Понятие политической культуры

Термин «политическая культура» был впервые употреблен немецким философом И. Гердером в XVIII веке. В конце XIX начале XX века данное понятие получило свое дальнейшее широкое употребление и использование в различных политических исследованиях. Первым же, кто попытался концептуально осмыслить эту категорию, был американский политолог Г. Алмонд, написавший статью «Сравнительные политические системы» в 1956 году. Он рассматривает политическую культуру как особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.

В том же году данный термин также впервые появился в западной литературе благодаря работе американского ученого X. Файера «Системы правления великих европейских государств». Помимо них свой вклад в изучение политической культуры внесли такие ученые, как С. Верба, Д. Мервик, Л. Дитмер, Д. Каванах и др. В связи с многочисленными исследованиями этого явления стали выявляться различные подходы к теоретической трактовке политической культуры.

В целом, несмотря на различия, все исследователи отмечают, что политическая культура неразрывно связана с субъектами политики. Политическая культура определяет способность личности стать полноправным субъектом политического процесса.

В процессе формирования политической культуры личность овладевает политическим опытом, традициями, осваивает образцы политической деятельности. Условно передачу политической культуры можно рассматривать как процесс закрепления в сознании людей определенной системы ориентаций на соответствующие нормы и образцы политического поведения. Но при этом необходимо учесть, что главные преобразования в политической культуре происходят в результате существенных изменений в обществе, воздействие которых на сознание граждан способно преодолеть их сопротивление формированию новых ценностей, идеалов и норм политической деятельности.

Политическая культура предстает как многоуровневое явление. В ее структуре выделяются мировоззренческие ориентации, отношения к власти и отношения к политическим явлениям. Первый уровень политической культуры представляет собой общую для всех людей основу их деятельности. Выбор человеком тех или иных позиций и соответствующего поведения зависит от его мировоззрения, ценностных ориентаций и установок. Второй уровень политической культуры характеризует отношение людей к власти. Каждый человек, участвующий в политической жизни, имеет свою оценку способностей и пределов государственной власти издавать законы, осуществлять судопроизводство и требовать исполнения правовых норм. На основе же конкретной оценки власти личность определяет свое отношение к гражданским правам и обязанностям. Третий уровень политической культуры включает ценностные отношения человека к различным политическим явлениям, т. е. отношения индивида к политической системе, ее участникам и действиям и т. д. вплоть до отношений к самому себе.

Каждый из этих уровней влияет на формирование политической культуры и поэтому она может быть разнородной, содержать в себе передовые и архаичные, патриархальные и авангардистские, прогрессивные и реакционные элементы.

Г. Алмонд и С. Верба, анализируя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, выделили три типа политической культуры:

патриархальный, в котором отсутствует интерес граждан к политической жизни;

подданнический, для которого характерна ориентация на политические институты в сочетании с пассивностью граждан;

активистский, где присутствует высокая заинтересованность граждан в политическом участии и проявляется такая активность.Помимо универсальных типов политической культуры в политической жизни складываются и существуют субкультуры. Это такие образования, которые присущи отдельным социальным группам, субъектам политики, отличающиеся специфическими взглядами и оценками власти, отношением к правящим элитам, нормами и образцами участия в управлении, контроле государства и организации политической системы.Взаимообщение субкультур, обмен опытом, образование новых ценностей, формирование позитивного политического мышления и прогрессивного стиля поведения постепенно разрушают нормы, образцы и традиции, не отвечающие демократическим ценностям. Сам же процесс межкультурного обмена и постепенный уход из жизни отживших представлений и воззрений тесно связан с демократизацией общества, государственной власти и становлением личности как гражданина и активного субъекта политики. По мере демократизации общественной жизни будут происходить и изменения в содержании политической культуры. В ней должны возобладать не групповые, а общечеловеческие ценности, усилиться межгрупповые и межличностные диалоги, должен произойти рост политической компетенции личности как участника политического процесса.

Примером субкультуры могут служить нормы и ценности, стили политического мышления и поведения жителей г. Москвы и г. Уфы или Калининградской и Оренбургской областей. Несмотря на их особенности, субкультуры взаимодействуют. Их ценностный диалог становится возможным благодаря культурному языку. Язык культуры представляет собой совокупность не только словесных форм (терминов, символов, стереотипов и т. п.), но и политических текстов (программ, лозунгов и т. п.), различных материальных образований (архитектура политических учреждений, символика, стиль проведения предвыборных кампаний).

Авторы данной классификации подчеркивали, что на практике эти три типа политической культуры взаимодействуют, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных элементов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!