Понятие и сущность культуры
Дать определение понятию «культура» очень не просто, хотя, казалось бы, все знают, что это такое. Под культурой чаще всего понимают искусство, художественное творчество, а культурным считают человека образованного, воспитанного, деликатного. Все это так. Однако этим культура не исчерпывается. С понятием «культура» связывается определенный исторический этап развития общества и его своеобразие: культура Древнего Востока, культура Средних веков, культура Нового времени и т. д. Культуры различаются по национальным и географически-региональным признакам:
русская культура, американская культура, культура Запада и Востока. Понятие культуры тесно связано с религиозными воззрениями — каждая религия создает свою культуру: христианская культура, мусульманская, буддистская и т. д.
Очевидно, что понятие «культура» сложно и неоднозначно. Культура (cultura) в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. И уже отсюда видно, что культура явление не природное, а созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится к культуре.
Существует много определений культуры. Каждое из них имеет убедительные основания.
В «Толковом словаре» В. Даля дается шесть определений культуры: культура как совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношениях; как уровень развития, достигнутый в определенную эпоху; просвещение, образование, начитанность; разведение, выращивание, культивирование растений; выведение новых культур растений;
микроорганизмы.
В немецких, французских, английских энциклопедических словарях тоже есть примерно пять — шесть определений понятия «культура». Изменение и усложнение процесса общественного развития привело к расширению сферы культуры, необходимости дальнейшего осмысления ее сущности, уточнения самого понятия «культура».
С этим термином стали соотноситься самые разные стороны человеческой деятельности: производство и управление, уровень сознания и образования, образ жизни и характера мышления, богатство языка и уровень развития потребностей человека. В XX веке проблем, связанных с определением культуры, стало еще больше. Возникли новые ее аспекты: технологическая культура фиксирует способ, которым люди осуществляют свою производственную деятельность; эвристическая культура определяет творческий потенциал деятельности; информационная культура включает в себя накапливание человечеством информации, способ ее получения, распространения, овладения ею; семиотическую культуру составляет совокупность знаковых систем, в которых эта информация кодируется, транслируется, передается; аксиологическая культура выражает ценностные ориентации; гуманистическая культура — способность общества реализовать сущностные силы человека.
Следовательно, культура сложна, многогранна, многоаспектна. Она охватывает всю человеческую деятельность в сферах материального и духовного производства, содержания труда, его продуктов, знаний и навыков, овладение которыми позволяет человеку справиться с теоретическими и практическими задачами.
Сложность культуры и неоднозначность ее определений признается всеми учеными, занимающимися изучением культуры. Поэтому, давая определение культуры, они акцентрируют внимание на каком-либо существенном ее признаке.
Так, выдающийся ученый, музыкант, философ, великий гуманист Альберт Швейцер определяет культуру как итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях знаний и деятельности, которые способствуют духовному обогащению личности и общему прогрессу. Он выделяет важный признак культуры — служить совершенствованию индивида и человечества.
Многие ученые рассматривают культуру как продукт общественной деятельности и связывают ее с развитием личности, считая, что культура — это обобщенная характеристика человека (только человека) мера его духовного, нравственного и профессионального развития.
У нас в стране стал издаваться Международный журнал по теории и истории культуры «Мировое дело». В первом его номере крупнейшие культурологи дали каждый свое определение культуры.
М.Л. Гаспаров пишет: «Культура для меня сплошь и рядом остается суммой фрагментов истории, философии, религии, литературы, искусства, науки, быта, слагающихся, но не срастающихся воедино; а если мне кажется, что я чувствую их сросшимися воедино, то описать это неимпрессионистическими словами мне очень трудно». Это суждение человека, посвятившего себя изучению культуры и, естественно, знающего ее (1. I; 10).
Другой ученый — А.Я. Гуревич —предлагает несколько определений культуры, точнее, в своем определении объединяет разные стороны этого удивительного феномена. «Термин «культура» интерпретируется по-разному. Его понимают и в традиционном смысле как сумму духовных завоеваний общества и рода человеческого в целом, и как внутреннее богатство личности, приобщающее ее к общечеловеческим и национальным ценностям, и как, условно говоря, «механизм» социализации индивида, включающий его в общество, представляя ему условия и возможности функционировать в роли его члена, и как та картина мира, которая лежит в основе его социального поведения и которая, будучи унаследована от предшествующих поколений, вместе с тем явно или чаще неявно изменяется в процессе жизненной практики людей, образующих социум как выражение подлинной сущности человеческой свободы, то есть свободы удовлетворять свою потребность в творчестве.
Определений «культуры» может быть много, но я, наверное, не ошибусь, сказав, что только культура делает homosapiens Человеком. Трудятся не одни только люди, как не они одни образуют некие сообщества. Но лишь люди обладают культурой... (1,1; 11).
Цитата большая, но в ней сконцентрировано несколько существенных черт культуры и то главное, что составляет ее своеобразие:
только культура делает человека Человеком, формирует человека и общество и сама создается ими. И проследить этот процесс в историческом плане — наша задача.
Итак, культура — это все, что создано человеком, а также сам процесс человеческой деятельности, то есть это все сверхприродное, «вторая природа». Но природа — это не только то, что находится вне человека, но и в нем самом, ибо он — природное существо, обладающее физической и психической природной основой. Поэтому культура выражает и отношение человека к природе и меру овладения им его собственной физической и психической природой.
Определяя культуру таким образом, можно охарактеризовать и общество, и личность, и их своеобразие.
Так, культуру личности определяет способ ее деятельности, богатство приобретенных ею человеческих качеств (знаний умений, навыков, идеалов), способ ее поведения и мышления.
Культура общества определяется степенью его развития, уровнем очеловечивания, степенью отдаленности от животного состояния, общественными идеалами и их реализацией.
Сложность понятия «культура», многообразие ее проявлений, возможность и правомерность различных подходов к ее постижению делают необходимым философское понимание культуры, осмысление ее с точки зрения науки, изучающей самые общие законы бытия. Это позволит выявить наиболее общее в культуре, главное, принципиально важное для понимания ее сущности, и на основе этого обнаружить проявления культуры в различные исторические эпохи без боязни сместить их или выделить несущественное. Философское понимание культуры соответствует общей позиции человека в мире, стремящегося превратить его в мир самого человека. При этом напомним, что и в философии существует не одно, а много определений культуры (у каждого философа — свое). И даже определение, данное одним философским направлением, также претерпевает изменения.
Философская энциклопедия дает такое определение культуры.
«Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентации и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества» (2; 61).
Данный в этом определении общефилософский подход к культуре позволяет рассмотреть ее всесторонне, определяя формирование культуры общими закономерностями исторического процесса. В соответствии с таким пониманием смена одного типа культуры другим обусловлена сменой типов общества. Каждая историческая эпоха создает свой тип культуры, но появление нового типа культуры так же, как отмирание старого,— процесс сложный, длительный, противоречивый, предполагающий возможность сосуществования разных типов культур, связи между ними и не только отрицание, но и преемственность.
Культура, сформировавшаяся под влиянием определенных условий жизни, сама начинает участвовать в их формировании, становясь одним из важнейших элементов социума.