Правовое регулирование международной туристской деятельности в разных странах
В области туристского законодательства ведущая роль принадлежит парламентским структурам, туристская администрация может выступить с законодательной инициативой. Туристская деятельность регламентируется как прямо, так и опосредованно. В первом случае речь идет о создании специального туристского законодательства, во втором случае туристское законодательство включается в блок законодательных актов, относящихся как к туризму, так и к другим отраслям экономики. В последнем случае национальная туристская администрация должна отстаивать интересы туристского сектора, доказывая равное значение туристских проблем и проблем, возникающих в других секторах экономики.
Главные задачи, стоящие перед странами в области туристского законодательства,-определение сферы деятельности, подлежащей регламентации, и отработка юридических механизмов воздействия на нее.
Переходя к практическому решению вопросов, связанных с разработкой туристского законодательства, необходимо очертить круг вопросов, подлежащих регламентации.
Исходя из мировой практики можно сделать вывод, что туристское законодательство регламентирует следующие моменты деятельности:
- работу объектов туристской индустрии, в первую очередь средств размещения;
- профессиональную деятельность в туризме (туристские профессии), условия, при которых становится возможным профессиональное занятие туристской деятельностью;
- права и обязанности участников туристской деятельности, меры по защите прав потребителя в туризме;
- помощь туризму со стороны государства.
Далее мы подробно рассмотрим способы регламентации основных сфер деятельности в туризме на базе анализа законодательных актов ведущих в туристском отношении стран.
Пока лишь можно заметить, что основные рычаги государственного регулирования туристской деятельности - создание особого правового поля, в котором формируются условия, обеспечивающие цивилизованное развитие основных сфер, связанных с функционированием туристского комплекса. На практике помимо законодательных мер, определяющих права и обязанности участников туристского рынка, широко распространены такие формы воздействия на туристскую сферу, как лицензирование, сертификация и стандартизация.
Лицензирование - определение условий, необходимых и достаточных с точки зрения общественных интересов для занятия той или иной деятельностью. Таким образом, лицензирование представляет собой механизм защиты прав потребителей и производителей туристского продукта.
Лицензия является документом, разрешающим занятие тем или иным видом деятельности. Поскольку для получения этого документа соискатель должен соответствовать определенным требованиям, перечень которых определяется государством, последнее получает возможность регулировать рыночную деятельность, направляя ее в нужное русло. Кроме того, оставляя за собой право отзыва лицензии, органы государственной власти сохраняют рычаги контроля и воздействия на производителей туристского продукта, нарушающих установленные для них правила поведения на рынке. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, как и условия лицензирования, различаются от страны к стране, но некоторые закономерности можно вычленить. Так, деятельность средств размещения практически нигде, за исключением Испании, не лицензируется. Гостиницы, как и рестораны, чаще становятся объектами сертификации или стандартизации в разных видах (аттестация, классификация и т.д.), чем лицензирования. Это можно объяснить спецификой деятельности данных объектов туристской индустрии. Вместе с тем деятельность туристских фирм, организующих путешествие, обычно подлежит лицензированию, но не становится объектом сертификации. Лица, оказывающие посреднические услуги в туризме: экскурсоводы, сопровождающие, гиды-переводчики, занимаются профессиональной деятельностью на основании лицензии или сертификата соответствия, выдаваемого по результатам аттестации.