Правовое положение негосударственных (частных) детективных и охранных предприятий в России

Под правовыми основами негосударственной (частной) детективной (сыскной) и охранной деятельности понимается совокупность правовых норм, закрепленных в нормативных актах, определяющих задачи, функции и компетенцию частных детективных и охранных организаций, их руководителей и сотрудников. С 11 марта 1992 г. действует Закон РФ от «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и принятое в его развитие постановление Правительства РФ от 14.08.92 г. «Вопросы частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Законодательно закреплено, что частная детективная и охранная деятельность – это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 600 утверждено Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положение о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности, где определено, что лицензирование негосударственной (частной) сыскной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, для которых сыскная деятельность является основным видом занятости (далее именуется – сыскная деятельность).
На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется и они не вправе осуществлять какие-либо оперативно-разыскные действия. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
Ст. 3 Закона РФ от 11.03.92 г. определяет, что в целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
• сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
• изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
• установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
• выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
• поиск без вести пропавших граждан;
• поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
• сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.
В свою очередь, в целях охраны разрешается предоставление таких видов услуг, как:
• защита жизни и здоровья граждан;
• охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
• проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
• консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
• обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Указанные в законе виды деятельности являются прерогативой частных охранно-сыскных предприятий и их сотрудников. Ни физическим, ни юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, не разрешается оказывать вышеперечисленные услуги.
Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» разрешил членам казачьих обществ в соответствии с Законом РФ от 11.03.92 г. создавать охранные предприятия для обеспечения правопорядка, охраны имущества, защиты жизни и здоровья граждан.
Итак, частным детективом или охранником признается 21-летний гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную или охранную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в вышеуказанном Законе. Руководители детективных и охранных предприятий, а также персонал этих предприятий, оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, также обязаны получить лицензию. Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.
В соответствии со ст. ст. 11 и 83 Налогового кодекса РФ частные детективы и охранники должны помимо лицензии получать свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица и вставать в установленном порядке на налоговый учет.
Сыскная и охранная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива и охранника, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.
Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Выдача лицензий на частную сыскную или охранную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится при представлении гражданином в соответствующий орган внутренних дел:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
– наименования, организационно-правовой формы и места нахождения юридического лица; (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество и данные документа, удостоверяющего личность);
– лицензируемой деятельности;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
д) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя сыскной организации или индивидуального предпринимателя квалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Копии документов, не заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.
Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.
За рассмотрение органом внутренних дел заявлений о предоставлении лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней. Указанная лицензия на предоставляется на 5 лет, и срок ее действия может быть продлен на 5 лет по заявлению лицензиата, представляемому в лицензирующий орган не позднее чем за один месяц до истечения срока ее действия. Порядок платежей при выдаче лицензий определяется Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время конкретные размеры ставок отсутствуют1.
Для получения лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности руководитель организации–соискателя лицензии представляет в орган внутренних дел заявление о предоставлении (продлении срока действия) лицензии, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них. Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством Российской Федерации.
В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом юридическое лицо с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.
Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива (охранника), соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.
Лицензия не выдается:
1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;
2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
7) гражданам, не представившим документы, необходимые для получения лицензии.
На деятельность частных детективов и охранников законом налагаются соответствующие ограничения. Так, им запрещается:
1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;
2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких–либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.
Закон РФ от 11.03.92 г. предусмотрел многообразие форм частной детективной и охранной деятельности. Так, частные детективные и охранные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и соответствующей лицензии.
Не обошел закон и смешанные формы охранно-сыскной деятельности. В связи с этим частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц.
На предприятиях, в учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории Российской Федерации, вправе учреждаться обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее – службы безопасности). Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить лицензии в соответствии с положениями закона, руководствоваться иными его требованиями и действовать на основании собственных уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения. Отказ в выдаче, продление срока действия, аннулирование лицензий и обжалование решений органов внутренних дел осуществляются в порядке, установленном законом для частных детективов и охранников. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.
Как уже было сказано ранее, частные детективные и охранные услуги оказываются по договору. Детективное или охранное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора. Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением соответствующих условий.
В договоре предусматривается обязанность, например для частного детективного предприятия, предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором. К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов детективного предприятия. Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия в течение трех лет. Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.
Органы внутренних дел вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных (двух и более в течение года) нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. В этом случае ОВД обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, ОВД обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме ОВД об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, после чего ОВД принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
ОВД могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления ОВД в случае, если нарушение лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если не устранены недостатки, повлекшие приостановление лицензии. Одновременно с подачей заявления в суд ОВД вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится ОВД до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Указанные действия могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации1.
Социальная и правовая защита частных детективов и охранников прописана в ст. 19 Закона РФ от 11.03.92 г. Так, частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд государственного страхования Российской Федерации. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий2. Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных и детективных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.
Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения (НОУ), имеющие право юридического лица. Разработка программ обучения, лицензирование этих учреждений, контроль за их деятельностью осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными актами Министерства образования Российской Федерации, согласованными с ДООП МВД России, Министерством здравоохранения и Министерством финансов. Например, НОУ получают лицензию в органах управлениях образованием субъектов Российской Федерации, на территории которых они зарегистрированы сроком на 3 года.
В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств. Частные охранники в дополнение к указанным средствам могут быть вооружены еще огнестрельным оружием. Их виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 (Приложение № 2) для вооружения частных детективов и охранников могут быть использованы:
• жилет защитный 1–5 класса защиты;
• шлем защитный 1–3 класса защиты;
• спецсредство «Черемуха-10» и его аналоги (аэрозольная упаковка слезоточивого газа);
• газовый пистолет;
• наручники;
• палка резиновая (пластиковая);
• Приложением № 3 к вышеуказанному постановлению Правительства РФ установлен перечень видов вооружения охранников:
• 9 мм пистолет ПМ;
• ружье охотничье гладкоствольное;
• боеприпасы к оружию.
Законодатель большое внимание уделил применению специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной детективной и охранной деятельности
В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности – специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.
Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан:
1. Предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.
2. Стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности был минимальным.
3. Обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел.
4. Немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.
Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации1.
Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой:
• лишение лицензии;
• ответственность, установленную законом.
На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации.
Правовой основой применения частными детективами и охранниками специальных средств являются ст. 17 Закона Российской Федерации от 11.03.92 г., приложение № 4 к постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587, другие законы и правовые акты Российской Федерации.
В качестве специальных средств используются резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и другие средства, предусмотренные соответствующим перечнем.
Специальные средства применяются частными детективами и охранниками в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей.
Резиновая палка и слезоточивый газ применяются:
а) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;
б) для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан и для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
При этом следует учесть, что запрещается нанесение ударов резиновой палкой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам. Запрещается прицельная стрельба газовыми патронами по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ. Специальное средство «Черемуха-10» и его аналоги, пистолеты газовые с боеприпасами применяются на открытой местности и в помещениях.
Наручники применяются:
а) для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан и для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление
При этом требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.
Право на применение специальных средств имеют частные детективы и охранники, прошедшие соответствующую подготовку и выдержавшие ежегодную проверку в органах внутренних дел на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением. Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законодательством ответственность.
Законодатель обращает особое внимание на условия и пределы применения специальных средств. Это значит, что:
1. Использованию специальных средств должно предшествовать предупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требований частного детектива или охранника, кроме тех случаев, когда промедление в использовании специальных средств создает непосредственную опасность их жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.
2. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, частный детектив или охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.
3. При применении специальных средств должны быть обеспечены предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление о происшедшем в возможно короткий срок органов здравоохранения и внутренних дел.
4. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.
Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;
3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.
Неправомерное применение огнестрельного оружия влечет установленную законодательством ответственность.
Анализ практики применения Закона «О частной детективной и охранной деятельности» показал, что в нем имеется ряд пробелов, отдельные нормы и положения противоречат друг другу и действующему законодательству. Наличие в Законе нечетких формулировок и положений затрудняет их понимание, допускает двоякое толкование, что в итоге создает серьезные затруднения в его применении на практике1.
С момента принятия Закона «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 г. существенно изменилось законодательство. Так, были приняты Конституция РФ 1993 г., федеральные законы «Об оружии» от 13 декабря 1996 г., «О государственной охране» от 12 мая 1996 г., «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 г., «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г., а также Гражданский, Уголовный и Налоговый кодексы; внесены существенные изменения в другие законодательные акты, нормы которых реализуются в процессе осуществления охранной и сыскной деятельности. В них принципиально по–иному, чем в Законе «О частной детективной и охранной деятельности», решаются многие вопросы, имеющие отношение к охранной и сыскной деятельности.
Например, в новом Законе «О частной охранной и детективной деятельности» должен быть закреплен ряд прав охранников, которые имеют в соответствии с Законом «О ведомственной охране» сотрудники ведомственной охраны. Это право на применение физической силы, производство досмотра, административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, доставление его в служебное помещение охраны или орган внутренних дел. При этом в законе должен быть четко прописан порядок, основания и условия производства этих действий. В ныне же действующем законе закреплено: «лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).
Поэтому не случайно уже с 1995 г. в Государственной Думе ведется работа по внесению дополнений и изменений в этот Закон. В декабре 1997 г. проект закона был принят Государственной Думой в первом чтении. Но дальше дело застопорилось.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!