Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса

При порядковом подходе от потребителя не требуется  умения  измерять  полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности», то есть мог ответить на вопрос: Какой товарный набор принесет покупателю большую или меньшую общую пользу?

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности

Предполагается, что потребитель  способен  упорядочить  все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и Б потребитель может указать,  что либо А>Б, либо Б>А, либо А и Б равнозначны.

Обратим внимание,  что символы А и Б здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы.

2. Аксиома транзитивности

Если А > Б > С,  или А ~ Б > С, или А > Б ~ C, то А > C.

Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений.

3. Аксиома ненасыщения

Если набор А содержит такое же количество товаров, как и Б плюс еще один товар, то А > Б. Таким образом, предполагается,  что увеличение потребления любого товара,  при  фиксированных  объемах потребления других товаров,  улучшает положение потребителя.

4. Аксиома независимости потребителя

Удовлетворение потребителя зависит только от  количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.

Это, прежде  всего,  означает,  что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания.

В порядковой  теории полезности понятие «полезность» означает не более чем порядок предпочтения.  Таким образом,  задача  максимизации полезности  сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора  из  всех доступных для него.

В соответствии с аксиомой упорядоченности потребитель может имеющиеся  товарные наборы распределить  на две группы. Первая группа – товарные наборы, приносящие потребителю одинаковую полезность, и вторая группа – разную полезность. Если предположить, что товарный набор состоит из двух товаров А и Б, то товарные наборы, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности или полезности, на графике будут расположены на так называемой кривой безразличия. Кривая безразличия (U) – это множество точек,  каждая из которых представляет собой такой набор  из  двух  товаров,  что потребителю безразлично, какой  из этих товаров выбрать (см. рис 7.3).  На кривой безразличия любые комбинации товаров одинаково хороши для потребителя, так как приносят одинаковую полезность.

Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно,  как это возможно, получим карту безразличия. Кривая и карта безразличия представлены на рис. 7.3.

На рис. 7.3 каждая точка а, б, в, г,  расположенная на кривой безразличия U1,  показывает возможные комбинации товаров А и Б,  дающие потребителю одинаковое удовлетворение или  полезность.  Точки g и i расположены вне рассматриваемой кривой безразличияU1.  Причем точка g – это такая комбинация товаров А и Б,  которая дает большее удовлетворение, чем любая комбинация товаров А и Б,  расположенных на U1. Аналогично точка i  дает меньшую полезность.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

А. Кривые безразличия, лежащие выше и правее другой кривой,  представляют собой более предпочтительные  для  данного потребителя наборы товаров.

Б. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

В. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Выбор товарного набора потребителя на карте  безразличия зависит от цены набора и дохода потребителя. Каждый предмет  в наборе  влияет на общие затраты покупателя. Поскольку доход потребителя ограничен, то и его выбор получается ограниченным. Существует ряд возможных комбинаций двух  товаров,  которые  потребитель способен  оплатить  из имеющегося в его распоряжении бюджета. Для изображения множества доступных потребителю товарных  наборов используется бюджетная линия.

Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:

 

                              I = PaxAPб х Б ,                                               (7.3)

где  I – доход потребителя;

Ра и Рб– соответственно, цена товара А и Б.

Предположим, что доход потребителя 12 руб.  При цене товара А и Б,  соответственно, 1,5 и 1 руб. возможны следующие варианты покупки товаров (см. табл. 7.2):

                    Таблица 7.2

Варианты покупки товаров А и Б

Количество товара Варианты покупок
r        j        k        i        u
А

В

0

12

2

9

       4

6

       6

3

       8

0

 По данным табл. 7.2  можно построить линию бюджетных ограничений. Бюджетная линия  показывает  различные  комбинации  двух продуктов,  которые могут быть приобретены при  фиксированной величине денежного дохода.

Изменение бюджетной  линии  может быть обусловлено двумя факторами: изменением величины дохода и изменением цен на товары.

В первом случае, если цены на товары остаются неизменными,  увеличение дохода приводит  к  параллельному  смещению бюджетной  линии вправо вверх,  при уменьшении дохода – влево вниз (см. рис. 7.5 А).  Изменение цены товаров при  неизменном доходе  обусловливает  изменение угла наклона бюджетной линии (см. рис. 7.5 Б).

На рисунке 7.5 Б  видно,  что уменьшение цены товара Б обусловливает возможность купить его в объеме q2,  а увеличение – в объеме q1. И  в

 первом и во втором случаях угол наклона бюджетной линии меняется.  Аналогичным  образом  мы  можем рассмотреть,  как  влияет на наклон бюджетной линии изменение цены товара А.

Если совместить  карту  безразличия нашего покупателя с его бюджетной линией (см. рис. 7.6), то  можно определить, какой товарный набор выберет покупатель. Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принесет ему наибольшую пользу. На карте безразличия это товарный набор,  наиболее удаленный от начала координат кривой безразличия и доступный покупателю. В точке K, где бюджетная линия является касательной  к кривой безразличия, товарный набор обеспечит покупателю максимум удовлетворения.

Для любых  точек  координатной плоскости,  расположенных ниже бюджетной линии, соответствующие комбинации единиц товаров  A и Б будут доступны,  при этом  будет расходоваться не весь доход.  Аналогично  для всех точек,  расположенных выше прямой бюджетной линии,  соответствующие комбинации товаров А и Б окажутся вне досягаемости имеющегося дохода.

На рисунке 7.6 набор товаров в точках А,  Б,  Г  дает такое же удовлетворение потребителю,  как и набор в точке В,  но они находятся  за пределами бюджетной линии,  а следовательно,  не по карману покупателю.  Набор товаров левее бюджетной линии,  например, в точке Д – по карману потребителю, но он не максимизирует полезность, так как у потребителя остается часть неиспользованного дохода.

Поведение покупателя на рынке  будет  меняться, если произойдет изменение цены или дохода. На рисунке  7.7 показано изменение оптимума потребителя при изменении цены товара Б.

При снижении цены товара Б бюджетная линия поворачивается вокруг точки k против часовой стрелки и занимает положение kq2, kq3 и т. д. Покупатель может теперь приобрести больше товара Б,  если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия.  Оптимум потребителя  смещается из точки Е1 в точку Е2,  Е3 и т. д. Соединяя все подобные точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой «цена – потребление».  Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товара А и Б при изменении цены товара Б.

На основе  кривой «цена – потребление» можно построить линию индивидуального спроса покупателя (см. рис. 7.8). Если потребитель покупает q1 товара Б при цене Pб1 и q2 товара Б при цене Рб2,  то на основании этой информации можно построить линию DD,  характеризующую объем спроса на товар  Б как функцию его цены. На графике видно, что с понижением цены, индивидуальный спрос на товар увеличивается, и наоборот, с повышением цены – уменьшается.

Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения товаров и услуг индивидуально и субъективно. Однако из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный спрос, сигнализирующий  производству о том, какое количество товара требуется на рынке при различных уровнях цен.

Рассмотрим теперь изменение оптимума потребителя при изменении его дохода. С ростом дохода бюджетная линия смещается вверх, и потребитель переходит на более высокую кривую безразличия (см. рис. 7.9).

Очевидно, что набор E2 содержит большее количество товаров А и Б, чем набор E1. Соединяя все подобные точки, получим кривую gg, называемую кривой «доход – потребление». Она представляет множество всех оптимальных наборов или комбинаций  товаров при изменении дохода потребителя и неизменном соотношении цен.

Если кривая «доход – потребление» имеет положительный наклон,  это означает, что с ростом дохода потребление  обоих  товаров увеличивается.  Товары, на которые с ростом дохода спрос увеличивается, называются нормальными.  Если кривая имеет отрицательный наклон,  то с  ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а другого  падает. Товар, спрос на  который с ростом дохода уменьшается, называется некачественным товаром,  а потребление которого растет – качественным.

Таким образом, на основе теории полезности были рассмотрены более подробно факторы, лежащие в основе кривой спроса. Теория предельной полезности и теория  потребительского выбора позволяют лучше понять, чем руководствуются потребители  на рынке, определяя свой спрос, и влияние его количественных изменений на рыночное равновесие.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!