Понятие профессиональной этики и профессиональной морали

Едва ли не первый образ, возникающий в нашем сознании в связи с выражением «профессиональная этика (мораль)» – клятва Гиппократа. И можно ли считать случайным, что написанная одним из первых систематизаторов профессионально-нравственных норм клятва на верность профессии врача появилась в среде людей, призванных самоотверженно служить человеку. Действительно, к целому ряду (типу) профессий предъявляются особые требования. Причем к деятельности врача, учителя, адвоката, инженера и т. д. – максимальные, а к специалистам в иных видах деятельности, например, к торговцам, ремесленникам, фермерам и т. п. – более умеренные.

При кажущейся синонимичности понятий «профессиональная мораль» и «профессиональная этика» следует четко проводить между ними различие.

Профессиональная мораль – система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом трудовой деятельности, составная часть сознания общества. В ней отражаются единство и противоречивость общечеловеческого и классового. Так, в профессии врача, педагога, адвоката, журналиста, сотрудника милиции и  представителей  других профессий общегуманистические требования честности, порядочности, милосердия могут сочетаться с различным отношением к пациентам, клиентам, учащимся, гражданам в зависимости от их имущественного положения, социального статуса и т. п. Однако в профессиональной морали, как правило,  общепризнанным является приоритет гуманистических требований и норм. Для некоторыхрых профессий разработаны специальные кодексы профессиональной морали (для врачей – «клятва Гиппократа», для военнослужащих, сотрудников ОВД – присяга, кодекс). Но и в тех случаях, когда нормы профессиональной морали юридически не зафиксированы, необходимость их соблюдения подразумевается и находится под социальным контролем, а их нарушение встречает нравственное осуждение. Ряд нарушений профессинальной морали трактуется как противоправные действия и наказывается по приговору суда (разглашение тайны усыновления, неоказание помощи больному и др.). Формирование профессиональной морали – необходимая часть нравственного воспитания молодежи в рамках  профессионального образования. Соблюдение требований профессиональной морали – один из важных показателей нравственного здоровья профессиональных трудовых коллективов, обществава в целом.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах- требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональная этика, как правило, касается лишь тех видов деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т. е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций. Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Виды профессиональной этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Профессиональные моральные нормы – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические «нравственные кодексы» людей этих профессий, специальностей[1]. «В последнее время, – отмечает Р. Г. Апресян, – социально-этический подход получил развитие в прикладных исследованиях. В целом многие этико-прикладные исследовательские программы – биомедицинские, хозяйственно-деловые, экологические, профессиональные – развиваются под лозунгом утверждения ответственности социальной значимости деятельности и соблюдения прав человека (курсив мой – У. Кашапов)»[2]. Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т. п.).

В научной литературе присутствуют разные подходы в понимании профессиональной этики. В узкой трактовке профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью. В самом широком смысле слова профессиональная этика – отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности. Профессиональная этика возникла как проявление повседневного морального сознания и развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. «В практиках взаимодействия профессионалов друг с другом и с потребителями их труда, – отмечают В. И. Бакштановский и Ю. В. Согомонов, – в опыте регулирования их деятельности и появились зачатки профессиональной этики – они дополняли обычные административнр-правовыерегулятивы (нормы, санкции, мировоззренческие рефлексии)»[3].С древнейших времен в рамках философского осмысления происходило формирование совокупности представлений об этических нормах в сфере профессиональной деятельности. Так, Аристотель, Конт, Дюркгейм говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. В марксизме формирование профессиональной этики опосредовано практической деятельностью людей. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. Моральные отношения возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом. Совокупность новых ценностей и норм поведения образует ту или иную профессиональную этику. При этом часто возникают своеобразные синтезы моральных, правовых, политико-административных, общекультурных норм и соответствующих смешанных видов ответственности отдельных профессионалов, целых организаций, профессиональных сообществ. Такого рода ценности и нормы преобладают в кодексах профессиональной деятельности. По не всегда ясным соображениям именуемым именно моральными.Содержание профессиональной деятельности составляет ориентированность на общее благо, достигаемое через социальную ответственность и гуманизм.Становление норм профессиональной этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, с оформлением первых относительно массовых профессий. В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость определенных нравственных запретов в ряде профессий, и то, что сами профессии, вернее принадлежность к ним, могут формировать у людей ряд как положительных, так и отрицательных нравственных качеств. Первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов начали складываться в Древней Греции. В обещании-клятве, которую давали врачи, выпускники «школы асклепиадов», говорилось: «Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения устраивать к их пользе, и буду предохранять их от всякого вреда и порока… Что бы ни случилось видеть и слышать при моей врачебной деятельности… о том я буду хранить молчание, и считать тайной то, что не подлежит оглашению». Положения, выработанные школой асклепиадов, перекликались с идеями знаменитой клятвы Гиппократа, не потерявшей своего значения до наших дней. Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых непосредственно при выполнении своего профессионального долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т. п. В этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку. Первоначально профессиональные кодексы были небольшими по объему. Нравственные нормы касались общих аспектов профессиональной деятельности и имели описательный характер. Только в поздних кодексах они приобретали высокую степень абстракции.

Второй этап в развитии профессиональной морали приходится на эпоху позднего средневековья. Средневековый Запад к XIV веку приобрел свои классические черты и как бы замкнулся, став адекватным самому себе. Нормативность проникла во все стороны социальной практики. Корпоративность, сословность, строгая иерархия пронизывали общество снизу доверху. Корпоративность общественного устройства способствовала оформлению моральных кодексов. Самым ярким примером является моральный кодекс рыцарей. Рыцарский кодекс чести окончательно сложился к XIII веку. Согласно этому кодексу нельзя было убить пленника, если он поднял руку и сказал: «Я твой пленник», то становился неприкосновенным. Но вдруг пленниками начинают торговать, а подчас и убивают. Постепенно рыцарские законы, казавшиеся неоспоримыми, стали нарушаться. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится еще к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI–XII вв.

Понятие «Кодекс» указывает на существенную взаимосвязь правовых и моральных норм. Однако словосочетания «этический кодекс», «кодекс чести» подчеркивают, что это свод норм и правил, который определяет и регулирует нравственные отношения конкретной профессиональной группы в рамках профессиональной морали.

Причиной оформления профессиональных кодексов стали:- укрепление государственности и абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба; – бурный рост городов в средневековой Европе, способствовавший обособлению профессий, обслуживающих население и поставивший людей в зависимость от труда друг друга;– значительное расширение круга профессий и оформление кодексов ремесленных цехов (уставов), которые включали в себя требования к выполнению определенных нравственных обязательств;– разделение профессиональных нравственных кодексов на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.«Они были призваны, – отмечают В. И. Бакштановский и Ю. В. Согомонов, – с одной стороны обеспечить следование профессионалов определенным стандартам поведения, в которых так или иначе находили выражение интересы «пользователей» профессиональной деятельности, а с другой – поддержать моральный престиж и репутацию сообществ профессионалов в «большом» сообществе, внушить к ним доверие и тем самым обеспечить материальные и духовно-нравственные предпосылки для собственного развития членов этих сообществ»[4].Институциализация моральных норм способствует становлению кодексов ряда социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине – врачи, сиделки, медсестры и пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причем зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.Третий период в развитии профессиональной этики наступает во второй половине XX века. Он отражает реалии современной цивилизации: высокий уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, все возрастающий уровень техногенной опасности существования каждого отдельного человека и Земли в целом. Отличительной особенностью этого этапа являются два одновременно идущих процесса: во-первых, углубляющаяся дифференциация норм нравственности в зависимости не просто от профессии, а по ее отдельным специализациям (например, в медицине говорится об этике хирурга, анестезиолога, домашнего врача). Во-вторых, идет процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий или групп профессий, объединенных работой на конечный результат. Так, многочисленные частные кодексы профессий в сфере оказания лечебных услуг сливаются в кодекс медицины, а многочисленные профессиональные кодексы в сфере научной деятельности образуют единую этику науки.

Содержание профессиональной этики составляют кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов, отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии.

Виды профессиональной этики – это специфические особенности профессиональной деятельности, направленные непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Профессиональная этика имеет общие и специфические особенности проявления. Общность профессиональных этик проявляется в следующем:

  1. высшие моральные ценности, сохраняя общечеловеческое значение, приобретают свои конкретные черты. Например, в юридической практике специфично понимаются и проявляются понятия «добро» и «зло»;
  2. формируются и действуют специальные профессиональные моральные нормы и ценности, которые впоследствии могут приобретать более широкий смысл. В частности, принцип справедливости, первоначально применявшийся в процессе межличностных «разборок», затем в юриспруденции, приобрел общечеловеческую ценность;
  3. неравенство и зависимость сторон в процессе профессиональной коммуникации обуславливают наличие профессиональной деонтологии (этические критерии, предписания, правила поведения). Например, основой медицинской деонтологии стала клятва Гиппократа. В правоохранительной деятельности соотносительно проявляются принцип презумпции невиновности и «опережающая подозрительность»;
  4. отражением групповых интересов в системе моральных норм. Корпоративность проявляется в сохранении и культивировании профессиональных тайн и секретов, наличия «цеховой солидарности», профессиональных символов и т. д.;
  5. действием факторов, стимулирующих трудовую активность. Позитивное отношение специалиста в выполнении профессиональных функций мотивируют стремление к достижению признания и ориентацию на успех.

Частные особенности профессиональной этики вытекают из конкретных условий, содержания и специфики профессиональной деятельности. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений.И все же есть объединяющее начало всех разновидностей профессиональных этики. Профессиональные этики нацелены на выявление границ, пределов власти над людьми, которая возникает в процессе реализации специализированной деятельности. Профессиональная этика призвана, с одной стороны, оправдать власть профессионала в сфере его деятельности – без этого он не сможет выполнять свои задачи. С другой – ограничивать полноту власти, которой располагает воспитатель над воспитанником, ученый – над человечеством, политик – над гражданами, врач – над больным, журналист – над получателем информации, менеджер – над подчиненным, предприниматель – над наемным работником, клиентом, потребителем получаемых им товаров и услуг. Ряд профессиональных требований на современном этапе могут рассматриваться как заказанные собственно уровнем развития техники, периодами смены ее поколений, характером развития информационных технологий. Так, практически во всех без исключения отраслях техники, предъявляются повышенные требования к уровню ответственности, дисциплинированности, строгому соблюдению функциональных обязанностей и предписанной дисциплины. Глобализационные процессы формируют единство требований в целом ряде отраслей человеческой деятельности, независимо от традиций государства, специфики образования, этических подходов к трудовой деятельности, так как в глобальной экономике взаимодействуют люди с очень разными этическими системами. Требования профессиональной этики становятся все более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому создаются этические ассоциации; широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин. Таким образом надеются снять наиболее острые, грубые отступления, способные привести к нарушениям профессиональной этики.

[1] См., например: Ганс Е. С., Малаканова О. А. Профессиональная этика государственных служащих: нужен ли этический кодекс? // Современное право. – 2007. – №  3. – С. 97–100.

[2] Апресян Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. – 2006. – № 5. – С. 6.

[3] Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. – 2005. – № 8. – С. 4–5.

[4] Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. – 2005. – № 8. – С. 5.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!