Понятие и виды органов государства
Государственный аппарат, как составная часть механизма государства, представляет собой совокупность всех органов государства, которые в отличие от государственных предприятий и учреждений являются организациями власти, полномочия которых носят государственно-властный характер.
Орган государства – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями и компетенцией для осуществления в специфически присущих ей организационно-правовых формах задач и функций государства.
Орган государства – это самостоятельное подразделение государ-ственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией.
Исходя из данных определений можно выявить характерные признаки органа государства:
1) орган государства – это звено, составная часть разветвленной системы органов, выполняющих определенные задачи, образующих в совокупности государственный аппарат;
2) орган государства создается на основе нормативно-правовых актов, определяющих порядок его организации и деятельности;
3) орган государства может иметь сложную структуру: управления, отделы и т. д.;
4) орган государства наделен компетенцией, т. е. определенными правами и обязанностями, в соответствии с которой издает правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным представителем государства.
Органы государства можно классифицировать по различным основаниям. Принято выделять следующие виды органов государства:
1) в соответствии с теорией разделения властей – законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительные (Правительство РФ), судебные (суды), также возможно выделение контрольно-надзорных органов);
2) по порядку образования различают органы, избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ); а также органы, формируемые другими государственными органами (Верховный суд РФ);
3) по способу принятия решений выделяют коллегиальные органы, принимающие решения большинством голосов (Федеральное собрание РФ) и единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем (Президент РФ);
4) в зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей компетенции, в пределах своих полномочий принимающие решения по любым вопросам (Федеральное собрание, Правительство РФ) и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (различные министерства и ведомства);
5) по положению в иерархической структуре государственного аппарата – высшие органы государства, полномочия которых распространяются на всю территорию данного государства (в унитарных государствах один уровень высших органов, в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации) и местные органы, осуществляющие свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы (может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства);
6) по характеру подчиненности – органы исключительно «вертикального» подчинения (суды), и органы «двойного подчинения» (министерства, ведомства с их территориальными управлениями и отделами);
7) по срокам полномочий – постоянные, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок; и бессрочные органы, полномочия которых заранее не ограничены каким-либо сроком;
8) по времени функционирования – постоянные (абсолютное большинство органов государства) и временные (например, государственные комиссии по расследованию различных чрезвычайных ситуаций).