Правовое положение законодательной власти в РФ. Порядок законотворчества

В России уже в Средние века действовали такие представительные органы власти, как вече старших городов, Боярская Дума, Земский Собор, Вече. В Новое время законосовещательным органом был Правительствующий Сенат, позднее Государственный совет. Законодательные органы действовали на автономных территориях Российской империи: в 1818 г. начал работу Польский сейм, а в 1864 - Финляндский. Наконец, в 1906 г. была учреждена общероссийская Государственная дума. В советские годы законодательство было в ведении Съезда Советов и Верховного Совета СССР, позднее, Верховного Совета РФ.

Правовое положение Федерального Собрания. Деятельность Федерального Собрания регулируется в основном гл. 5 Конституции РФ. Федеральное Собрание - парламент - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94). Только этот орган осуществляет федеральную законодательную власть. Поэтому в Конституции его название приводится без добавления слов «Российской Федерации», хотя в иных законах название состоит из четырех слов. Определение, кроме указания на законодательную направленность деятельности Федерального Собрания, называет его также представительным органом, что означает наиболее демократический характер этого органа: если Президент РФ может быть избран и небольшим перевесом половины избирателей, то смысл парламента представлять и оппозиционные партии, а также интересы каждого субъекта федерации. Слово «парламент» вошло в определение в качестве широко известного термина для обозначения законодательных органов; так первоначально называлась судебная палата в средневековой королевской курии Франции, позднее так стал называться представительный орган Англии.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (названия по сути воспроизводят наименования дореволюционных Государственного совета и Государственной думы) (двухпалатными являются парламенты большинства стран, а одна палата, например, в Микронезии, Новой Зеландии, Украине, Швеции, Финляндии). Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на пять лет. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации. Порядок формирования Совета Федерации Конституцией не определен, отдавая это на регулирование отдельного закона. Таким образом, он не обязательно должен избираться, как было в начале 90-х годов. Действующим Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ предусмотрено назначение по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти каждого субъекта федерации, а согласно новым изменениям они должны быть из числа местных или региональных депутатов.

Конституцией предусмотрено, что палаты избирают из своего состава Председателей и их заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком, а также образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Подробнее это расписывается в принимаемых палатами регламентах (см.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г.  № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ»).

Алтайское краевое Законодательное Собрание. Говоря о федеративном устройстве страны, ранее уже было отмечено, что в субъектах РФ создаются собственные законодательные (представительные) органы, например, Законодательные Собрания в Алтайском крае и Республике Карелия, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай и Ил Тумэн Республики Саха, Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, Великий хурал Республики Тыва, Самарская Губернская Дума или просто Парламент Чеченской Республики. В отличие от Федерального Собрания, в большинстве субъектов федерации законодательные органы являются однопалатными, хотя в Республике Тыва и Свердловской области они двухпалатные. Подробнее остановимся на законодательной власти Алтайского края.

Не являются законодательными органами Общественные палаты РФ и субъектов РФ, созданные на основании соответствующих законов (см. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ЗС «Об Общественной палате РФ»; Закон Алтайского края от 3 ноября 2005 г.

№ 87-ЗС «Об Общественной палате Алтайского края») в целях взаимодействия государства с представителями некоммерческих организаций и имеющие право общественной экспертизы проектов законов, результаты которой носят рекомендательный характер (сложно оценивать данное явление, где наряду с плюсами прослеживается констатация не вполне представительного характера самих законодательных органов власти). Не являются законодательными органами власти и так называемые молодежные парламенты - своего рода место встречи политически активной молодежи при органах власти.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!