Понятие и классификация источников трудового права

Под источниками трудового права понимаются результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Наиболее важными и известными источниками являются: нормативные правовые акты; нормативные договоры; судебный прецедент; обычай.

До недавнего времени трудовое право в нашей стране существовало в форме нормативных правовых актов. Рыночные преобразования находят отражение и в механизме правового регулирования общественного труда, который вынужден теперь опираться не только на нормативно-правовое, но и на договорное регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

С этих позиций современное трудовое право России может быть представлено двумя видами источников: нормативными правовыми актами и нормативными договорами.

Однако существует и другая точка зрения, согласно которой, трудовое право может быть представлено всеми четырьмя видами источников.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Нормативные правовые акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определенную систему, которая включает разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные правовые акты. Такую систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, однако, в одних случаях совокупность всех нормативных правовых актов, в других – только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова. В ст. 5 ТК закреплена система трудового законодательства в узком смысле слова.

Согласно ст. 5 ТК регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:

1. Трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из:

Трудового кодекса РФ;

иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права.

К иным федеральным законам относятся законы «О занятости населения в РФ», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О минимальном размере оплаты труда», «Об объединениях работодателей» и другие.

К законам субъектов РФ относятся, в частности, законы Тверской области «О развитии и совершенствовании профориентационной работы молодежи и незанятого населения», «О квотировании рабочих мест», «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области» и другие.

2. Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента РФ;

постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

локальными нормативными актами.

Договор – это соглашение сторон (субъектов права), выражающее их волю к установлению, изменению и прекращению их прав и обязанностей, к совершению либо воздержанию от юридических действий.

Нормативный договор – это соглашение сторон, создающее нормы права.

К нормативным договорам относятся коллективные договоры, соглашения.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК).

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК).

Коллективные договоры, соглашения призваны выполнять основную регулирующую нагрузку. Указанные акты:

1)  восполняют пробелы в законодательстве либо конкретизируют нормы закона;

2)  являются одной из форм реализации социально-партнерских отношений работников и работодателей;

3)  содержат нормы права, которые в необходимых случаях обеспечены принудительной силой государства;

4)  сочетают публичные и частные интересы;

5)  не могут изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон, если иное не предусмотрено в самом договоре или законе.

Поскольку право не сводится только к закрепленному нормативными актами позитивному массиву писаных правовых норм, правом считается право, создаваемое участниками общественных отношений. Следовательно, трудовой договор также является источником права, что и закреплено в ст. 9 ТК.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК).

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 ТК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет перед российским законодательством.

На это обстоятельство еще раз обратил внимание пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

По мнению Пленума (п. 1), под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К ним, в частности, относится принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Под международным договоромРФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе, или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т. д.).

Основополагающие принципы международного трудового права сформулированы в двух декларациях МОТ, Филадельфийской и Женевской.

Филадельфийская декларация МОТ (Декларация о целях и задачах МОТ была принята 10.05.1944 г. в Филадельфии) является приложением к Уставу МОТ, устанавливает следующие принципы международного трудового права:

1)  труд не является товаром;

2)  свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;

3)  нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

4)  борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей энергией в каждом государстве и постоянными и согласованными усилиями в международном масштабе, в которых представители трудящихся и работодателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, объединяются с ними для свободного обсуждения и принятия демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.

В свою очередь Женевская декларация (Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации была принята 18.06.1998 г. в Женеве) к числу фундаментальных принципов международного трудового права отнесла:

1)  свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

2)  упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

3)  действенное запрещение детского труда;

4)  недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Общепризнанные принципы и базовые нормы международно-правового регулирования труда нашли свою конкретизацию в 8 основополагающих конвенциях МОТ, к которым относятся:

1)  Конвенция № 29 1930 г. «О принудительном или обязательном труде»;

2)  Конвенция № 87 1948 г. «О свободе ассоциации и защите права на организацию»;

3)  Конвенция № 98 1949 г. «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров»;

4)  Конвенция № 100 1951 г. «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»;

5)  Конвенция № 105 1957 г. «Об упразднении принудительного труда»;

6)  Конвенция № 111 1958 г. «О дискриминации в области труда и занятий»;

7)  Конвенция № 138 1973 г. «О минимальном возрасте для приема на работу»;

8)  Конвенция № 182 1999 г. «О наихудших формах детского труда».

Все конвенции Россией ратифицированы.

Классификация источников трудового права может осуществляться по различным основаниям:

по юридической силе;

по форме акта (законы, указы, постановления);

по степени обобщенности (кодифицированные и не-кодифицированные);

по субъектам трудового права (общие и специальные).

Представляется, что по юридической силе источники трудового права можно классифицировать следующим образом:

1)  Конституция РФ;

2)  международно-правовые акты о труде;

3)  Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права;

4)  указы Президента РФ;

5)  постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

6)  нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

7)  нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

8)  соглашения и коллективные договоры;

9)  локальные нормативные акты работодателя;

10)трудовой договор.

Система источников трудового права имеет особенности:

1)  она включает в свой состав довольно большой массив международных правовых актов о труде, которые имеют приоритет перед российскими актами;

2)  нормативные правовые акты о труде издаются на различных уровнях: федеральном, региональном, местном и локальном;

3)  источники трудового права могут быть приняты не только государственными органами, органами местного самоуправления, но и субъектами трудового права;

4)  источники трудового права отражают как общие, так и специальные формы регулирования труда;

5)      каждый акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом. Нормативный акт, содержащий дополнительные гарантии для работников, применяется и в том случае, когда такие гарантии отсутствуют в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!