Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Рыночная экономика развивается от рынка совершенной конкуренции к монополизированному рынку. С изменением структуры рынка меняются и правила поведения фирм на рынке. В данной лекции мы рассмотрим особенности поведения фирм в условиях рынка совершенной конкуренции и монополии.

На конкурентном рынке (см. рис. 10.1) объемы производства отдель-ной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает влияния на цену продаваемого товара. Кривая спроса отдельной фирмы на конкурентном рынке выглядит как горизонтальная линия, т. е. спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен. Абсолютную эластичность спроса надо понимать в том смысле, что в рамках возможного расширения производства фирма не окажет влияния на рыночную цену. Это значит, что изменение объема производства на уровне фирмы (например, от 0 до 9) никак не отразится на равновесном объеме производства отрасли (Q0), а следовательно, и на рыночной цене товара (Р0).

В условиях конкурентного рынка предельная выручка предельного продукта равна цене товара на рынке (MR = P0), а общая выручка (доход) равняется: TR = QxP0, где Q – объем товаров, P0– равновесная цена товара.

В условиях  конкурентного рынка фирма может свободно войти и выйти с рынка. Предположим, что фирма решила производить продукцию. Решившись на это, фирма осуществляет так называемую двухшаговую процедуру:

1. На первом шаге фирма выбирает самый лучший, так называемый оптимальный объем выпуска продукции, который  дает возможность максимизировать прибыль. Для этого анализируются издержки и доход от производства предельного продукта (см. рис. 10.2).

Предельные издержки (МС), при увеличении производства до точки Q1, уменьшаются. На отрезке Q1Q2 они увеличиваются, но при этом остаются ниже предельного дохода равного рыночной цене продукта. Начиная с точки Q2 и далее, предельные издержки превышают предельный доход. Следовательно, фирма, увеличивающая объемы производства, будет иметь прибыль с каждой единицы продукции, пока предельные издержки не сравняются с предельным доходом. Начиная с точки Q2, дальнейший рост производства не будет окупаться, так как в этом случае MC > MR.

Цель фирмы – не максимизация прибыли с единицы продукции (объем производства равный Q1), а максимизация общей прибыли. Она максимизируется тогда, когда объем производства достигает точки Q2, где предельные издержки равны цене товара и предельному доходу.

Правило нахождения оптимального объема производства можно представить в виде следующего условия:

                                     MR = MC                                                      (10.2)

Таким образом, фирма на конкурентном рынке может увеличивать выпуск своей продукции до тех пор, пока предельный доход, равный рыночной цене товара,  больше или равен предельным издержкам. В этом случае фирма может рассчитывать на максимальную величину прибыли.

2. На конкурентном рынке цена товара для фирмы является внешним независимым от нее фактором. В случае понижении цены товара фирма решает вопрос, стоит ли ей продолжить выпуск продукции или лучше закрыться. Чтобы ответить на этот вопрос, фирме необходимо сравнить выгоду, которую она будет иметь при выпуске данного объема производства, с той выгодой, которую она может получить, не производя продукцию.

На втором шаге  фирма сравнивает выручку и издержки на оптимальном объеме производства. В краткосрочном периоде часть валовых издержек фирмы является переменной, а часть – постоянной. Последние оплачиваются, даже тогда, когда фирма не производит продукцию. Так как постоянные издержки уже сделаны, возникает вопрос, делать ли фирме и переменные издержки. И здесь возможны три варианта.

На рис 10.3 представлен первый вариант. Цена на оптимальном объеме производства покрывает и постоянные, и переменные издержки и обеспечивает предприятию прибыль. Данный вариант наиболее благоприятный для продолжения производственной деятельности фирмы. Таким образом, при условии P > ATC прибыль фирмы максимизируется.

При втором варианте цена товара покрывает полностью переменные  и часть постоянных издержек. Фирма несет убытки.

Второй вариант – тот случай, когда фирме в краткосрочном периоде

Второй вариант – тот случай, когда фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать работать, чем закрыться. Если фирма закроется, то

она будет нести убытки в размере постоянных издержек (AFC), если нет, то часть постоянных издержек будет окупаться.

Вырученные от продажи товаров деньги достаточны фирме для покрытия его потребностей в оборотных средствах (оплата заработной платы, стоимости потребляемых предметов труда и т. п.), но не достаточны для обновления основного капитала и потребностей расширенного воспроизводства. Как долго фирма сможет работать в таком режиме, зависит от износа основного капитала и величины амортизационного фонда. При физическом износе основного капитала фирме потребуются деньги для покупки новых средств труда. В амортизационном фонде их может не хватать, тогда фирма будет вынуждена закрыться.  В целом фирма долго работать с убытком не может. Она должна найти резервы для снижения издержек производства, в противном случае фирме грозит банкротство. Следовательно, вариант, когда AVC < P < ATC это условие минимизации убытков фирмы.

В третьем варианте цена меньше переменных  издержек. При такой конъюнктуре рынка  убытки фирмы превышают  средние постоянные издержки. В этом слу­чае фирме ничего не остается, как прекратить выпуск продукции, она закрывается. Следовательно, когда Р < или = AVC - это условие закрытия фир­мы.

Таким образом, в краткосрочном периоде фирма будет сравни­вать цену (предельный доход) со средними переменными издержками.  Если при этом цена больше переменных издержек, то фирме выгодно продолжить производство продукции. Если цена меньше средних пе­ременных издержек, фирма закрывается.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!