Правила служебного этикета

Этика (теория морали) — в широком смысле есть свод систематически обоснованных правил и предписаний, определяющих и регулирующих отношения между людь­ми. Служебный этикет — это нормы служебного обще­ния. В его основе лежат деловые соображения служебной коммуникации. И прежде всего понимание важности об­суждаемого вопроса.

Служебное общение любого уровня должно быть прони­зано осознанием и убеждением, что обсуждаемый вопрос в равной степени важен как для руководителя, так и для подчиненного. Бытующее мнение о том, что исполнитель не обязательно должен знать о положении вещей в целом, ошибочно и порочно. Требование понимания обсуждаемого вопроса предполагает равнозначность осведомленности.

Следующим правилом служебного общения является создание правильной установки в процессе коммуника­ции. Установка сознания — это отношение человека к окружающему его миру и к людям, своим коллегам. Де­фекты этой установки незамедлительно скажутся и на процессе общения, и на конечном результате деятельно­сти. Для формирования правильной установки требуется преодолеть стереотипы устойчивого, расхожего мнения, предвзятые представления, неправильные отношения и оценки.

Стереотипы препятствуют коммуникации двояким образом:

•     смысл информации может быть искажен отправи­телем под воздействием стереотипа;

•     информация может быть деформирована стереоти­пом мышления получателя.

Формулируя сообщение, нужно позаботиться о его продуманности, уместности, полноте, соответствии конкретной ситуации, возможности реализации. Надо также определить, какие стереотипы могут оказать влияние на получателя информации, чтобы преодолеть этот барьер.

Самое простое правило этикета служебного обще­ния — самому первому избавиться от стереотипов мыш­ления.

Предвзятое отношение основывается на простой фор­муле: «Человек верит в то, во что он хочет верить». Поэто­му важным императивом этикета служебного общения будет «правило объективности», предписывающее не искать подтверждения правоты своих слов и не отвер­гать всего того, что им противоречит. Такая позиция не­конструктивна, ибо она с ходу отметает все, что не «работа­ет» на основную идею.

Неправильные отношения отправителя и получателя информации могут иметь своей причиной различные лич­ностные антипатии. Задавая область служебных отно­шений, нужно сразу принять установку, что выше дела и делового сотрудничества ради дела ничего (в области служебных отношений, конечно же) быть не может. Этот деловой категорический императив, безусловно, трудно в полной мере реализовать практически. Но он должен быть не только основной целью, но и основной ценностью для тех, кто вступает в служебное общение.

Служебное общение должно оптимально соотносить обя­занность и интерес, внимание и потребность, ответствен­ность и мотив, инициативу и порядок.

Важным правилом служебного общения должно быть внимание к фактам. Именно они должны определять правильные установки сознания и устанавливать соответ­ствие указанных выше понятий.

В основе этикета служебного общения лежит обычный речевой и поведенческий этикет. Для данной системы правил уместным будет все, что принято в обществе, за исключением, разумеется, тех особенностей общения и поведения, которые связаны с досугом, культурой отдыха и другими нюансами. В основе этикета служебного обще­ния — прагматические приемы деловой коммуникации, императивы управления и самоуправления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!