Права и обязанности оперативного дежурной смены по выполнению основных функций, возложенных на дежурную часть

 Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, возглавляет которую начальник смены, а в ОВД, где в штатах эта должность не предусмотрена, помощник начальника дежурной части – оперативный дежурный (помощник начальника отделения – оперативный дежурный, старший оперативный дежурный), являющиеся старшими дежурной смены и несущими персональную ответственность за ее работу.
Дежурная часть размещается в специально оборудованных помещениях (комнатах), в которых располагается суточный наряд и помещаются материально-технические средства. Перечень технических средств и оборудования для дежурных частей Министерства внутренних дел утвержден приказом МВД России от 2002 г. № 174 дсп (приложение № 2).
Данным приказом (приложения № 3 и № 4) утверждены Положения о комнатах для задержанных в административном порядке, Перечень основных законодательных и других нормативных актов, служебной документации, карточек и справочных материалов, находящихся в дежурной части.
Для выполнения возложенных на дежурную часть задач назначается круглосуточный наряд, в который, кроме дежурной смены, включается следственно-оперативная группа (группы) и группа (группы) немедленного реагирования, водители служебного автотранспорта.
Для выполнения своих обязанностей оперативный дежурный, помимо общих государственно–властных полномочий, предоставленных всем лицам рядового и начальствующего состава полиции, наделен целым комплексом прав в области оперативного управления силами и средствами органа внутренних дел, установленных нормативными актами МВД РФ.
Он является старшим оперативным начальником по отношению к дежурным всех подразделений и учреждений, подчиненных горрайлиноргану, а также к начальникам (старшим) всех служебных нарядов, выполняющих задачи по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
На дежурную часть возложена важная функция по регистрации и оперативному реагированию на заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях. Порядок приема, регистрации, учета и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях регламентируется приказом МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985, утверждающим Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. Оперативный дежурный обязан круглосуточно принимать и в соответствии с установленными правилами оформлять и регистрировать поступающую в дежурную часть информацию о преступлениях и происшествиях. О зарегистрированных заявлениях и сообщениях о преступлениях и происшествиях немедленно докладывать начальнику ОВД и в дальнейшем действовать согласно полученным указаниям, требованиям Уставов, Наставлению по организации работы дежурных частей и других нормативных актов МВД России.
Кроме указанных выше функций, оперативный дежурный выполняет обязанности по водворению (освобождению) в ИВС задержанных и заключенных под стражу лиц. Данная деятельность осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 03.03.2006 г. № 140 дсп «Об утверждении наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и правил внутреннего распорядка ИВС, подозреваемых и обвиняемых органами внутренних дел».
В соответствии с Наставлением по организации работы дежурных частей органов внутренних дел старший дежурной смены имеет право:
1) отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурным подразделениям, служебным нарядам, а в отсутствие руководителей горрайлиноргана – всему личному составу горрайлиноргана;
2) проверять выполнение задач служебными нарядами. При осложнении  оперативной  обстановки  производить временные изменения в расстановке сил и средств с последующим докладом начальнику горрайлиноргана (лицу, его замещающему);
3) использовать при необходимости для организации охраны места происшествия, преследования и задержания преступника по «горячим следам» любые задействованные на охрану общественного порядка наряды полиции;
4) вводить в действие в установленном порядке специальные оперативные планы, объявлять сбор всего личного состава или отдельного подразделения горрайлиноргана по тревоге;
5) давать дежурной следственно–оперативной группе обязательные к исполнению указания о выезде на места происшествий, не вмешиваясь в процессуальную самостоятельность следователя в работе на месте происшествия;
6) получать от руководителя следственно-оперативной группы информацию о результатах работы на месте происшествия;
7) получать в первоочередном порядке в информационном центре МВД, ГУВД, УВД,УВДТ оперативно-разыскную и справочную информацию, необходимую для работы по раскрытию преступлений и розыску преступников;
8) направлять в необходимых случаях заявки на получение в автохозяйствах бронетехники, плавсредств, снегоходов, аэросаней и других транспортных средств для выполнения служебных задач;
9) требовать от личного состава поддержания установленного порядка, дисциплины, соблюдения формы одежды, правил пожарной безопасности и санитарии;
10) получать от руководителей и сотрудников служб и подразделений  информацию,  необходимую  для выполнения возложенных на дежурную часть задач;
11) при осложнении оперативной обстановки обращаться в дежурную часть вышестоящего и соседних органов внутренних дел для получения экстренной помощи силами и средствами, а также необходимой информации;
12) ходатайствовать о поощрении работников горрайлинорганов, членов общественных формирований и граждан, отличившихся в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями,  а по   фактам недобросовестного отношения к службе работников горрайлиноргана – о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
Старший дежурной смены дежурной части МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, кроме того, правомочен отдавать необходимые распоряжения  дежурным  частям  горрайлинорганов, производить при осложнении оперативной обстановки через оперативных дежурных горрайлинорганов маневр силами и средствами с последующим докладом о принятом решении министру, начальнику ГУВД, УВД, УВДТ.
Дежурная смена обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные о ее изменениях, докладывать о них начальнику органа с предложениями о мерах реагирования, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые решения и отдавать соответствующие распоряжения дежурным нарядам.
В этих целях дежурная смена должна постоянно поддерживать связь со служебными нарядами и дежурными частями структурных подразделений органа внутренних дел, доводить до них обстановку и решения начальника органа о мерах реагирования, осуществлять контроль за выполнением поставленных задач; обмениваться информацией с дежурными частями соседних горрайлинорганов, санитарно-эпидемиологическими службами, метеослужбами, диспетчерскими службами транспортных организаций, городской телефонной связи, инкассации, скорой помощи и другими.
Для выполнения обязанностей по сбору данных об обстановке дежурная часть должна быть обеспечена средствами проводной и радиосвязи, персональными ЭВМ и другими техническими средствами приема, анализа и обработки информации; топографическими картами, схемами, планами обслуживаемой территории; данными о силах и средствах, выполняющих на обслуживаемой территории оперативно-служебные задачи в течение дежурных суток;  сведениями о предстоящих общественно-политических, спортивных и других массовых мероприятиях; данными о намеченном проведении оперативно-профилактических операций типа «Арсенал», «Урожай», «Мак» и др.; сведениями (при соблюдении в необходимых пределах режима конспирации и служебной тайны) о предстоящих операциях по задержанию преступных групп и других крупных оперативно-следственных мероприятиях; картотекой неотложных действий при совершении преступлений, а также при чрезвычайных происшествиях; оперативными, мобилизационными планами.
В качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед органами внутренних дел, является повышение роли дежурных частей в реагировании на сообщения о преступлениях, организации их раскрытия по «горячим следам».
Успех в решении этой задачи предопределяется уровнем организации оперативного управления силами и средствами ОВД. Центральное место в указанном направлении деятельности принадлежит дежурным частям органов внутренних дел. По оценкам специалистов, на ее организацию дежурные части затрачивают до 40 процентов времени.
Важным условием работы дежурных частей является их полная укомплектованность штатами. В настоящее время в органах внутренних дел проводится большая работа по комплектованию дежурных частей в соответствии с типовыми штатами. При этом во многих регионах активно используются возможности местного бюджета. Главным инструментом оперативного реагирования на сообщения о преступлениях являются следственно-оперативные группы (СОГ) и группы немедленного реагирования (ГНР). Формирование указанных групп в каждом горрайлиноргане является одним из основных направлений совершенствования деятельности дежурных частей в организации раскрытия преступлений по «горячим следам».
Другой выработанной практикой формой организации следственно-оперативных групп является включение в их состав постоянных сотрудников следствия и уголовного розыска при одновременном создании двух–трех резервных СОГ, работающих по графику.
Наибольшая эффективность в работе достигается в тех органах, где следственно-оперативные группы формируются на штатной основе с включением входящих в них сотрудников в штаты дежурных частей (при одновременном создании одной–двух резервных групп, работающих по графику, как правило, до 24 часов). Изучение практики их работы показало, что, с одной стороны, специализация сотрудников  отраслевых служб, выделенных для постоянной работы в СОГ с включением их в штаты дежурных частей, повышает качество и оперативность проводимых первоначальных следственных и разыскных мероприятий, с другой стороны, укрепление дежурных частей и создание СОГ на штатной основе позволило снять дополнительную нагрузку с подразделений уголовного розыска и следствия, предоставило  возможность  их  сотрудникам  заниматься непосредственно раскрытием и расследованием преступлений без отвлечения на суточные дежурства.
В интересах раскрытия преступлений по «горячим следам» дежурные части должны иметь возможность быстрой проверки зарегистрированного материала, лиц и предметов по оперативным и профилактическим учетам, в том числе с непосредственным обращением в АБД (Автоматизированные банки данных) ИЦ МВД УВД.
Изучение организации работы по раскрытию преступлений по «горячим следам» показывает, что наибольшая эффективность в этом направлении оперативно-служебной деятельности достигается при выполнении комплекса условий. К ним относятся:
– планомерное увеличение штатной численности дежурных .частей, приведение ее в соответствие с типовыми штатами;
– повсеместное  создание  и  материально-техническое обеспечение функционирования следственно–оперативных групп, в том числе и на штатной основе, групп немедленного реагирования в крупных, средних, а при наличии возможностей в малых городах и сельской местности;
– организация круглосуточной работы дежурных подразделений в ОМОНе и использование их при осложнении оперативной обстановки;
– обеспечение оперативности реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, незамедлительный выезд дежурных нарядов к местам происшествий в городах в срок не более 15 минут;
– повышение  результативности  работы  следственно–оперативных групп на местах происшествия, обязательное включение в состав СОГ по тяжким преступлениям следователей;
– обеспечение участия экспертов-криминалистов во всех осмотрах мест преступлений;
– использование средств автоматизации для сбора и обработки информации, ускоренная проверка подозреваемых лиц по оперативным и профилактическим учетам;
– поддержание постоянной профессиональной готовности сотрудников дежурных частей, обучение их правильным, четким действиям при осложнении оперативной обстановки.
При разбирательстве с правонарушителем, доставленным в дежурную часть сотрудниками полиции или гражданами, оперативный дежурный обязан, прежде всего, выяснить основания и повод доставления, наличие данных о потерпевших и свидетелях, которые могут подтвердить факт совершения правонарушения, установить личность доставленного, его физическое состояние (опьянение, травмы и т. д.). Далее он должен принять от сотрудника, доставившего правонарушителя, письменный рапорт, а при доставлении гражданами – заявление. При этом особое внимание должен обратить на изложение обстоятельств правонарушения, оснований и повода доставления, зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган. О доставлении лица составляет протокол в соответствии с требованиями ст. 27.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» либо делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
В случае необоснованного доставления оперативный дежурный обязан разъяснить лицу, допустившему необоснованное доставление, неправомерность его действий и предложить ему принести извинения доставленному, после чего немедленно освободить последнего.
О необоснованном доставлении гражданина сотрудником органа внутренних дел оперативный дежурный обязан доложить начальнику горрайлиноргана письменным рапортом для принятия мер.
В случае доставления в органы внутренних дел депутатов различных уровней, судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей других судов, прокурорских работников, имеющих классные чины, иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом и привилегиями, оперативный дежурный после установления их личности, выяснения и документирования обстоятельств дела обязан незамедлительно освободить доставленных и доложить о случившемся письменным рапортом начальнику горрайлиноргана (лицу, его замещающему), в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел, информировать о доставлении этих лиц прокурора.
О доставлении за правонарушения военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел оперативный дежурный обязан после выяснения оснований и повода доставления, а также установления личности и места службы сообщить командиру части (военному коменданту), начальнику органа внутренних дел, передать задержанных и имеющиеся на них материалы прибывшим представителям воинской части (военной комендатуры), органа внутренних дел под расписку в книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган.
В случае доставления в дежурную часть иностранного гражданина, не пользующегося дипломатическими привилегиями, оперативный дежурный проводит с ним разбирательство на общих основаниях.
Разбирательство с лицом, доставленным за административное правонарушение, производится, как правило, незамедлительно.
Проводя разбирательство, оперативный дежурный должен:
– выяснить все данные, устанавливающие наличие или отсутствие  административного правонарушения, виновность доставленного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
– применить в отношении доставленного лица в случаях, предусмотренных ст. 27.3 КоАП РФ, административное задержание, о чем по просьбе задержанного в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту работы (учебы), защитник.
На лицо, подвергнутое административному задержанию, в соответствии с требованиями ст. 27.4 КоАП РФ составляется протокол об административном задержании. Задержанные лица содержатся в установленном порядке в специально отведенных помещениях ОВД (комнатах для административных задержанных) либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Согласно ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя в дежурную часть для составления административного протокола, а лица, находящиеся в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления, при этом административное задержание лица может длиться не более трех часов.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, или об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ либо о нарушении таможенных правил, в случае необходимости установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Об административном задержании несовершеннолетнего лица в обязательном порядке должны уведомляется его родители или иные законные представители. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией.
Также в ходе разбирательства с лицами, доставленными за совершение административного правонарушения, оперативный дежурный обязан:
– проверить по АБД наличие сведений о правонарушителе по картотеке лиц, привлеченных к административной ответственности, а также другим картотекам по месту жительства правонарушителя, обращая при этом особое внимание на сведения из оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учетов;
– произвести при необходимости, в соответствии с требованиями ст. 27.7 КоАП РФ, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при доставленном лице, о чем составить протокол либо сделать соответствующую запись в протоколе о доставлении или протоколе об административном задержании;
– составить протокол об административном правонарушении (в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях), о чем сделать соответствующую запись в книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган;
– доложить материалы об административном правонарушении начальнику горрайлиноргана или его заместителю для принятия решения.
Изъятые у доставленного (задержанного) вещи и документы, являющиеся  орудием  или  непосредственным  объектом правонарушения, хранятся вместе с протоколом, в котором произведена запись об изъятии, в дежурной части в специальном шкафу, ключ от которого находится у оперативного дежурного. При передаче материалов об административном правонарушении сотруднику, ответственному за их учет, оперативный дежурный под расписку в книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган, передает также изъятые вещи и документы (за исключением оружия и боеприпасов).
Изъятые у доставленных (задержанных) оружие и боеприпасы хранятся оперативным дежурным в специальном железном шкафу, опечатанном собственной печатью, до передачи их сотруднику органов внутренних дел для дальнейшего разбирательства.
В соответствии с Наставлением по организации работы дежурных частей органов внутренних дел дежурная смена выполняет также и ряд других обязанностей, в частности:
– по водворению (освобождению) в ИВС задержанных и заключенных под стражу лиц, обеспечению их содержания и конвоирования;
– по подготовке служебных нарядов и контролю за их работой;
– приему–передаче служебной информации в подразделения;
– по обеспечению оповещения личного состава органа внутренних дел и руководителей органов власти и управления;
– по обеспечению сохранности вооружения, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи, защиты и другого имущества, числящегося за дежурной частью;
– по контролю за охраной здания органа внутренних дел;
– по  соблюдению правил пожарной  безопасности в административном здании.
Контроль за работой дежурной части осуществляется путем проверок несения службы дежурным нарядом, обоснованности принимаемых решений по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлениях (происшествиях), организации выездов следственно-оперативных групп на места происшествий, сохранности оружия и боеприпасов, порядка ведения журналов, картотек и другой служебной документации.
Начальник органа внутренних дел в специальном приказе определяет систему контроля за деятельностью дежурной части, перечень руководителей, допущенных к его осуществлению, и пределы их полномочий.
Он ежедневно проверяет готовность заступающей дежурной смены к выполнению служебных задач, дает оценку сменяющемуся наряду, обращая особое внимание на своевременность, полноту реагирования на сообщения, заявления о преступлениях, чрезвычайных происшествиях, соблюдение учетной дисциплины, законности при разбирательстве с задержанными и доставленными.
Начальник органа внутренних дел проверяет состояние служебных  помещений  дежурной  части,  соблюдение установленного порядка хранения вооружения, средств защиты, обороны, связи и криминалистической техники, соблюдение личным составом установленного порядка информирования дежурной части, выполнения отдаваемых оперативными дежурными распоряжений и указаний.
Министр внутренних дел, начальник ГУВД, УВД, УВДТ не реже одного раза в квартал, а начальник горрайлиноргана ежемесячно подводят итоги работы дежурных частей и определяют направления дальнейшего совершенствования их деятельности.
Информационное обеспечение управления органами внутренних дел является одной из важнейших обеспечивающих функций системы. Под информационным обеспечением понимается деятельность субъектов управления, направленная на предоставление службам и подразделениям органов внутренних дел сведений, необходимых им для осуществления возложенных на них задач и функций, и соответствующая определенным требованиям .
Информационным обеспечением органов внутренних дел занимаются специально созданные подразделения: на уровне МВД России это действующий при МВД Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) ; на уровне МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации, а также при УВД на транспорте – входящие в их состав в качестве самостоятельных подразделений Информационные центры (ИЦ, ЗИЦ); на уровне горрайлинорганов – входящие в состав штабных подразделений отделения (группы) информационного обеспечения.
В соответствии с Положением о Главном информационно-аналитическом центре его основными задачами являются:
– обеспечение руководства, главных управлений, органов и учреждений МВД России статистической, оперативно-справочной, разыскной и другой информацией, предоставление которой отнесено к компетенции ГИЦ;
– обобщение и распространение информации о практике работы органов внутренних дел Российской Федерации и зарубежных правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
– обеспечение в органах внутренних дел Российской Федерации единой системы статистических, оперативно-справочных и разыскных учетов;
– реализация в пределах компетенции ГИАЦ единой политики Министерства в области компьютеризации органов внутренних дел Российской Федерации; организация, координация и методическое руководство разработками автоматизированных систем, современных информационных технологий, локальных информационно-вычислительных сетей (ИВС), интеграцией их с региональными ИВС и единой информационно-вычис-лительной сетью МВД Российской Федерации, внедрение средств вычислительной техники;
– организационно-методическое руководство и координация деятельности ИЦ, оказание методической и практической помощи органам и учреждениям системы МВД по вопросам, отнесенным к компетенции ГИАЦ.
В соответствии с возложенными на ГИАЦ при МВД России задачами он выполняет следующие основные функции:
– осуществляет сбор, накопление, обработку уголовной, административно-правовой, экономической и иной статистической информации, обеспечивает ею руководство и подразделения центрального аппарата МВД Российской Федерации, иные российские государственные структуры, а также средства массовой информации;
– осуществляет формирование и ведение (эксплуатацию) централизованных оперативно-справочных и разыскных учетов , автоматизированных банков криминалистической информации, выдает в установленном порядке правоохранительным органам Российской Федерации и СНГ материалы об объявлении и прекращении розыска, разыскные бюллетени и иные материалы разыскного характера;
– организует информационное обеспечение розыска на территории Российской Федерации и СНГ без вести пропавших лиц, похищенного оружия, транспортных средств, предметов, имеющих историко-культур-ную, художественную и иную ценность;
– регистрирует и учитывает находящиеся в производстве соответствующих подразделений дела оперативного учета, проходящих по ним лиц, другие объекты оперативно-разыскной деятельности;
– осуществляет формирование, пополнение и ведение центрального справочно-информационного фонда отечественных и зарубежных научно–технических материалов;
– осуществляет мероприятия по стандартизации учетно-регистра-ционных документов, информационных технологий, разрабатывает проекты форм государственной и отраслевой статистической отчетности в системе МВД России с учетом правовой практики международных организаций и др.
Для выполнения обозначенных задач и функций в структуре ГИАЦ при МВД России имеются: Центр статистической информации, ведущий все работы по сбору, обработке, выдаче и хранению основной массы статистической информации о состоянии правопорядка и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации; Центр криминалистической информации, осуществляющий ведение оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учетов, формируемых на республиканском уровне, и выдающий соответствующую информацию по запросам региональных и местных органов внутренних дел; Центр компьютеризации; Вычислительный центр; Отдел научно-технической информации и организационно-методический отдел.
Информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации и УВД на транспорте, в отличие от ГИАЦ при МВД России, являются структурными подразделениями этих аппаратов. В соответствии с их местом в иерархической системе органов внутренних дел России, их задачи и функции, хотя и близки к задачам и функциям ГИАЦ, однако более конкретизированы и детализированы.
Как на уровне ГИАЦ при МВД России, так и на уровне ИЦ МВД, ГУВД по субъектам Федерации и УВД на транспорте происходит главным образом формирование уже обобщенных статистических сведений о состоянии правопорядка и деятельности органов внутренних дел, а также формирование различных оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учетов. Первичная же информация по всем направлениям деятельности органов внутренних дел формируется в горрайлинорганах отделениями (группами) информационного обеспечения, являющимися основным звеном системы и выполняющими значительную часть её основных функций. На них возлагаются следующие основные обязанности:
– осуществление учетно-регистрационной и статистической работы;
– контроль за своевременностью регистрации заявлений, сообщений и иной информации о правонарушениях;
– контроль за своевременностью предоставления сотрудниками горрайлинорганов документов первичного учета, их полнотой и объективностью;
– обеспечение эффективного функционирования оперативно-спра-вочных, разыскных и криминалистических учетов, в том числе регионального и федерального уровней;
– проведение компьютеризации оперативно-служебной деятельности, в том числе внедрение средств вычислительной техники, телекоммуникаций, локальных вычислительных сетей и прочее.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!