Понятие «стратегический менеджмент» и сущность стратегического планирования
В качестве ведущей идеи, отражающей сущность стратегического управления, в 60—70-х гг. XXвека обосновывается идея необходимости переноса внимания высшего менеджмента на окружение для обеспечения возможности своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.
На бытовом уровне стратегически мыслящий человек задает себе множество вопросов, например: «С кем и для чего наладить знакомство?»; «Кого поздравить с праздником?»; «Какое получить образование»; «За кого выйти замуж?» и т. д. На уровне организации аналогичными вопросами являются: «Какой бизнес прекратить, а какой продолжить?»; «Как стать конкурентоспособным в своей деятельности?». Чтобы ответить на эти вопросы, применяют этот новый тип управления, в основе которого выявление возможностей, позволяющих прогнозировать альтернативные варианты будущих изменений. Поэтому современный стратегический менеджмент считают программным способом мышления и управления, позволяющим обеспечивать согласование целей и возможностей организации с интересами всех заинтересованных сторон в процессе роста или развития.
Рост — это в основном увеличение размеров организации. Развитие означает качественное изменение и обновление организации, повышение эффективности ее функционирования на основе совершенствования техники, технологии и организации труда, и в первую очередь улучшение качества выпускаемой продукции. Когда говорят о стремлении организации к развитию, имеют в виду, что расширяется объем товаров « услуг, повышаются конкурентные преимущества на основе реализации инновационных технологий, создается новый продукт, формируются условия для развития творческого потенциала работников, повышается производительность труда, увеличивается прибыль. Направленность развития определяется стратегией.
Стратегия (греч. strategia— «войско вести») — общий план ведения работы. В менеджменте это теоретические и практические вопросы подготовки предприятия, компании к развитию; это общий план управленческих действий, исходящий из установления и соотношения основных собственных возможностей и возможностей конкурентов и направленный на достижение целей: укрепление либо расширение рыночной позиции и удовлетворение возрастающих потребностей и интересов ключевых субъектов организационных, социальных и экономических отношений предприятия, фирмы — собственников труда и капитала, государства. В этой связи стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.
В современных условиях развитие всегда связывают с повышением конкурентных преимуществ. Цель любой организации — найти и занять место в рынке, укрепиться на этом рынке и со своей стороны оказывать влияние на конкурентов. Для этого необходимо ответить на вопрос: «Как это сделать»? Например, Макс Портер (профессор Гарвардской школы бизнеса) выделяет три основные стратегии развития организаций:
— лидерство в минимизации издержек производства, за счет чего снижаются себестоимость и цена;
— лидерство в новизне продукта и специализации производства, за счет чего завоевываются неосвоенные сегменты рынка;
— концентрация усилий на каких-то определенных сегментах рынка.
Стратегический менеджмент — это обязательная и самостоятельная часть управления объектом. Стратегический менеджмент необходимо отличать от менеджмента функционирования (операционного), то есть обеспечения текущей деятельности, направленной на реализацию стратегических задач.
Основой стратегического управления являются планы на будущее, ближайшее и настоящее время. По словам П. Дракера, стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых менеджментом высшего уровня, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы организация достигла своих долгосрочных целей/5/. Согласно П. Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом принятия управленческих решений. Его задача в достаточной степени обеспечить нововведения и изменения в организации, обеспечивающие ее конкурентное преимущество в долгосрочном периоде. В рамках стратегического планирования он рассматривает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация во внешней среде, внутренняя координация и осознание организационных стратегий .
Процесс распределения ресурсов предусматривает определение главных направлений использования ограниченных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и опыт. Задачей этого процесса является сокращение издержек производства и направления полученных эффектов на инвестирование развития.
Адаптация предприятия охватывает все действия стратегического характера, позволяющие адаптироваться во внешней среде с ее возможностями и угрозами, адаптировать среду для сохранения своей жизнеспособности и эффективного функционирования. Стратегическое планирование, основанное на наиболее вероятных прогнозах поведения среды и своих внутренних резервах, обеспечивает в большинстве случаев успешное преодоление кризисных ситуаций и развитие.
Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности внутри предприятия, выявление и отображение ее сильных и слабых сторон с целью достижения внутреннего целенаправленного единства всех элементов предприятия как социально-экономической системы.
Осознание организационных стратегий предполагает осуществление систематического раскрытия и развития потенциала менеджеров для снижения ресурсных потерь в производстве по организационным факторам. В современной деятельности промышленных предприятий возможности технологического высокопроизводительного оборудования, в том числе импортного, используются всего на 30—40%. Способность менеджмента учиться на опыте прошлых стратегических решений отечественных и зарубежных предприятий, фирм обеспечит повышение профессионализма в области стратегического и текущего управления.