоталитаризм, разрушающий все остальное.
И только современное постиндустриальное общество доказало практическую возможность решения проблемы оптимального регулирования экономики в рамках "смешанной системы", в которой абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация - ориентирующим воздействием государства. Это-то и позволило создать "социально-регулируемую рыночную экономику", в которой рынок сохранен, но рынок обузданный.
Иными словами, современная "социально-регулируемая" экономика - это, конечно, "рыночная" экономика, но такая, в которой рыночное устройство общества переросло, наконец, в общественное устройство рынка.
Экономическая наука, которая изучает становление и развитие "капитализма" и "социализма", получила название "политической экономии". Она была и остается самостоятельной научной дисциплиной, из нее выросла современная экономическая теория (которую в англоязычных странах часто называют "экономике").

2. Предмет и метод экономической теории

В повседневной жизни люди сталкиваются с необходимостью покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и государственные бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мало кого оставляют равнодушными изменение цен и инфляционные процессы. Материальное положение людей во многом зависит от состояния дел на биржах, валютных курсов и процентных ставок. Все эти многообразные явления и образуют экономическую жизнь общества.
Экономика - особая сфера общественной жизни. Она функционирует и развивается по собственным законам отличным от тех, которые реализуют другие формы общественной деятельности - политика, право, культура и т.д.
Экономика не является сферой приложения сил только профессиональных экономистов, - в ней участвуют все члены общества. В современной рыночной экономике быть экономистом обязан каждый. Но что значит "быть экономистом"? Это означает учитывать в любом деле соотношение затрат и выгод. Такой учет охватывает всю общественную жизнь, придает экономический аспект любой форме деятельности людей.
Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальные потребности людей. Чтобы создать такое богатство, люди используют имеющиеся у них для этого возможности ("ресурсы"). При этом они вступают во взаимодействия друг с другом.
Люди не только участвуют в экономических отношениях непосредственно, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Возникла особая   экономическая   наука. Она относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми!
Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не представляет исключения и экономическая наука; ее определяют как науку:
• о богатстве;
• о видах деятельности, связанных с денежными сделками;
• об отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
• о деловой повседневной жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;
• об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и рапределении их между членами общества в целях потребления.
Таков далеко не полный перечень определений предмета экономической теории, которые можно встретить в современной литературе. Обобщая эти определения, можно считать, что экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
Если предмет науки раскрывает "что" познается, то метод - "как" познается. Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки.
Экономические явления нельзя взвесить на весах, положить под микроскоп, просветить рентгеновским лучом; их нельзя поместить в лабораторные условия, чтобы провести над ними эксперимент Экономические процессы не протекают в "чистом" виде. Они вплетены в сложную ткань реальной общественной жизни, оказываясь "окрашенными" в цвета политических, социальных, психологических и многих других явлений. Поэтому в качестве основного средства их познания применяют абстракцию, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета.
На первый взгляд может показаться, что абстракция отрывает экономическое знание от действительности. Однако это заблуждение: абстракция не уводит от действительности, а напротив, приближает к ней, к тому истинному порядку, который скрывается за нагромождением отдельных фактов и различных событий. В этом состоит практическое значение абстракции и полученных на основе абстрактного анализа понятий, отражающих содержание экономических явлений ("экономические категории").
"Товар", "деньги", "цена", "капитал", "заработная плата", "прибыль" и т.д. - это экономические категории (так, хорошо знакомая всем студентам и такая желанная стипендия - тоже экономическая категория). Категории составляют логический "скелет" экономической теории. Каждая из категорий занимает свое место, находясь во взаимосвязи с другими категориями.
Абстрактный подход не отвергает, а исходит из необходимости изучения реальных экономических явлений. Факты - исходная база познания экономической реальности. Они могут выступать в виде данных статистики, информации о событиях, поведении людей, различных организаций и пр.
Можно взять какую-то ограниченную совокупность фактов и описать их, сравнив, к примеру, между собой. В результате возникнет знание о какой-то отдельной стороне экономической действительности. Такое знание называется описательным (или "эмпирическим").
Если подвергнуть изучению значительный массив фактов, имеющих отношение к различным сторонам экономической реальности, выявить их внутренние связи и зависимости, то полученное знание будет иметь теоретический характер. Теория - это целостное (системное) знание о предмете науки, выраженное системой категорий, принципов и законов.
Теория - более развитая форма знания, чем знание эмпирическое. В экономической науке оба эти вида знания находятся в неразрывном единстве.
Изучая действительность, экономическая мысль общества движется от фактов, их накопления, систематизации и обобщения к формулировке теоретических положений и принципов. Это и есть метод индукции - выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему.
Работа с фактами, в силу их значительного множества, представляет большую сложность. Чтобы не "утонуть" в море фактов, осуществить их правильную группировку, обычно используют предварительно сформулированные принципы и теоретические предположения, которые называются "гипотезами" Это позволяет фактам обрести концептуальную интерпретацию, а принципам и гипотезам - пройти проверку фактами, т. е. "сдать экзамен" на соответствие реальности. Такой познавательный прием носит название "дедукция", что означает движение познания от теории к фактам, от общего к частному.
Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в реальном познавательном процессе их трудно разделить. Они взаимодополняют друг друга, обеспечивая тем самым действенность метода науки.
В экономике особую роль играют количественные зависимости. Они образуют содержание многих экономических явлений. Например, такое фундаментальное явление, как "доход", возникает только как обязательное превышение над расходами, "спрос" выражается в количестве товаров, которое способны приобрести покупатели по определенной цене, и т.д. Такая особенность предмета - экономической науки обусловливает необходимость широкого применения в ней математики. Особенно этим отличаются современные теории, использующие весьма сложный математический аппарат.
Абстрактные обобщения экономических фактов, основанные на применении математики, находят воплощение в моделях. Моделирование - наиболее практичная сторона метода экономической науки. Несмотря на то, что всякая модель есть упрощенная картина действительности, она позволяет представить возможные варианты изменений в экономических отношениях при возможны? изменениях условий их функционирования.

3. Структура экономической науки

Экономическая наука имеет сложную структуру. Это отражает сложное строение экономической действительности.
Современную экономическую науку можно уподобить дереву, "стволом" которого является общая теория, а "кроной" - совокупность частных дисциплин, которые изучают отдельные стороны экономической системы, прежде всего ее отраслевой, функциональный и региональный аспекты.
Отраслевая организация народного хозяйства предопределяет существование таких экономических наук, как "экономика промышленности", "экономика сельского хозяйства", "экономика транспорта", "экономика строительства" и т.д. Особое место в этом ряду занимает "экономика природопользования", поскольку экологические процессы имеют межотраслевой характер.
К функциональным экономическим наукам относятся: "экономическая кибернетика", "бухгалтерский учет", "финансы и кредит", "маркетинг", "менеджмент", "экономическая статистика" и др.
В ряде стран с большой территорией имеются регионы с особыми и иногда весьма различными условиями экономического развития. Это вызывает потребность в "региональной экономике" как особой науке.
Есть еще один аспект экономического знания - исторический. Он представлен такими науками, как "история народного хозяйства" и "история экономической мысли"
Общая экономическая теория и частные экономические науки неразрывно связаны друг с другом. Теория обеспечивает частные науки принципами, которые воплощают точку зрения экономики в целом и используются в качестве средства познания тех или иных сторон экономической действительности. В свою очередь, знания, добытые частными науками, служат для экономической теории "материалом" новых принципиальных обобщений.

4. Предыстория и история экономического знания

Современная экономическая наука является результатом ее продолжительного исторического развития.
Первая постановка экономических проблем содержится еще в письменных источниках Древнего Востока, где существовал деспотический строй, основанный на особой роли государства. Поэтому в источниках в первую очередь ставятся вопросы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им; отсюда берут начало статистика, учет, аграрно-экономическая наука.
Заметный след в истории экономического знания оставила античность. Древнегреческие и древнеримские историки и философы потратили много усилий на разработку принципов натурального хозяйствования. Проявляли они большой интерес и к развитию товарных отношений. Римское право частной собственности стало классическим для всей последующей истории и сыграло выдающуюся роль в прогрессивном развитии экономических отношений.
В средние века представления об экономических явлениях формировались в рамках церковных учений, находилось им место и в политических теориях, а также в фантазиях раннего утопического социализма.
Древность, античность и средние века знаменовали собой начальные этапы становления экономического знания, поскольку возможности этих эпох были ограничены. Знания об экономических отношениях носили разрозненный характер, не имели самостоятельного значения, составляя побочный продукт философских, исторических, политических изысканий. Поэтому названные этапы следует рассматривать как предысторию экономической науки.
Действительная история экономической науки началась с того момента, когда из отдельных представлений об экономических явлениях стало складываться системное (теоретическое) знание о них. Объективной основой формирования действительной экономической науки явилось разложение феодальных (аграрно-натуральных) и развитие буржуазных (индустриально-рыночных) производственных отношений, что сопровождалось становлением экономики как единого организма.
Поскольку исторически экономика начинается с торговли, первым направлением в истории экономической науки стал меркантилизм. Представители меркантилизма были теоретиками сферы обращения. Они усматривали главный источник богатства нации в удачной торговле, которую сводили к принципу - "много продавать, мало покупать".
Чрезвычайно важный для всей последующей истории экономической науки шаг - от исследования сферы обращения к исследованию производства - сделала "классическая школа". Ее родоначальники - физиократы - истинным источником богатства считали сельское хозяйство, работу на земле. Исходя из этого, они сформулировали фундаментальную идею о естественном характере экономических процессов, провозгласив приоритет принципа "Laisse!, faire" ("дайте людям делать то, что они хотят"). Эта идея наложила существенный отпечаток на все дальнейшее развитие экономической теории и практики.
Более поздние представители классической школы, среди которых особое место принадлежит А.Смиту, "отцу экономики", преодолели ограниченный взгляд физиократов на источник общественного богатства. Они связывали данный источник не только с сельскохозяйственным производством, но и промышленным.
Многие традиции классической школы были восприняты и продолжены марксистской экономической теорией. Ее главная особенность - последовательно классовая трактовка содержания экономических процессов, выражение позиции рабочего класса.
Многие направления экономической теории XIX в. развивались вне рамок классической школы и марксизма. Такие из них, как "теория предельной полезности" и "теория факторов производства", составили источник современных наиболее авторитетных экономических концепций.
Сложный путь экономическая наука прошла в XX веке. Он был ознаменован процессами дифференциации и интеграции экономического знания, появлением нетрадиционных его отраслей. Ряд новых направлений и школ оформился в самостоятельные теории. Несмотря на различия в понимании многих явлений и процессов, все они имеют функциональный характер. Это значит, что современная экономическая наука свои основные усилия связывает с разработкой путей совершенствования экономического механизма общества.
5. Функции экономической теории

Вопрос о функциях экономической теории - это вопрос о ее непосредственной применимости. Понимание последней не сводится только к прикладному аспекту, оно включает еще познавательную и методологическую функции.
Как и любая другая отрасль научного знания, экономическая теория направлена прежде всего на познание реальных экономических процессов, т.е. раскрытие законов развития экономики. Важно иметь в виду, что экономическая теория изучает экономику в целом, а не отдельные ее секторы, сферы, отрасли и пр. Поэтому она не раскрывает "секретов" о способах получения крупных доходов, достижении делового успеха, приемах домашнего счетоводства. Тем не менее, знание экономических основ общества является важным элементом его высокого образовательного и культурного уровня, непременным условием проведения эффективной экономической политики.
Экономическая теория не есть набор готовых правил, рекомендаций, которые люди применяют во всех случаях жизни, сталкиваясь с экономическими проблемами. Скорее всего она является методом, ориентирующим знанием о соответствующем предмете. Экономическая теория - это интеллектуальный инструмент, овладение которым позволяет приходить к правильным решениям в конкретных ситуациях.
Экономическая теория всегда используется дня выработки практической экономической политики. Не случайно многие видные экономисты-теоретики привлекаются в правительственные учреждения для работы в качестве консультантов и экспертов. Экономические исследования необходимы для создания различных программ, которые направлены на осуществление проводимой экономической политики, выявление основных тенденций в развитии экономики страны, разработку стратегических экономических прогнозов.
Список литературы.

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.
2. Маконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: «Республика». 1992.
3. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М.: «Республика», 1994.
4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело», 1999.
5. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко. – М.:  «Проспект»,1998.
6. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: «Бек», 1997.

(16.3 KiB, 42 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!