Понятие и сущность функций управления. Основные типы организационных структур управления

Воздействуя на состояние отношений, определяя положение, роль человека в системе жизнедеятельности общества, управление обеспечивает достижение намеченных социальных целей. Оно организует экономические, политические, идеологические и социальные связи и взаимодействия людей и таким образом осуществляет свои функции. Конкретные цели достигаются через функции управления, которые  находят свое реальное воплощение в различных сферах жизнедеятельности: политической, экономической, духовно-идеологической и собственно социальной. Отсю­да выделяют социально-экономическую, социально-политическую, духовно-идеологическую и собственно социальную функцию государства.

Понятие "функция" в обществознании связано с деятельностью, обязанностью, работой. Функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений[1]. Однако не надо отождествлять функции государства с отдельными видами непосредственно управленческой деятельности, осуществляемой для достижения согласованности в работе любого социального образования. Каждый государственный орган выполняет согласно возложенным на него задачам определенную часть функций государства. Например, деятельность органов внутренних дел направлена на решение задач охраны: общественного порядка; собственности; прав и законных интересов граждан, учреждений, предприятий от преступных посягательств; предупреждение и пресечение правонарушений; раскрытие и расследование преступлений; обеспечение безопасности дорожного движения и др. Любая из этих задач предполагает осуществление собственного набора функций.

Функции, соответствующие назначению той или иной социальной системы, называются основными. В отличие от них функции управления предназначены для упорядочения деятельности самой системы. Они предполагают различные виды управленческой деятельности, осуществляемой в целях обеспечения успешного выполнения основных функций. Таким образом, функция управления есть объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности (элемент управления), характеризующаяся специфическим содержанием, особой пространственно-временной формой выражения.

Управление как  сознательная деятельность включает в себя элементы познания и преобразования действительности. Преобладание тех или иных названных элементов в функциях управления является основанием для классификации последних. Такой подход позволяет выделить две основные группы функций управления: познавательно-программирующие и организационно-регулирующие (см. рис. 3).

Познавательно-программирующие функции управления включают в себя прогнозирование и планирование. Прогнозирование призвано обеспечить научность и реальность любого вида человеческой деятельности. Эта деятельность заключается в получении информации о будущем состоянии какого-либо объекта путем анализа его состояния в прошлом и в настоящем. Так, практикуется прогнозирование развития внешней среды; криминологическое, организационно-управленческое и организационно-техническое. Прогнозы подразделяются на оперативные (до одного месяца), краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (5–15 лет).

Планирование есть общая функция управления, предполагающая определение целей, задач социальных систем на предстоящий период деятельности, средств их достижения и выполнения. Планирование закладывает основы будущей работы с учетом разнообразных факторов, воздействующих на развитие самой системы и на условия ее деятельности[2].

В решении задач управления особую значимость имеют организационно-регулирующие функции: организация; регулирование; мотивация и контроль.

Их выполнение связано с оказанием непосредственного воздействия на объекты управления для достижения ранее сформулированных целей социальных систем, получения запрограммированных результатов.

Организация обычно понимается как:

  1. упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему чего-либо материального или духовного, т. е. некоторое действие;
  2. строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей какого-либо целого;
  3. некоторое объединение, учреждение, орган, созданные для реализации какой-либо цели.

При изучении "Основ менеджмента" категория "организация" употребляется во всех трех значениях. Первые два характеризуют ее  как определенный порядок, притом в функциональном и в структурном (или предметном) смысле. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой социальной системы. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера (руководителя) и исполнителей.

 Регулирование представляет собой управленческую деятельность, в процессе которой происходит своего рода "подстройка" уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования. Изменение условий вызывает отклонения системы от заданных параметров. Устранение таких отклонений, обеспечение нормального функционирования системы является главной задачей регулирования.

Функция мотивации – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения индивидуальных целей и целей организации. Мотивировать сотрудников означает затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности. Существуют различные отечественные и зарубежные теории психологического и организационно-экономического направления. Например, содержательная теория мотивации или иерархия потребностей, по А. Маслоу (американский психолог), из всего разнообразия потребностей выделяет пять: 1) физиологические потребности; 2) потребности в безопасности и уверенности в будущем; 3) социальные потребности (принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе и т. д.); 4) потребность в уважении; 5) потребности самовыражения. Он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высших уровней. В итоге вывод: руководителю надо решить, какие активные потребности движут людьми.

Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Главный вывод теории справедливости для практики управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Согласно модели Портера-Лоулера достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение.

В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер (управленец, руководитель) должен: во-первых, установить набор критериев (принципов, правил), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника; во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации персонала; в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, т. к. обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации.

Контроль как функция управления связан с необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы своевременно устранять недостатки, корректировать управленческое воздействие и тем самым повышать эффективность управления. Виды и формы контроля в организациях рассмотрены в разделе "Управленческое решения".

Функции управления определяют организационную структуру управления организации. Уяснение сущности управленческой категории "организационная структура" следует начать с уяснения понятия "структура". Структурность является непременным условием существования любых систем: биологических, технических, социальных и т. д. В научной литературе структура определяется как строение или внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых связей между ее элементами. Например, орган внутренних дел есть сложное соединение людских, финансовых, технических, материально-хозяйственных и информационных ресурсов, образующих своеобразные элементы данной системы. Поэтому в ее составе можно выделить соответствующие указанным элементам подсистемы. Эффективность функционирования каждого органа внутренних дел зависит от согласованности действий его подсистем, т. е. служб и подразделений, соблюдения ими общих принципов и требований всей системы. Связующим и координирующим звеном системы выступает ее организационная подсистема. Именно с ее помощью достигается объединение всех компонентов, обеспечивается целостность системы. Структура данной подсистемы и понимается как организационная структура. Элементами организационной структуры выступают должности и связи между ними. Под должностями понимаются совокупности прав и ответственности, требований к знаниям, опыту и квалификации работников, т. е. их специализированные роли. Связи организационной структуры можно подразделить на:

1) организационно-предметные, возникающие между работниками по поводу использования ими различных средств;

2) организационно-функциональные, т. е. взаимосвязи работников по степени их участия в совместном профессиональном труде;

3) организационно-административные, обусловливаемые субординацией работников, т. е. связи руководства и подчинения.

Таким образом, в самом общем виде организационную структуру социальной системы можно определить как совокупность должностей, объединенных с помощью организационных связей. В течение многих десятилетий в организациях создавались формальные структуры управления,  как их называют еще иерархические, или бюрократические. Рождение концепции иерархической структуры управления принадлежит Максу Веберу, немецкому социологу, разработавшему модель рациональной бюрократии. В этой модели указывались следующие принципиальные положения: четкое разделение труда; иерархичность управления, когда нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения руководителями своих обязанностей; дух формальной обезличенности, с которым официальные  лица выполняют свои обязанности; найм на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Организационная структура любой системы, как правило, определяется и официально утверждается соответствующими нормативными актами. Однако, как известно, наряду с ними существуют и неформальные организационные структуры, образующиеся на основе личных взаимоотношений работников.

Надо помнить, что понятие "организационная структура" не тождественно понятию "организационная структура управления", под которой подразумевается совокупность управленческих звеньев, связанных организационно-административными отношениями. Иными словами, в организационной структуре управления в качестве ее элементов выступают только должности субъектов управления, а в качестве связей – связи субординации. Можно сказать, что организационная структура управления является составной частью организационной структуры системы.

Субординационные связи элементов организационной структуры управления в зависимости от их содержания обычно определяют следующие типы (формы) организационных структур управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную, программно-целевого управления, матричную, дивизионную, или отделенческую.

  1. Линейный тип организационной структуры управления образуется в результате расположения должностей по принципу прямого подчинения: "вышестоящий руководитель" – "руководители" – "исполнители". Таким образом, во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными, сосредоточивший в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые сверху вниз, обязательны для выполнения. Принцип единоначалия предполагает подчинение только одному руководителю.
  2. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителю, минуя его непосредственного руководителя. Обычно такая структура используется мелкими и средними организациями, не имеющими широких корпоративных связей (рис. 4).
  3. При функциональном типе организационной структуры управления каждый орган управления (или исполнитель) имеет специализацию по выполнению отдельных видов управленческой деятельности (функций управления), т. е. функциональный тип основан на передаче прав линейного руководства нескольким субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций. В результате у исполнителей появляется несколько так называемых функциональных руководителей. Решения по общим вопросампринимаются коллегиально. Функциональный руководитель имеет право давать указания и распоряжения в пределах своих полномочий исполнителям (рис. 5).
  4. Линейно-функциональный (штабной) тип концентрирует в себе положительные стороны обоих типов и в определенной мере свободен от недостатков, присущих каждому из них. При данном типе построения оргструктур право принятия решений остается у линейного руководителя, а руководители "по функциям" являются его помощниками в осуществлении специфических функций, требующих особых знаний. Такой тип структуры управления позволяет значительно повысить качество линейного руководства за счет объединения специалистов, занимающихся анализом управленческой информации и выработкой на его основе необходимых рекомендаций и предложений, в специализированные, так называемые штабные подразделения (рис. 6).
  5. Программно-целевой тип структуры управления (см. рис. 7) позволяет вводить в основной костяк структуры новые элементы для решения возникающих проблем, перенацеливать на это имеющиеся элементы или ликвидировать их при изменении условий (например, структура следственно-оперативной группы).
  6. Матричная структура управления (функционально-временно-целевая) представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, создаваемый на основе совмещения двух видов структур (рис. 8).
  7. В матричной структуре присутствует принцип двойного подчинения исполнителей, с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет сотрудников и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При подобной организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов и служб.
  8. Матричные структуры управления, дополнившие линейно-функциональную организационную структуру управления новыми элементами, открыли качественно новое направление в развитии наиболее активных и динамичных проблемно-целевых и программно-целевых организационных форм управления, которые нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значи
  9. Дивизионная (отделенческая) структура управления является разновидностью организации управления иерархического типа. Первыми перестройку структуры по этой модели начали в 20-е годы крупнейшие организации на западе, которые стали создавать отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т. п. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).Надо знать и принципы построения организационных структур управления:
  10. Для правильного построения оргструктуры управления следует знать факторы, обусловливающие наличие в данных структурах тех или иных элементов, связей. Различают факторы, влияющие на характер структуры непосредственно и косвенно. К первым относятся цели, задачи, функции, принципы и методы управления. Ко вторым – кадры, техника, технология управления, организация труда.
  • стремление к минимуму ступеней в структуре управления;
  • организационная обеспеченность функций;
  • организационная структура управления не должна быть сложной;
  • обеспечение "гибкости" организационных структур управления;
  • достижение оптимального сочетания централизации и демократизации;
  • исключение дублирования функций в организационных структурах управления;
  • обеспечение относительной равномерности нагрузок на каждое структурное подразделение;
  • обеспечение максимальной степени типизации (общность принципов и методов управления, единая совокупность правовых актов и т. д.).
  • Обычно на практике типовые структуры используются с некоторыми изменениями, вытекающими из всего разнообразия местных особенностей и форм работы.

[1] Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Изд. полит. лит., 1987. С. 526.

[2] Подробнее об этом см. раздел 4 настоящего пособия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!