Правовые нормы и технологии пенсионного обеспечения
Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным прежде всего остановиться на пенсионном законодательстве и правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.
Пенсионное законодательство, представленное Федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста. Действующее пенсионное законодательство многократно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.
Так, пенсии по Закону «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г. назначаются не только лицам, работающим (работавшим) по трудовому договору (контракту), но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан.
Согласно Закону 1990 г. размер пенсии зависит не только от индивидуального заработка работника, но и от продолжительности его трудового стажа (ст. 1618). В дополнение к этому предусмотрен порядок определения заработка для исчисления пенсии, который позволяет будущему пенсионеру сделать выбор (ст. 102). Кроме того, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязательств), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст. 100).
Впервые вышеназванным Законом введена социальная пенсия, которую вправе получить каждый гражданин, достигший соответствующего возраста либо призванный инвалидом, если он не имеет права на трудовую пенсию.
Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что в отличие от прежнего пенсионного законодательства работающие пенсионеры, среди которых в большинстве своем лица старшего поколения, пенсии в период работы получают в полном размере.'
Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».
Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Не допускается и увольнение пожилых,людей по инициативе администрации. Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду международно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольнение работников только по той причине, что они достигли пенсионного возраста, является антиконституционным актом.