Правовые меры борьбы с нарушениями действующего законодательства по вопросам частной детективной и охранной деятельности в России

Органы внутренних дел применяют к нарушителям охранно-сыскного законодательства такие меры административного принуждения, как:
а) меры административного предупреждения:
– проверка лицензий, договоров и других необходимых документов;
– осмотр мест хранения и использования гражданского или служебного оружия, а также специальных средств;
– приостановление действия лицензии.
б) меры административного пресечения:
– вынесение письменного предупреждения за допущенные нарушения в сфере услуг или деятельности;
– вынесение обязательного для выполнения предписания по устранению в указанный срок выявленного нарушения;
– приостановление функционирования мест хранения оружия и специальных средств;
– опечатывание мест хранения оружия и специальных средств;
– изъятие незаконно хранящегося оружия, специальных средств, а также иных предметов и документов;
– решение вопроса об аннулировании лицензии на занятие частной детективной или охранной деятельностью.
За нарушения законодательства РФ по вопросам частной детективной или охранной деятельности виновные лица могут быть привлечены в административной или уголовной ответственности.
В главе 20 КоАП РФ, содержащей административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, имеются нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушения Закона о частной охранно-сыскной деятельности.
Так, ст. 20.16 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконную частную детективную и охранную деятельность, на чем подробнее и остановимся.
Объект правонарушения – общественные отношения, связанные с установленным порядком осуществления частной детективной и охранной деятельности в России. Этот порядок урегулирован Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и принятым в его развитие постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности».
Серьезные изменения в действующее законодательство внесло постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 600, которое утвердило Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности. Согласно ему лицензируется негосударственная (частная) охранная или сыскная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также негосударственная (частная) сыскная деятельность, осуществляемая индивидуальными предпринимателями, для которых этот вид деятельности является основным видом занятости.
Объективная сторона указанного правонарушения предусматривает действия, связанные с:
– осуществлением частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) (ч. 1 ст. 20.16 КоАП РФ);
– с учреждением в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии) (ч. 2 ст. 20.16 КоАП РФ);
– осуществлением негосударственными образовательными учреждениями (НОУ) деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) (ч. 3 ст. 20.16 КоАП РФ);
– оказанием частных детективных или охранных услуг либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований (ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ).
Части 1–3 рассматриваемой нормы не вызывают серьезных затруднений в квалификации административных правонарушений. Достаточно лишь установить отсутствие соответствующего разрешения (лицензии) на указанные виды деятельности. Однако следует напомнить, что указанные лицензии на осуществление частной охранно-сыскной деятельности, на создание служб безопасности выдают органы внутренних дел, а лицензии на подготовку и переподготовку охранников и детективов – образовательные учреждения. Одновременно с этим следует заметить, что частным детективам выдается соответствующая лицензия1, а частным охранникам – только специальное удостоверение личности2.
На ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ следует остановиться подробнее, тем более, что в УК РФ имеется ст. 203, устанавливающая уголовную ответственность за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб.
Как уже было сказано выше, в объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ, входят два способа совершения правонарушения: это оказание частных детективных или охранных услуг:
– не предусмотренных законом;
– с нарушением установленных законом требований.
Для того, чтобы раскрыть содержание указанных способов обратимся к Закону РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Известно, что в целях сыска могут быть предоставлены такие виды услуг, как:
– сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
– изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
– установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну;
– выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
– поиск без вести пропавших граждан;
– поиск утраченного гражданами или предприятиями имущества;
– сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.
В целях охраны предоставляются услуги по:
– защите жизни и здоровья граждан;
– охране имущества собственников, в т. ч. при транспортировке имущества;
– проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации;
– консультированию и подготовке рекомендаций в вопросах правомерной защиты от противоправных посягательств;
– обеспечению порядка в местах массовых мероприятий1.
Понятно, что оказание иных частных детективных или охранных услуг считается противоправным деянием и позволяет виновных лиц привлечь к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ. Например, консультирование клиента по вопросам уклонения от налогов, от исполнения административных наказаний и т. д. Или сбор сведений (кино-фото-аудиматериалов) о времени провождения того или иного супруга и т. п.
В указанном нормативно-правовом акте содержатся рамки, в которых оказываются вышеперечисленные услуги.
Так, например, в статье 7 устанавливаются ограничения в сфере деятельности частного детектива или охранника, в связи с которыми указанным лицам запрещается:
– скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;
– выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
– собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
– осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
– прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
– совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
– фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
– разглашать собранную информацию, использовать ее в каких–либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
– передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
Статья 9 обязывает заключать договор между частным детективным (охранным) предприятием и клиентом. Более того, такая процедура детально прописывается и не подлежит нарушению. Так, частное детективное (охранное) предприятие обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.
Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам, и он составлен с соблюдением вышеуказанных условий.
В договоре предусматривается обязанность частного детективного (охранного) предприятия предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором. К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов указанного предприятия. Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет. Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным (охранным) предприятием и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.
Совершение действий, связанных с нарушением установленных законом ограничений, а также оказание услуг без заключения договора или нарушение процедуры его заключения следует считать оказанием частных детективных или охранных услуг с нарушением установленных законом, за что виновные лица привлекаются к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ.
Однако следует не забывать о противоправных деяниях лиц, оказывающих частные детективные или охранные услуги, которые содержат признаки преступлений.
Так, проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой уголовную ответственность, установленную:
– ст. 137 – нарушение неприкосновенности частной жизни;
– ст. 138 – нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений;
– ст.139 – нарушение неприкосновенности жилища.
Раскрывая признаки объективной стороны ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ, следует обратить внимание на их отличие от соответствующих признаков ст. 203 УК РФ, тем более, что в их основе все те же запреты и ограничения.
Так, ст. 203 УК РФ предполагает уголовную ответственность за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб. Это преступление отнесено к главе 23, где размещены преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Цель статьи – охрана уголовно-правовыми средствами установленного порядка осуществления частной детективной и охранной деятельности, предупреждение возможного нарушения прав граждан, незаконного внедрения частных структур в пределы монополии государства на осуществление законных принудительных мер.
Статья 203 УК РФ имеет простой и квалифицированный состав.
Объективная сторона преступления в части первой предусматривает превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности1, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения. В части второй – то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.
Превышением полномочий, предоставленных лицензией, является выполнение действий, которые лицо вообще не вправе совершать либо которые оно должно совершать с соблюдением установленных законом условий и порядка, оснований и форм совершения этих действий, либо совершение действий в отношении ненадлежащего лица. Во всяком случае граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-разыскные действия, отнесенные к исключительной компетенции органов дознания.
Частным детективам и лицам, осуществляющим охранную деятельность, также запрещается игнорировать согласие владельца на изучение предметов и документов, скрывать факты готовящихся или совершенных преступлений от правоохранительных органов, выдавать себя за сотрудников этих органов, осуществлять видео-, аудиозапись, фото-, киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц, прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента и т.п.
Превышение полномочий, совершаемых вопреки задачам детективной и охранной деятельности, если эти действия, образующие превышение полномочий, направлены на:
– нарушение действующего законодательства;
– воспрепятствование законной правоохранительной деятельности либо любым иным действиям по пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений, а также судебному рассмотрению дел о них;
– вмешательство в компетенцию государственных и иных органов по осуществлению правореализационной деятельности.
Применением насилия или угрозы его применения является фактически осуществление любого вида насилия либо создание условий для его реального применения, либо психическое воздействие, свидетельствующее о намерении применить насилие.
Квалифицирующие признаки по ч. 2 настоящей статьи – это наступление тяжких последствий. Оценка последствий как тяжких осуществляется судом с учетом всех обстоятельств дела.
Преступление считается оконченным в момент совершения действий, образующих превышение полномочий и связанных с насилием либо угрозой применения насилия. При наличии тяжких последствий как квалифицирующего признака преступление является оконченным в момент их наступления.
Таким образом, юридическая ответственность за нарушения вышеуказанного законодательства РФ в области частной охранной и детективной деятельности наступает:
а) административная – осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии); создание в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии); осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии), а также оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом (ст. 20.16 КоАП РФ);
б) уголовная – за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, в т. ч. повлекшее тяжкие последствия (ст. 203 УК РФ).
Субъективная сторона ст. 20.16 КоАП РФ, конечно, выражается в прямом умысле. Указанные физические и юридические лица сознают, что организация указанной деятельности осуществляется по лицензии и желают это осуществить без таковой. Или они сознают, что оказывают частные детективные или охранные услуги в нарушение действующего законодательства и желают этого.
Дела об административных правонарушениях по ст. 20.16 КоАП РФ рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел или их заместителями, а также начальниками территориальных отделов (отделений) полиций и их заместителями (ч.2 ст. 23.3. КоАП РФ). Дела могут быть рассмотрены также начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте и их заместителями (п. 2 ч. 2 ст. 23.3. КоАП РФ).
Статья 20.24 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в частной детективной или охранной деятельности.
Объектом вышеуказанного правонарушения выступают общественный порядок и общественная безопасность. Рассматриваемая норма служит соответствующей гарантией осуществления конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.24 КоАП РФ, выступает в виде конкретных действий, связанных с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. При этом указанные средства используются в частной детективной или охранной деятельности.
Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, применяемые для снятия и расшифровки информации. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770 утвержден Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности. К указанным видам средств относятся:
1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.
2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.
3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.
4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.
5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.
6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.
7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.
8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.
9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.
10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.
Важно отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ и услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (в ред. от 30 декабря 2000 г.), специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, относятся к числу предметов, свободная реализация которых запрещена. Их незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта влекут уголовную ответственность по ч. 3 ст. 138 УК.
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. № 526 утверждено Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Указа Президента РФ от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (в ред. от 30 декабря 2000 г.) лицензирование деятельности не уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности физических и юридических лиц, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввозом в РФ и вывозом за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также сертификацию, регистрацию и учет указанных средств осуществляют органы ФСБ России.
На них же возложены обязанности по выявлению и пресечению случаев проведения оперативно-разыскных мероприятий и использования специальных и иных технических средств, разработанных, приспособленных, запрограммированных для негласного получения информации, неуполномоченными лицами.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144–ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» оперативно-разыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, и в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции1 в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 11.03.92 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» частным детективам и охранникам запрещается:
– собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
– осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
– прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
– совершать действия, ставящие под угрозу… честь, достоинство и имущество граждан;
– фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
– разглашать собранную информацию, использовать ее в каких–либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
Указанным лицам также запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, тем более от их имени использовать в своей деятельности вышеуказанные специальные технические средства. И в законе ни о какой оперативно-разыскной деятельности указанных лиц речь не идет.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в частной детективной или охранной деятельности, следует считать незаконным, а значит административным правонарушением, предусмотренным ст. 20.24 КоАП РФ.
Рассматриваемый состав считается формальным, т. е. без каких-либо общественно опасных последствий. Данное правонарушение считается оконченным с момента использования указанных специальных технических средств частными детективами или охранниками.
Одновременно с этим следует заметить, что наступление таких последствий незаконного использования технических средств, как нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, нарушение гарантий неприкосновенности личности или жилища влекут за собой установленную законом ответственность2.
Понятно, что незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, образуют самостоятельный состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 138 УК РФ.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.24 КоАП РФ, выступают частные детективы, охранники или руководители охранно-сыскных организаций (объединений, ассоциаций) и служб безопасности.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется умышленной формой вины. Указанные лица сознают, что используют специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, незаконно и желают это делать. Налицо прямой умысел.
Дела об административных правонарушениях по ст. 20.24 КоАП РФ в отношении руководителей частных детективных или охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел или их заместителями, а также начальниками территориальных отделов (отделений) полиций и их заместителями (ч. 2 ст. 23.3. КоАП РФ). А дела об административных правонарушениях в отношении частных детективов (охранников) – мировым судьей (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). В связи с этим протокол об административных правонарушениях в отношении вышеуказанных лиц могут составлять оперативные дежурные и сотрудники подразделений по лицензионно-разрешительной работе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!