Понятие систематизации и учета нормативно-правовых aктoв
Система действующих нормативно-правовых актов в Российской Федерации является весьма сложной как вследствие значительного числа органов, принимающих такие акты, так и множественности актов, принимаемых каждым правотворческим органом. Кроме того, система нормативно-правовых актов подвержена быстрым изменениям. Вновь принятый закон, указ Президента или иной источник права обычно вносит существенные коррективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются утратившими силу полностью или частично.
Чтобы во всей массе действующих и изменяющихся источников российского права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, должностные лица предприятия, организации, да и граждане, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно проводить работу по приведению нормативных актов в единую, более или менее упорядоченную систему. Подобного рода деятельность и охватывается понятием систематизации нормативно-правовых актов. Итак, систематизация нормативно-правовых актов – это их упорядочение, приведение в единую (более или менее сложную) систему.
Своеобразие видов систематизации нормативно-правовых актов обусловливается особенностями предмета правового регулирования, их (т.е. актов) местом в системе юридических актов России, а также объемом нормативно-правового материала, который подвергается упорядочению.
В соответствии с требованиями правовой техники работа по систематизации должна проводиться в определенной последовательности и проходить определенные стадии. Стадию можно определить как этап систематизации, для которого характерны постановка определенной задачи и решение ее на основе методики, разработанной для этого этапа, получение определенного законченного (промежуточного) результата.
Современная правовая практика использует три способа систематизации нормативно-правовых актов:
1) сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности;
2) издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов;
3) объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт.
Сообразно названным способам систематизации нормативных актов выделяют ее три относительно самостоятельных вида: учет, инкорпорацию, консолидацию. Большинство ученых и практиков самостоятельным видом систематизации считают и кодификацию законодательства. Этот вид юридической деятельности значительно отличается от всех названных видов систематизации и представляет собой совершенно особую содержательную форму упорядочения нормативного материала. Кодификация – это систематизация более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.
Как разновидность систематизации учет законодательства и иных нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.
Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Как правило, государственные органы и юридические лица нуждаются в знании действующих норм по определенной теме. Но вполне возможны ситуации, когда требуются сведения только об официальных реквизитах нормативных актов: их наименовании, дате принятия, номере акта. С учетом собственных информационных потребностей государственные органы, юридические лица осуществляют сбор законов Российской Федерации, указов Президента России, постановлений Правительства, нормативных актов центральных органов управления Российской Федерации и других актов.