Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел по федеральным округам и по субъектам Российской Федерации

Органы внутренних дел по федеральному округу
Данное звено органов внутренних дел федерального уровня появилось недавно в связи с учреждением нового административного деления – федеральных округов.
Главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам созданы Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» в целях совершенствования руководства деятельностью МВД России.
Основными задачами данных подразделений являются:
1) координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах;
2) выявление, предупреждение и пресечение преступлений, носящих межрегиональный характер, совершенных преступными сообществами (преступными организациями) и организованными преступными группами; осуществление борьбы с терроризмом;
3) выявление, предупреждение и пресечение налоговых и экономических преступлений, носящих межрегиональный характер;
4) организация взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.
Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации.
Структура ГУ МВД по федеральному округу создается, исходя из основных задач, возложенных на него. Прежде всего, это подразделения, осуществляющие координацию, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в округе, подразделения по обеспечению собственной безопасности, подразделения по работе с кадрами и конспирации. Кроме этого, к ним также относятся подразделения, организующие и непосредственно осуществляющие борьбу с организованной преступностью, терроризмом, налоговыми и экономическими преступлениями – оперативно-разыскное бюро.
Органы внутренних дел по субъектам Российской Федерации
Правовой статус МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации регламентируется Типовым положением, утвержденным приказом МВД Российской Федерации от 25 октября 2006 г. № 846.
МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации – орган исполнительной власти, реализующий в рамках предоставленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации входят в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются Министерству внутренних дел Российской Федерации.
МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации осуществляяют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные отделы (управления) внутренних дел по районам (муниципальным районам), городам (городским округам) и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, а также иные подразделения и организации, созданные для реализации задач, стоящих перед органами внутренних дел, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
Основными задачами МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации являются:
– обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
– организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
– обеспечение охраны общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации;
– обеспечение безопасности дорожного движения на территории субъекта Российской Федерации;
– организация и осуществление контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, взрывчатых веществ и изделий, их содержащих, на территории субъекта Российской Федерации;
– организация и осуществление контроля за негосударственной (частной) охранной деятельностью и негосударственной (частной) сыскной деятельностью на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– организация на территории субъекта Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам;
– управление подчиненными органами внутренних дел, подразделениями и организациями, организация их деятельности.
В своей деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, настоящим Положением, а также Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, изданными в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Деятельность МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов оперативно–служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, работника МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений, а также взаимодействия с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.
МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации является юридическим лицом; в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы; выступает истцом и ответчиком в суде.
Финансирование МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материально–техническое обеспечение МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
Контроль за деятельностью МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации осуществляет МВД России.
Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью полиции общественной безопасности по субъекту Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации. При осуществлении данных контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-разыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
Надзор за законностью деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации обладает следующими полномочиями:
– осуществляет анализ и прогнозирование состояния правопорядка на территории субъекта Российской Федерации, вносит в МВД России и органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по укреплению законности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, усилению борьбы с преступностью;
– обобщает правоприменительную практику органов внутренних дел и вносит на этой основе в МВД России и органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и законодательства субъекта Российской Федерации;
– участвует в разработке и реализации региональных и межрегиональных программ в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью;
– обеспечивает совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления правопорядок на улицах, площадях, в парках и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов;
– организует и осуществляет производство предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к подследственности следователей органов внутренних дел;
– организует и осуществляет производство дознания по уголовным делам, отнесенным к подследственности дознавателей органов внутренних дел;
– обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации производство органами внутренних дел по поручениям прокурора, следователя, органа дознания следственных и иных процессуальных действий;
– организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность; проводит экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности;
– организует и осуществляет оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;
– организует и осуществляет розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, без вести пропавших и иных категорий лиц в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
– организует и осуществляет розыск похищенного имущества;
– обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование;
– организует и осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
– организует работу специальных приемников органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке; обеспечивает участие органов внутренних дел в исполнении иных видов административных наказаний в случаях, установленных федеральным законом;
– организует исполнение органами внутренних дел законодательства Российской Федерации о приводе лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
– организует деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдением лицами, освободившимися из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений, обеспечивает участие органов внутренних дел в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены уголовные наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание которым назначено условно;
– осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории субъекта Российской Федерации, а также специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– осуществляет в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, лицензирование, а также контроль за оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и изделий, их содержащих, на территории субъекта Российской Федерации;
– организует и осуществляет лицензирование деятельности, а также контроль за негосударственной (частной) сыскной и негосударственной (частной) охранной деятельностью на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– организует охрану на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества;
– осуществляет контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации во взаимодействии с территориальным органом Федеральной миграционной службы;
– в пределах компетенции и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; принимает меры по содержанию в специально отведенных помещениях органов внутренних дел иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих депортации; взаимодействует с территориальным органом ФМС России при осуществлении территориальным органом ФМС России депортации иностранных граждан или лиц без гражданства;
– организует оформление и выдачу документов о реабилитации жертв политических репрессий;
– организует прием и регистрацию органами внутренних дел заявлений, сообщений и иной поступающей информации о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременное принятие по такой информации мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
– анализирует причины и условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений на территории субъекта Российской Федерации, в пределах своих полномочий принимает меры к устранению данных обстоятельств, вносит предложения по их устранению в другие государственные органы, а также общественные объединения и организации;
– организует и осуществляет силами органов внутренних дел неотложные меры по спасению людей, оказанию им помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
– участвует в противодействии терроризму и экстремизму, обеспечении правового режима контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
– организует и обеспечивает в пределах компетенции органов внутренних дел содействие государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям по проведению референдумов, должностным лицам органов государственной власти, депутатам представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам в депутаты или на выборные должности в органы государственной власти, органы местного самоуправления в осуществлении их полномочий;
– обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, их близких, а также безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;
– осуществляет и обеспечивает проведение органами внутренних дел государственной дактилоскопической регистрации;
– формирует и ведет в установленном порядке оперативно-справоч-ные, разыскные, криминалистические и иные учеты;
– обеспечивает собственную безопасность в системе МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, территориальном органе ФМС России, осуществляющем свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также в иных подчиненных МВД России предприятиях, учреждениях и организациях, перечень которых определяется отдельным нормативным правовым актом МВД России; принимает меры по защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
– разрабатывает и реализует меры по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы органов внутренних дел в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных обстоятельств и ситуаций в мирное время;
– осуществляет авиационное обеспечение оперативно-служебной деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций;
– осуществляет правовое обеспечение оперативно-служебной деятельности аппарата МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций;
– участвует в подготовке и реализации в пределах полномочий органов внутренних дел международных договоров Российской Федерации, международных соглашений МВД России в области деятельности органов внутренних дел;
– осуществляет контроль за деятельностью подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций, оказывает практическую помощь в их деятельности, обобщает и обеспечивает внедрение передовых форм и методов в их работу;
– распределяет выделенные бюджетные ассигнования и осуществляет материально-техническое обеспечение подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование денежных средств и материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении;
– выполняет в установленном порядке функции администратора поступлений в бюджеты всех уровней; осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты, пеней и штрафов по ним;
– обеспечивает правовую и социальную защиту сотрудников и работников МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций;
– организует и осуществляет профилактическую, лечебно-диагности-ческую, реабилитационную помощь, государственный санитарно-эпиде-миологический надзор, охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России;
– осуществляет пенсионное обеспечение пенсионеров системы МВД России, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также иных категорий лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
– информирует в установленном порядке органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, население и средства массовой информации о состоянии охраны общественного порядка, общественной безопасности, результатах борьбы с преступностью на территории субъекта Российской Федерации;
– осуществляет иные полномочия, возложенные на МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право в установленном порядке:
– участвовать в осуществлении совместных оперативно-профилак-тических и иных мероприятий, информационном обмене с органами, подразделениями и организациями системы МВД России, территориальными органами ФМС России;
– запрашивать и получать из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации;
– формировать и вести по предметам ведения МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации базы данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической и иной информации, а также пользоваться базами данных органов, подразделений и учреждений системы МВД России и ФМС России для решения вопросов в установленной области деятельности;
– привлекать для осуществления отдельных работ в рамках предметов ведения МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
– образовывать консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), персональный состав которых и положения о которых утверждаются министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации.
Министерство внутренних дел по республике возглавляет министр внутренних дел, главное управление и управление внутренних дел по краю, области, городу федерального значения, автономной области и автономному округу – начальник главного управления, управления внутренних дел, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации.
В МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации создается коллегия, состав которой утверждается министром внутренних дел Российской Федерации по представлению министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации.
В состав коллегии по должности входят: министр внутренних дел, начальник ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации (председатель коллегии), а также заместители министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации.
При министре внутренних дел, начальнике ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации действует оперативное совещание для рассмотрения текущих вопросов деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций, персональный состав которого и положение о котором утверждаются министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации.
Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности в МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации осуществляются самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
Организационная структура МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации выглядит следующим образом :
1.1. Руководство.
1.2. Криминальная полиция:
1.2.1. Управление (отдел) уголовного розыска.
1.2.2. Управление (отдел) по борьбе с экономическими преступлениями.
1.2.3. Управление (отдел) по борьбе с налоговыми преступлениями.
1.2.4. Управление (отдел) собственной безопасности.
1.3. Полиция общественной безопасности:
1.3.1. Управление (отдел) обеспечения общественного порядка и организации деятельности спецучреждений полиции и конвоирования.
1.3.2. Управление (отдел) организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних.
1.3.3. Управление (отдел) организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной охранной деятельностью.
1.3.4. Управление (отдел) организации дознания.
1.3.5. Управление (отдел) Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
1.4. Штаб:
1.4.1. Управление (отдел) анализа, планирования, информационного обеспечения.
1.4.2. Инспекция.
1.4.3. Оперативное управление (отдел).
1.4.4. Организационно-штатный отдел (отделение).
1.4.5. Отдел (отделение) контроля учетно-регистрационной дисциплины.
1.5. Правовое управление (отдел).
1.6. Управление (отдел) по боевой и мобилизационной готовности.
1.7. Управление (отдел) по работе с личным составом:
1.7.1 Отдел (отделение) кадров.
1.7.2. Отдел (отделение) профессиональной подготовки.
1.7.3. Отдел (отделение) воспитательной работы.
1.7.4. Инспекция по личному составу.
1.8. Финансово-экономическое управление (отдел).
1.9. Контрольно-ревизионное управление (отдел).
1.10. Подразделения тылового обеспечения:
1.10.1. Отдел (отделение) координации деятельности тыловых подразделений.
1.10.2. Управление (отдел) материально-технического и хозяйственного обеспечения.
1.10.3. Отдел организации капитального строительства.
1.10.4. Инспекция пожарной безопасности.
1.10.5. Управление (отдел) связи, специальной техники и автоматизации.
1.11. Управление (отдел) информации и общественных связей.
1.12. Управление (отдел) делопроизводства и режима.
Кроме этого, в структуру МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации входят 45 подразделений и учреждений, непосредственно подчиненных им. Создаются и функционируют Управление (отдел) вневедомственной охраны и Главные следственные управления, следственные управления (отделы) при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!