Предложение, спрос, равновесная цена

ПЛАН

1. Закон спроса
2. Закон предложения
3. Установление и динамика равновесной цены.
Список литературы

1.Закон спроса

Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают "потребность" и "спрос".
Спрос - это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов - объемами предложения. Специальная наука ("маркетинг") озабочена одним - как помочь "спросу" превратиться в реальную "куплю".
Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение.

Самое очевидное заключается в том, что удешевление делает товар доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был "не по карману". А рост числа покупателей означает рост спроса на данный товар.
Сложнее объяснить поведение прежних покупателей данного товара, которые увеличивают объем его купли именно при снижении цены.
Конечно, можно предположить, что часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нем потребность, и вот теперь, благодаря снижению цены, доводит размер спроса до реальной потребности.
Приведенные выше два объяснения справедливы, но выходят за рамки "закона спроса", поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности. Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех "эффектов", возникающих при снижении цены на товар.
А. "Эффект роста выгоды". Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т.е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше.
В. "Эффект дохода". Сниженная цена позволяет на прежнюю Сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому, чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода. Иными словами, каждый участник рыночной экономики стремится увеличить свой доход; снижение цены на данный товар позволяет ему реализовывать эту заветную цель, но только покупкой этого подешевевшего товара!
С. "Эффект замещения". Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая "другие" товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Таким образом, снижение цены на отдельный товар вызывает многочисленные последствия, - как и рост цены.
Закон спроса – величайший закон рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.
Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития, ведь спрос может "благодарно" увеличиваться при снижении цены или "возмущенно" уменьшаться при росте цены только при отсутствии дефицита: там, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель; а ведь подлинный рынок - это равноправие спроса и предложения.
В современных условиях действие закона спроса испытывает сильное влияние инфляции. Инфляция - это обесценение денег, падение покупательной способности денежной единицы. Если - в силу ряда причин - на то же самое количество товаров выпущено, например, вдвое больше, чем прежде, денежных знаков, то понятно, что теперь на единицу товара приходится две денежные единицы. А это значит, что теперь каждая денежная единица обладает половинной, чём прежде, покупательной способностью. В итоге за единицу товара приходится платить две денежные единицы, что нами воспринимается за удвоенные цены. На самом же деле происходит удвоение наших расходов (если доходы не увеличились в той же пропорции), сама же реальная цена товара не изменилась, ибо теперь две денежные единицы стоят столько же, сколько ранее одна.
Понимание того, что инфляция означает только рост номинальной денежной цены товара, объясняет кажущееся нарушение закона спроса, когда спрос остается неизменным при инфляционном росте цен. В самом деле, вроде бы произошел рост цены товара, а величина спроса не отреагировала на это понижением. Так ведь произошел же рост, так что спрос не отреагировал на него не вопреки, а в соответствии с законом спроса: неизменившейся величине цены соответствует неизменившаяся величина спроса Последняя, конечно, отражает и изменение величины доходов но в рамках зависимости между ценой и величиной спроса инфляция не влияет на закон спроса
Изменение величины спроса под влиянием динамики цены обладает одним удивительным свойством, получившим название "ценовая эластичность спроса" Речь идет о мере ответной реакции величины спроса на изменение цены. Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос получил название "эластичного спроса" если даже очень большое изменение цены тишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получил название "неэластичного"
Для экономической теории важность понятия "эластичность" состоит в том, что оно позволяет перейти от зыбкой качественной характеристики к строгой количественной Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения получил название "коэффициент ценовой эластичности спроса".
Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, а если меньше неэластичным (при коэффициенте равном единице говорят о "единичной эластичности спроса").
Графическое изображение единичного, эластичного и неэластичного спроса представлено на графике, где кривая "а" изображает единичный, "в" - эластичный, "с" - неэластичный спрос.
Если величина спроса жестко ограничена в своем маневрировании объемом предложения, то возникает неэластичность спроса, которая оборачивается выгодой для продавца. Ведь даже при некотором уменьшении величины спроса продавец все равно выигрывает от роста цены, будучи обеспеченным гарантированным спросом в силу ограниченности предложения.

Как правило, неэластичный спрос наблюдается на продукцию аграрного сектора. Поэтому цены на нее, как и на другие жизненно важные товары (хлеб, соль, спички), всегда находятся под контролем государства
В других отраслях экономики для получения гарантированного экономического выигрыша может использоваться такой прием, как "перевод" эластичного спроса в неэластичный (обычно путем ограничения объема производства). У этой манипуляции есть, однако, объективный предел, перейдя который неэластичный спрос сползает в унизительное положение "нужды", а с ней исчезает не только "неэластичность" спроса, но и сам спрос как начало рынка.
Главными факторами изменения самого спроса являются: 1) изменение предпочтений потребителей (мода, здоровье, и т.д.), 2) число покупателей (их увеличение приводит к росту самого спроса, а уменьшение - к падению), 3) изменение величины дохода покупателей.

2. Закон предложения

Для любого человека спрос - дело повседневное, близкое и понятное. Но создает товары и предлагает их потребителю производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение, а назначаемая производителями цена есть "цена предложения".
Предложение, как и спрос, - особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения.
То, что сегодня в экономической теории обозначается как "предложение", настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг): 1) сырье (ресурсы); 2) товары производственного назначения (оборудование и т.п.); 3) труд (наемный); 4) капитал (производительный и денежный); 5) товары потребительского назначения, в том числе: а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель); б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика); в) услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект - рестораны, туризм).
Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.
Аналогично закону спроса, в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон предложения - это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, - уменьшение величины предложения. Графически закон предложения выглядит следующим образом.
Таким образом, закон предложения - такая модель экономики, в которой есть только одна прямая зависимость "P->Q ". Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения.

Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения; наиболее важные факторы: 1) цены на ресурсы, 2) уровень технологии производства, 3) налоги и дотации, 4) цены и взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары, 5) ожидания (прогноз) продавцов на динамику (спроса цен, доходов и т.д.), 6) число продавцов.
Предложение, подобно спросу, можно разграничить на "эластичное" и "неэластичное". Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки). Поэтому часть предпринимателей озабочена не сколько производством сколько "переводом" эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ - искусственное ограничение объема производства, а следовательно, и величины предложения. Но это возможно при двух условиях: а) монополии данного производителя на рынке (отсутствие конкурентов); б) отсутствие товаров-заменителей (субститутов) Предложение - это все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.
Главными экономическими факторами, определяющими динамик; предложения, являются следующие.
Выручка предпринимателя от реализации товарной продукции равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж. Но из этого следует, что высокая цена предложения не всегда выгодна и самим предпринимателям ибо она ограничивает объем реализации предложения. Если снизить цену предложения (как правило, делается на товары высокоэластичного спроса), то возросшее число продаж позволит увеличить объем выручки (хотя это снижает рентабельность производства в расчете на товарную единицу). Поэтому в мировой хозяйственной практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продажи в фактических ценах реализации, - именно он открывает годовые балансы фирм.
На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура - ситуация, складывающаяся на рынке данного товара в определенный период. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры - "повышательную", "высокую", "понижательную" и "низкую" (характеристики даны с позиции предложения). Первые два состояния повышательная и высокая - "звездный" час для предпринимателей, ибо это "рынок продавца". Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом, и, соответственно, к снижению цен.
Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. Эта конкуренция производителей нам известна только по литературе. Зато при недостаточном предложении возникает хорошо известный нам на практике и долгое время бывший для нас единственно доступным вид конкуренции - конкуренция среди покупателей (хотя мы понятие "конкуренция" связываем почему-то только с продавцами).

3. Установление и динамика "равновесной цены"

Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения - только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде "рыночной цены" товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще "ценой равновесия", поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).
Механизм установления рыночной цены нам помогут уяснить рассмотренные ранее графики спроса и предложения. Дело в том, что оба эти графика качественно однородны (изображая в каждом случае количество товара в зависимости от уровня цены). Эта однородность и позволяет совмещать оба графика.
Уровень пересечения кривых спроса и предложения (точка А) и определяет уровень рыночной цены (так   называемой "цены равновесия"). Это - действительно равновесная, уравновешивающая цена ибо любая иная "точка" означает диспропорцию.
Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:
а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу,
б) административное регулирование цен (отсюда в частности, видна ответственность государства за установление цен, приводящее, как правило к дефициту или перепроизводству).
Таким образом, при всем казалось бы необъятном диапазоне возможных цен они в классическом рынке тяготеют к равновесному уровню.
Равновесная цена жестко "зафиксирована" со всех сторон: а) по горизонтали - преодолением искусственного дефицита или перепроизводства (механизм - изменение количества товара), б) по вертикали - стремление к достижению предельной выгодности (механизм - изменение уровня цен).
Понимание сущности равновесной цены позволяет рассматривать все иные (неравновесные) цены как аномалию; вот почему экономисты бесконечно носятся с равновесной ценой, влюблены в нее и видят свою задачу в создании условий, обеспечивающих в рыночной экономике систему стабильных равновесных цен (т.е. на каждом локальном рынке).
В модели классического рынка равновесная цена приобретает свойства "автомата". Конкурентно-свободный (негосударственный и немонопольный) рынок посредством конкуренции внутри спроса и внутри предложения, а также между спросом и предложением способен "автоматически", самостоятельно (т.е. без регулирующего вмешательства социальных институтов) установить равновесие цены и, тем самым, "автоматически" преодолевать перепроизводство или дефицит.
Конкретные координаты точки равновесия на конкретном локальном рынке зависят от величины спроса и предложения на данный товар.
Если точка равновесия на данный товар устанавливается соотношением ценоупровляемых величин спроса и предложения, то ее перемещение в рамках равновесия определяется изменением и самого спроса, и самого предложения под влиянием неценовых рыночных факторов.
Самое неприятное для всех состоит в том, что точка равновесия может обнаружиться только на рынке, после производства, поэтому кто-то все равно останется "за бортом". Вот почему рыночный талант производителей и потребителей - "угадать" ее. Точка равновесия - самая большая загадка в экономике (и микро-, и макро), ее анализом и предсказанием заняты все экономисты, в ее непредсказуемости, заставляющей "крутиться" производителей и потребителей - истоки жизни экономики. Государственный социализм самонадеянно омертвил эту точку своим "планированием". Между тем постоянное повышение эффективности, обеспечивающее запас рыночной прочности, вот к чему вынуждает "блуждание" точки равновесия!

Список литературы.

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.
2. Маконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: «Республика». 1992.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело», 1999.
4. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко. – М.:  «Проспект»,1998.
5. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: «Бек», 1997.

(43.7 KiB, 78 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!