Правовое положение и организационное построение патрульно-постовой службы полиции

Происходящие социально-экономические преобразования затронули не только экономическую, политическую, социальную, культурную и иные сферы жизни нашего общества, они также произвели изменения в криминогенной ситуации страны. Различные преступные проявления стали отличаться ярко выраженными  агрессивностью, жестокостью и скоротечностью. Широко распространены грабежи и разбойные нападения на граждан, офисы различных фирм, автотранспорт, на различные предприятия и учреждения, где хранятся товарно-материальные ценности и денежные средства. В порядке вещей стали заказные убийства, захваты заложников с целью получения выкупа. Острой проблемой остается преступность на улицах и в общественных местах, в структуре которых увеличивается доля насильственных преступлений, дерзких по замыслу и квалифицированных по исполнению с использованием различных технических средств. Поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает необходимость укрепления законности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах городов и других населенных пунктах.

Важная роль в реализации этих задач принадлежит патрульно-постовой службе полиции (ППСМ). Эта служба входит в состав полиции общественной безопасности и выступает в качестве основного средства обеспечения надлежащего общественного порядка в борьбе с преступностью на улицах, площадях, на объектах транспорта и в общественных местах специально назначаемыми нарядами.

Правовую основу деятельности патрульно-постовой службы полиции составляют: Конституция РФ; Закон РСФСР «О полиции»; федеральные законы и другие правовые акты России; законы и правовые акты субъектов РФ; нормативные акты МВД РФ; нормативные акты МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ; акты местных органов государственной власти и управления, принятые в пределах их полномочий.

Организация и деятельность ППСМ строятся в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности при тесном взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

Общее руководство ППСМ осуществляет отдел по организации работы строевых и специальных подразделений полиции, входящий в структуру Департамента охраны общественного порядка МВД РФ. Начальники полиции общественной безопасности органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте являются непосредственными организаторами данной службы, им также подчиняются аппараты управления данной службой.

Основными задачами строевых подразделений ППСМ являются:

- обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

- обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.

- выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.

- оказание содействия подразделениям криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Выполняя эти задачи, ППСМ осуществляет следующие функции:

- защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

- оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья.

- пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по "горячим следам".

- предупреждение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своей компетенции принятие мер к устранению данных обстоятельств.

 - обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, своевременное реагирование и пресечение попыток нарушений установленного порядка их проведения.

- совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.

- взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

- участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти.

- участие в пределах своих полномочий в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных обстоятельствах.

- участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.

Вышеизложенные функции осуществляются силами, которые с учетом назначения, роли и места в патрульно-постовой службе подразделяются на строевые подразделения полиции; подразделения дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ДПС ГИБДД); подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ОВО); специальные моторизированные воинские части  внутренних войск МВД России (СМВЧ); общественные формирования; личный состав сотрудников МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ; личный состав УВДТ, ОВДТ, учебных заведений МВД РФ, других служб и подразделений горрайлинорганов внутренних дел, определяемые Министром внутренних дел России.

Данные силы, в свою очередь, подразделяются на основные, дополнительные и приданные.

                     Основными силами являются строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности.

           Дополнительными силами являются строевые подразделения дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, строевые подразделения полиции вневедомственной   охраны при органах внутренних дел и иные подразделения органов внутренних дел, задействованные в обеспечении правопорядка в общественных местах.

Приданными силами являются специальные моторизованные соединения и воинские части внутренних войск МВД России, соединения и воинские части оперативного назначения внутренних войск МВД России, курсанты, слушатели, преподаватели и начальствующий состав образовательных учреждений системы МВД России.

         Привлекаемые к обеспечению правопорядка в общественных местах в составе дополнительных и приданных сил сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, выполняют обязанности полиции, как при самостоятельных действиях, так и с участием   иных сотрудников и военнослужащих указанных сил в соответствии с     законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России[1].

         К участию в обеспечении правопорядка в общественных местах во взаимодействии с органами внутренних дел и в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привлекаться представители     общественных формирований правоохранительной направленности, работники предприятий, осуществляющих негосударственную частную охранную деятельность и иные граждане Российской Федерации.

Основные и дополнительные силы ППСМ находятся в непосредственном подчинении начальников, которые организуют охрану общественного порядка на закрепленных территориях (республики, области, края, города, района) и действуют в пределах соответствующих регионов или районов.

Основные силы в виде патрульно-постовой службы полиции категорически запрещается использовать не по прямому назначению, т. е. привлекать к решению иных задач, не связанных с охраной общественного порядка.

С целью успешного выполнения возложенных задач и функций силы патрульно-постовой службы обеспечиваются различными средствами, которые подразделяются на технические средства и служебные животные.         К техническим средствам относятся: автотранспорт, патрульные автомашины, бронемашины, специальные автомашины, вертолеты, мотоциклы, катера и велосипеды, автотранспорт для перевозки служебных нарядов, специальные автомобили и другие транспортные средства (водометы, средства разрушения преград); средства радио и проводной связи и специальной техники (радиостанции стационарные и носимые, телефоны, аудио и видеотехника, электромагнитофоны и т. д.); табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства (пистолеты, автоматы, витражи, щиты, наручники, резиновые палки, средства принудительной остановки транспортных средств, окрашивающие средства); осветительные приборы, специальная аппаратура и другие технические средства.

Использование технических средств силами ППСМ способствует должному взаимодействию нарядов, повышает их мобильность, наступательность и степень реагирования. Патрульные автомобили в обязательном порядке, в соответствии с табелем положенности, должны быть оборудованы средствами связи и  специальной техникой и использоваться с максимальной нагрузкой, не менее 12–15 часов в сутки, со сменными экипажами.

Особую группу средств представляют служебные животные в виде лошадей и собак. Так, созданные в ряде крупных городов конные подразделения полиции осуществляют патрулирование в городских парках, зонах отдыха, а также в местах большого скопления населения, особенно при проведении массовых мероприятий. Служебные собаки используются при патрулировании, как правило, в ночное время на малоосвещенных улицах, в районе новостроек, при осмотре оврагов, пустующих зданий, подвалов, чердаков, что позволяет существенно повысить эффективность работы нарядов полиции по предупреждению, пресечению правонарушений, задержанию преступников, усилению охраны объектов различных форм собственности.

Обеспечение правопорядка в общественных местах силами ППСМ осуществляется на основе Плана комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), который утверждается не менее чем один раз в два года приказом начальника отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальника линейного отдела (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Единая дислокация разрабатывается с учетом дислокации постов и маршрутов патрулирования строевых подразделений дополнительных сил, в том числе не входящих в состав соответствующих горрайорганов внутренних дел, но выполняющих свои основные задачи на территории их ответственности, и согласовывается с руководством этих подразделений.

На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем горрайоргана внутренних дел ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.

План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств органов внутренних дел в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной     обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.

В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты     и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.

           Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов,   маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.

           В Плане единой дислокации в обязательном порядке отражаются особенности деятельности следующих нарядов основных, дополнительных и приданных сил:

             Патруля –подвижного наряда органов внутренних дел, состоящего из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России (патрульных), и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле (ПА), на мотоцикле (ПМ), на катере (ПКТ), на вертолетах (ВП), на конях (ПК), в пешем порядке (ПП), со служебными собаками (ПС).

             Патрульной группы (ПГ) – наряда органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха. Основу ПГ должен составлять ПА, оборудованный радиостанцией, устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, специальной громкоговорящей установкой и иными техническими средствами, с нанесенными на наружные поверхности специальными светографическими схемами, которому придаются ПП с носимыми радиостанциями и при необходимости – ПМ, ПК, ПС, ПКТ или используемый, как правило, для координации действий ВП.

             Поста – наряда органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учётом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.

             Стационарных постов полиции (СПМ) – специально оборудованных техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещений, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, местах наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удалённых от горрайлиноргана внутренних дел, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

           Групп немедленного реагирования (ГНР) – наряда органов внутренних дел, создаваемого в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке – временно.

           При планировании использования сил и средств органов внутренних дел определяются обязательные минимальные нормы их ежесуточного выставления в общественных местах, необходимые для обеспечения правопорядка.

                  Планируемая в единой дислокации протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач, возложенных на основные силы обеспечения правопорядка в общественных местах (ППСМ), должны с учетом условий конкретной местности и оперативной обстановки обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности (как правило, не более чем в течение 5–7 минут) и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей. Протяженность маршрутовпатрулирования нарядов строевых подразделении дополнительных сил определяются нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность этих подразделений.

В Плане единой дислокации в зависимости от решаемых задач могут предусматриваться особенности деятельности других нарядов:

        Группы задержания ОВО (ГЗ ОВО) – подвижного наряда полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации численностью не менее 3 сотрудников, осуществляющего патрулирование, оперативное реагирование на сигналы «тревога» с охраняемых объектов, поступающие на пункт централизованной охраны, и задержание лиц, совершивших противоправные действия в отношении охраняемого имущества.

             Нарядов органов внутренних дел для сопровождения в пути следования в целях охраны общественного порядка поезда, судна, самолета.

             Контрольно-пропускного пункта (КПП) – наряда органов внутренних дел, выставляемого для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств.

             Стационарного поста ДПС (СПДПС) – наряда ДПС ГИБДД, выполняющего задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями.

Контрольного поста полиции (КПМ) – наряда специальной заградительной системы, выставляемого для обеспечения эффективного взаимодействия различных подразделений полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников, выявлению и задержанию похищенного и используемого в преступных целях автомототранспорта и лиц, их совершивших, а также проведения контртеррористических и специальных операций.

             Заслона (3) – наряда в составе группы (подразделения) сотрудников органов внутренних дел, выполняющего задачу по контролю за определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений.

             Резерва (Р) – наряда органов внутренних дел, предназначенного для усиления сил и средств обеспечения правопорядка в общественных местах, в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены нарядов обеспечения правопорядка в общественных местах.

           Передвижного пункта полиции (ППМ) – наряда полиции, базирующегося на специально оборудованном транспорте, и предназначенного для организации несения службы по охране общественного порядка в жилых массивах, зонах отдыха граждан, а также местах проведения мероприятий и другой территории, удалённой от базовых объектов (участковых пунктов полиции, дежурной части, СПМ) горрайлиноргана внутренних дел, решающего задачи оперативного реагирования на сообщения о происшествиях и управления нарядами обеспечения правопорядка в общественных местах, как правило, в составе сотрудников криминальной полиции, сотрудников полиции общественной безопасности, закрепленных за территорией, на которой действует ППМ, а также сотрудников, обеспечивающих процессуальное оформление выявленных (пресеченных) административных правонарушений или преступлений, при необходимости – экспертов-криминалистов.

             Подвижной полицейской группы (ПМГ) – комбинированного наряда органов внутренних дел, состоящего из представителей нескольких подразделений, выполняющего задачи по задержанию преступников погорячим следам на значительном по протяженности маршруте, либо удаленной от расположения горрайлиноргана внутренних дел территории.

Наряда скрытного патрулирования (НСП) – наряда органов внутренних дел, осуществляющего патрулирование по определенному маршруту, участку местности, состоящего из сотрудников подразделений полиции общественной безопасности, осуществляющих скрытное наблюдение за местами вероятного совершения преступлений и административных правонарушений на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

Возложение на наряды комплексных сил, участвующих в единой дислокации, дополнительных обязанностей, не связанных с осуществлением своих должностных обязанностей и обязанностей по обеспечению правопорядка в общественных местах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о полиции не допускается.

Все сотрудники полиции и военнослужащие СМВЧ несут патрульно-постовую службу в установленной форменной одежде. При решении специальных задач им может быть разрешено несение службы в гражданской одежде. Наряды патрульно-постовой службы наделены определенными полномочиями, реализация которых происходит в таких правовых формах, как административный надзор и применение мер административного воздействия.

Эффективность деятельности всех видов нарядов патрульно-постовой службы по охране общественного порядка, прежде всего, зависит от организации работы данной службы, от ее активности, наступательности, от правильной расстановки сил и средств по плану единой дислокации, где центральной фигурой выступает патрульный и постовой полиции.

[1] Приказ МВД РФ от 27.06.2005 г. № 505 «О привлечении к выполнению задач полиции лиц рядового и начальствующего состава ОВД РФ, а также стажеров во время испытательного срока».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!