Понятие, сущность и содержание туристической деятельности и туризма
В современной научной отечественной и зарубежной литературе описано достаточно много подходов к определению понятия «туризм». По разным признакам эти подходы можно объединить в несколько групп:
- туризм как особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специального интереса и возвращения к месту постоянного жительства;
- туризм как движение (перемещение) людей, их нахождение вне постоянного места жительства и временное пребывание на объекте интереса (поездки);
- туризм как особая форма развития личности, реализуемая через его социально-гуманитарные функции (воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную);
- туризм как популярная форма организации отдыха, проведения досуга;
- туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства («промышленный» подход к определению туризма);
- туризм как сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства (транспорта, общественного питания, гостиничного хозяйства, культуры, торговли и др.) с целью предложения своей продукции и услуг потребителям (с точки зрения теории маркетинга);
- туризм как явление, выходящее за пределы традиционных представлений, ассоциированных исключительно с отдыхом (на конференции ВТО по статистике путешествий и туризма, проходившей в 1991 г. в Оттаве (Канада), в качестве концепции был выбран аспект спроса, и туризм получил такое определение: «Деятельность лиц, путешествующих и осуществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, на период не более одного года подряд с целью отдыха, с деловыми и прочими целями»);
-туризм как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» (по определению Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода; выделим концепцию Лейпера. Он считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов:
1) географический компонент;
2) туристы;
3) туристская индустрия.
Географический компонент включает в себя три основных составляющих:
а) регион, «порождающий» туристов;
б) транзитный регион;
в) регион туристской дестинации.
Регион, «порождающий» туристов, представляет собой не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие и где они его заканчивают. Ключевыми вопросами изучения данного элемента являются характерные факторы, стимулирующие спрос на туризм и включающие географическое расположение таких мест, их социально-экономические и демографические характеристики. Совершенно естественно, что основные маркетинговые операции индустрии туризма осуществляются именно здесь.
В регионе, «порождающем» туристов, постоянно идет процесс мотивации (и стимулирования) потенциальных потребителей к путешествиям. Люди читают книги о разных странах, просматривают журналы, изучают рекламную информацию (например, проспекты о курортах), смотрят телевизор, общаются со знакомыми и родственниками, наконец принимают определенное решение и отправляются в путешествие.
Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так называемом транзитном регионе. Это прежде всего место пересадки с одного транспортного средства на другое (например, с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия), поэтому транспортное обслуживание здесь играет щавную роль. Одной из функций транзитного региона является также предоставление туристам услуг предприятиями общественного питания (ресторанами, кафе и т.д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми обладает и они представляют определенный интерес.
Транзитный регион (транзитный маршрут) является связующим звеном между регионом, «порождающим» туристов, и регионом туристской дести-нации. Это понятие является одним из ключевых элементов данной схемы, поскольку именно через транзитный регион могут проходить разные туристские потоки. Однако цель путешествия-это регион туристской дестинации. Остановимся на понятии дестинации, ее сущности и особенностях.
Слово «дестинация» произошло от латинского и означает местонахождение. Этот термин стал широко использоваться в конце 90-х годов XXв. В зарубежной литературе существуют два подхода к определению понятия «дестинация».
В рамках первого подхода дестинация описывается как территория, имеющая определенные географические границы (Лейпер).
Согласно другой точке зрения дестинация - это географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов. То есть на первый план выступает категория привлекательности, которая может быть неодинаковой для разных групп туристов. Например, туристы разного возраста, достатка, интереса, отдыхающие на одной ограниченной территории (кемпинг, отель), могут иметь совершенно несовпадающие цели путешествия. Одних больше привлекают пляжи и море, других-исторические места и музеи, для третьих важен активный отдых и развлечения и т.д.
Таким образом, дестинация (место назначения) привлекает путешественников для временного пребывания, поскольку она обладает характерными особенностями, которых нет в странах их проживания. Индустрия туризма этих мест предназначена для расселения (размещения), организации питания, отдыха и развлечений, розничной продажи товаров туристского спроса и сувениров и пр.
Вместе с тем далеко не любая территория может быть отнесена к дестинации. Для того чтобы место (территория) могло называться дестина-цией, оно должно отвечать следующим основным требованиям:
1) наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов, причем это должен быть именно тот набор услуг и такого качества, которых турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт. К такому набору в первую очередь относятся:
-доставка (транспорт) до дестинации и обратно. В настоящее время требования потребителя к качеству обслуживания и комфортности перевозки увеличиваются, и их выполнение должно быть обязательным,
- возможность ночлега (наличие отелей, кемпингов, дачных домиков и пр.) и питания (рестораны, кафе, бары и др.) с соответствующим уровнем обслуживания;
2) наличие достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов. Именно по этому поводу возникает конкуренция между дестинаци-ями. Чем интереснее место с точки зрения возможностей увидеть и узнать больше нового, отдохнуть и развлечься, тем выше его рейтинг среди конкурентов и соответственно тем больше оно посещается туристами;
3) наличие информационных систем, которые являются необходимым инструментом продвижения продукта на туристском рынке. Прежде всего это возможность доступа к информации систем компьютерного резервирования и бронирования.
Можно сделать следующий вывод: дестинация - это территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т.д., и являющаяся целью его путешествия.
Дестинация может быть первичной и вторичной.
Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиента интерес посетить ее и соответственно главная цель - удовлетворить этот интерес за определенный, достаточно длительный промежуток времени (например, за неделю).
Вторичная дестинация (или остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Основная задача вторичной дестинации - удовлетворение желаний туристов на один-два дня. Она, с одной стороны, является лишь необходимой остановкой на пути к первичной дестинации, с другой стороны, может также быть для туристов местом посещения на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей. Поэтому вторичная дестинация должна привлекать большее число туристов, но на короткое время.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичная дестинация всегда характеризуется определённым местоположением территории (например, Диснейленд), вторичная должна обязательно удачно располагаться по отношению к транспортным коммуникациям.