Понятие и сущность политической системы общества
Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства. Политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.
Политическая система неоднородна по своему составу. В состав политической системы входят различные структурные элементы. В юридической литературе встречается множество точек зрения по вопросу о структуре и составляющих политической системы. Зачастую в качестве элементов политической системы рассматриваются лишь ее статичные, организационно-структурные компоненты (партии, общественные организации и др.). Такой подход не позволяет отразить функционирование, практику действия политической системы, ее динамику. Политическая система, как и всякий социальный феномен, как часть общества в целом, динамична. Перечисление ее структурных элементов позволяет создать лишь безжизненную модель политической системы, да и то не полную, ибо в данном случае перед нами будет только совокупность, а не система элементов. Понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие определенных элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга. Любая социальная система, и политическая в том числе, — это прежде всего система отношений и взаимодействий между некими элементами; именно это не всегда учитывается при характеристике политической системы общества.
Структура политической системы общества:
1) Институциональный (или организационный) элемент. Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему. В этот элемент входят государственные органы, общественные объединения всех организационно-правовых форм (массовые движения, общественные организации, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности), политические партии как специфический субъект и др. Организационный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политической системе, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество.
2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся:
- политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий);
- нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных объединениях Российской Федерации");
- политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом).
3) Функциональный элемент. Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся:
- политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, ходы, шествия, пикеты и др.);
- политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий);
- акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии – выдвижение кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии).
4) Идеологический элемент. Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе.
5) Коммуникативный элемент. Представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами. Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации.
Необходимо подчеркнуть, что понятие политической системы образуют все перечисленные элементы в совокупности, в комплексе.
Согласно другим классификациям, компонентами политической системы общества являются:
- совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);
- политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
- политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
- политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
- политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.
Субъектами политической системы являются все институты и организации, непосредственно или опосредованно принимающие участие в политической жизни общества. Это – государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.
Учитывая степень их вовлечённостив политическую жизнь, в реализацию политической власти, можно выделить следующие группы субъектов политической системы:
1. Политические организации – это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это, прежде всего, государство и политические партии.
2. Не собственно политические организации – они также осуществляют политическую власть, но это лишь один из второстепенных аспектов их деятельности (профсоюзы, церковь).
3. Неполитические организации – эти организации вообще не участвуют в осуществлении политической власти (спортивные общества, экологические организации), но косвенно оказывающие на нее воздействие.
Функции политической системы:
- Контроль за сферой распределения ценностей как ведущую функцию политической системы обеспечивает государство как главный компонент политической системы. В качестве ценностей могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга. Распределительная функция политической системы определяет пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства. Эта функция является предпосылкой реализации следующих функций:
- Функция интеграции общества. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности.
- Функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствие подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе.
- Функция вовлечения населения в политическую жизнь.
Данный перечень функций политической системы не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть, что функции политической системы необходимо отличать от функций отдельных входящих в нее институтов (политических партий, государства и его органов и т.д.).