Понятие занятости населения и трудоустройства

Правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. ст. 34, 37 Конституции, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями.

Первая глава названного Закона посвящена общим положениям, в ней даны понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во второй главе рассматриваемого Закона перечислены основные права граждан в области занятости.

В третьей главе данного Закона определены основные государственные гарантии в области занятости.

Четвертая глава указанного Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения.

В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения.

В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан.

В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений.

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации (далее – Закон о занятости).

В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения. Например, порядок деятельности государственных органов занятости регламентируется административно-правовыми, а предоставление пособий безработным гражданам – социально-обеспечительными нормами.

Государственную политику в области содействия занятости населения Закон о занятости определяет в ст. 5. Она включает:

- развитие трудовых ресурсов;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации без какой-либо дискриминации;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- международное сотрудничество в области занятости и др.

Правовоймеханизм государственной политикивобласти занятости и трудоустройства в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер (оплата вынужденного прогула и т. п.). Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредст­венно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуж­даются в поддержке государства.

Понятие трудоустройства – более узкое, чем понятие занятости, а само трудоустройство предшествует занятости и является важнейшей его гарантией.

Трудоустройство – это процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу. В широком смысле трудоустройство – это любой процесс устройства на работу, включая и самостоятельное трудоустройство, и с помо­щью органа занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации. В узком смысле – это деятельность государственных органов по оказанию помощи гражданам в поиске под­ходящей работы, включая процесс их профессиональной подготовки, переподготовки, участия в общественных работах и т. д.

Общее руководство трудоустройством в стране, принятие необходимых нормативных актов в данной сфере в настоящее время возложены на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. Оно также возглавляет работу государственной службы занятости населения, основные направления деятельности которой определены ст. 15 Закона о занятости.

До 2007 г. государственная служба занятости действовала в составе Федеральной службы по труду и занятости. В настоящее время в субъектах РФ создаются свои органы службы занятости, осуществляющие переданные им с федерального уровня полномочия в указанной сфере.

Все услуги гражданам оказываются органами занятости бесплатно. Однако учреждения службы занятости могут оказывать работодателям платные услуги, перечень и порядок предоставления которых определяются Правительством РФ.

Наряду с государственной службой занятости в России, как и во многих странах мира, вопросами трудоустройства занимаются и негосударственные организации (агентства по подбору персонала, биржи труда и т. п.), большинство из которых действует на коммерческой основе. Граждане вправе самостоятельно решать, куда обращаться за содействием в трудоустройстве - в государственную службу занятости или в негосударственную организацию. Допускается и одновременное обращение в указанные организации.

Ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяет через деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.

Данное определение носит общий характер, оно применимо при решении вопроса о признании граждан занятыми.

Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми:

- осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству;

- возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможности замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса о признании гражданина занятым является возмездный характер осуществляемой им деятельности.

Таким образом, определение занятости носит общий характер. В связи с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решении вопроса о признании граждан занятыми.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости к числу занятых граждан отнесены работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы.

Для отдельных категорий граждан для признания их занятыми достаточно привлечения к общественным работам.

К числу занятых ст. 2 Закона о занятости населения относит лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Названные лица осуществляют предпринимательскую деятельность, что подтверждается наличием у них документов, позволяющих вести данный вид деятельности. Предпринимательская деятельность проходит вне рамок применения трудового законодательства. Занятыми считаются и граждане, работающие в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам. Данный вид деятельности также не относится к сфере применения норм трудового права.

К числу занятых относятся граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей). Перечисленные виды деятельности также выходят за рамки применения норм трудового права.

Занятыми считаются граждане, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность. На них должно распространяться трудовое законодательство. Данный вид деятельности является возмездным, так как выполняемая работа оплачивается. Избрание, назначение или утверждение на неоплачиваемую должность не позволяет признать гражданина занятым, поскольку в этом случае отсутствует второй признак правового понятия занятости – возмездный характер выполняемый работы. Тогда как деятельность по оплачиваемой должности вписывается в правовое понятие занятости граждан.

К числу занятых законодательство относит лиц, проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Данный вид деятельности также осуществляется на возмездной основе, что позволяет признать его соответствующим правовому понятию занятости граждан.

В ст. 2 Закона о занятости населения занятыми названы также

- лица, проходящие общий курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях;

- лица, временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностю, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами. Отсутствие у гражданина возможности осуществлять трудовую деятельность в большинстве случаев компенсируется предоставлением ему гарантии сохранения среднего заработка;

- лица, являющиеся учредителями (участниками) организации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!