Понятие биоритмов

Содержание:

Введение

1. История изучения биоритмов.

2. Сущность и виды биоритмов.

3. Возможность использования биоритмов в педагогической деятельности.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Биологический ритм - это один из механизмов, которые позволяют организму приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Подобная адаптация происходит в течение всей нашей жизни, ибо постоянно происходит и изменение внешней среды. Сменяют друг друга времена года, циклон приходит на смену антициклону, нарастает и уменьшается солнечная активность, бушуют магнитные бури, люди переезжают из степной зоны в Заполярье - и все это требует от организма способности к адекватному приспособлению. Только при «исправности» этого «механизма» возможна полноценная жизнь. Вот почему в частности, сведения о биологических ритмах необходимы и для разумного, целесообразного построения режима труда и отдыха, и для сохранения здоровья, и для поддержания высокой жизненной активности.

Сейчас, как известно, многие люди ведут малоподвижный образ жизни; отсюда - особая необходимость в занятиях физкультурой и спортом. Знание закономерностей биологических ритмов помогает правильно строить режим тренировочных занятий, смены нагрузок и отдыха, своевременных восстановительных мероприятий.

Совершенно необходимо учитывать биологические ритмы в воспитательном процессе - для правильного распределения умственной и физической деятельности, организации рационального режима питания, осуществления контроля за развитием ребенка.

1. История изучения биоритмов.

Незадолго до конца прошлого столетия о биоритмах заговорили ученые сразу в двух европейских столицах - в Берлине и Вене, где в те годы профессор Зигмунд Фрейд создавал свою теорию психоанализа на основе клинических данных, полученных им при лечении психических заболеваний. Теория биоритмов и психоанализа при всех своих различиях имеет общую основу - они предложили новый взгляд на мотивы наших поступков, на наши отношения с объективной реальностью.

Вряд ли будет натяжкой утверждение о том, что у теории биоритмов два отца и один очень влиятельный двоюродный дедушка. Отцами теории биоритмов принято считать профессора психологии Венского университета д-ра Германа Свободу и берлинского отоларинголога доктора Вильгельма Флисса. Как это нередко бывает с великими открытиями, оба ученых действовали независимо друг от друга, но шли в одном направлении. Более того, они хоть и не поддерживали никаких контактов, но пришли к весьма схожим выводам.

Свобода весьма заинтересовался данными о переменах душевных состояний пациентов, носивших отчетливо ритмический или циклический характер. Его собственные пациенты регулярно сообщали ему о своих душевных состояниях, и он снова обратил внимание на циклическую повторяемость этих процессов. За их снами, грезами, фантазиями прослеживалась некая последовательность, система. От его взора не укрылось, что находившиеся под его наблюдением кормящие матери начинали проявлять тревогу за здоровье младенцев в определенные «критические дни». Заинтересовавшись идеей биоритмов. Свобода стал фанатично собирать данные о физических и эмоциональных циклах тех, кто находился под его наблюдением. В результате он предложил гипотезу, согласно которой «физический цикл» человека имеет протяженность в 23, а «эмоциональный» - в 28 дней. В 1904 г. Свобода опубликовал труд «Периоды человеческой жизни в психологическом и биологическом аспектах», затем появилась его работа «Психологические: исследования». Несколько лет спустя Свобода разработал и изготовил нечто вроде логарифмической линейки, с помощью которой каждый мог без труда рассчитать свои критические дни. Свобода также издал популярную брошюрку «Критические дни человека». Особую ценность, однако, представляет работа «Год семи», где существование биоритмов показывается на материале подробного исследования тысячи семей. Шестисотстраничная монография подробно прослеживает движение циклов внутри семей с момента рождения ее членов. До самой смерти в 1963 г. Свобода публиковал работы и читал лекции по проблеме биоритмов по всему миру. Он был удостоен ряда почетных дипломов университетов разных стран и заслужил признание коллег, хотя его открытия так и не нашли должного признания у широкой общественности.

Зато работавший в Берлине в те же годы врач Вильгельм Флисс никак не мог пожаловаться на невнимание публики к своей деятельности. Как один из отцов теории биоритмов Флисс, безусловно, заслуживает всех соответствующих почестей, хотя справедливости ради надо отметить, что в отличие от подхода Свободы его методика отличалась меньшей научностью и большим субъективизмом.

Флисс был, что называется, влюблен в числа 23 и 28. Он утверждал, что первое из них есть выражение мужского, а второе - женского начала. Флисс не сомневался, что числа 23 и 28, а также все производные от них, правят Вселенной.

Флисс составлял весьма сложные таблицы, призванные, по его мнению, наглядно продемонстрировать, как эффективно работают оба эти числа, а также производные от них - т. е. полученные от сложения и перемножения 23 и 28, умножения на 23 и 28 их сумм и т.д. Основываясь на этих таблицах, Флисс создавал и публиковал трактаты, где рассказывал, как числа 23 и 28 управляют всей органической, а также неорганической материей. К сожалению, трактаты Флисеа были полны противоречий и не отличались четкой аргументированностью. Научная точность не являлась добродетелью немецкого врача.

Энтузиазм Флисса - исследователя биоритмов заметно подогревался его дружбой с Зигмундом Фрейдом, который, судя по всему, проявлял неподдельный интерес к гипотезам берлинского доктора. Среди наиболее любопытных утверждений последнего следует отметить тезис о том, что вся живая материя, состоящая из двух и более клеток, в основе бисексуальна, да и одноклеточных, по Флиссу, следует рассматривать как простейших гермафродитов. Флисс считал, что многоклеточные организмы состоят как из мужских, так и из женских клеток, причем каждая содержит в зачатке и противоположное начало. Собственно, эта самая теория бисексуализма и заставила Флисса приписать 23-дневному физическому циклу мужское, а 28-дневному эмоциональному - женское начало.

В ходе своих штудий Флисс пришел к убеждению, что оба цикла испытывают воздействие со стороны так называемых «генитальных точек», расположенных в носу (не следует забывать, что Флисс был специалистом по заболеваниям уха, горла и носа и даже провел операцию на носу Зигмунду Фрейду). Кстати, дружба Флисса и Фрейда впоследствии угасла, возможно, отчасти потому, что многие тезисы Флисса стали вызывать сомнения у Фрейда. Флисс интенсивно публиковал свои труды, но признание к нему пришло уже после смерти в 1928 г.

Заметный вклад в разработку теории биоритмов внес и австрийский инженер и исследователь Альфред Тельчер, работавший в Инсбруке. Собственно, его-то и считают «двоюродным дедушкой» теории биоритмов, тем более что именно ему принадлежит честь обнаружения третьего важнейшего биоритмического цикла.

Анализируя данные результатов студенческих экзаменов, Тельчер обнаружил, что наша способность воспринимать и систематизировать информацию то повышается, то понижается, имея явно циклический характер. Точно так же «пульсирует» и наша способность самовыражения. Обработав огромный объем информации, включавший в себя даты рождения учащихся, результаты экзаменов и даты проведения экзаменов в десятках школ и институтах, Тельчер обнаружил существование так называемого «интеллектуального цикла», протяженностью в 33 дня. К сожалению, Тельчеру не удалось объяснить, что создает и оказывает воздействие на это явление, хотя некоторые его коллеги-медики полагали, что этот цикл определяется секрецией некоторых желез, воздействующих на работу головного мозга. Новые научные открытия подтвердили справедливость подобных догадок. Гормоны таких желез, как шишковидная и щитовидная действительно влияют на деятельность головного мозга человека.

Научная мысль XX в., обрабатывая большие объемы информации, подтвердила верность направления, в котором двигались те, кто на рубеже веков предугадали феномен биоритмов. Теория этих трех циклов легла в основу обширных исследований, в центре которых оказались представители профессий, в которых используется сменная работа (шахтеры, металлурги, медицинский персонал и т. д.). Результаты таких исследований помогли добиться оптимальных графиков, которые позволяли бы работникам трудиться с максимальной производительностью и приспосабливать свои внутренние часы к временным изменениям. Подобные исследования проводились медиками и с целью уменьшить потери от нарушения суточного ритма организма в связи с перелетом через несколько часовых поясов. Общеизвестно, что после таких перелетов требуется несколько дней, чтобы войти в нормальный ритм жизни, что приводит к известным потерям в смысле производительности труда. Но разработанные специалистами графики сна и питания позволяют свести такие потери до минимума.

Новые исследования показали, что есть и другие биоритмы, которые ежедневно воздействуют на каждого из нас. Немалое значение уделяется теперь так называемой хронобиологии, занимающейся проблемой внутренних биологических ритмов человека. Специалисты в этой области утверждают, что человек реагирует не только на традиционные, предсказуемые раздражители, но и на менее ощутимые импульсы, которые посылают нам время, пространство и нормальная среда существования. Биохимически каждый из нас в шесть утра совсем не тот, что в полночь - и один и тот же человек отнюдь не равен себе в Тимбукту и в Чикаго. Главный хронометр в нашем мозгу, а также множество дополнительных маленьких хронометров регулируют биологические процессы в нашем организме, которые определяются воздействием разнообразных внешних факторов. Реальность феномена биоритмов стала общепризнанным фактором, и будущее, вероятно, преподнесет нам еще немало сюрпризов, выявив новые и убедительные связи и взаимоотношения.

2. Сущность и виды биоритмов.

Человеческая и, естественно, животная и растительная жизнь подвергается влиянию не только изменяющихся космоэнергетических обстоятельств в земной биосфере, но и со стороны разнообразнейших внешних (поступающих из окружающей среды) и внутренних (происходящих из собственного тела) физических раздражителей. Магнитные волны, волны сил тяготения (гравитоны), световые волны (фотоны), космическое излучение (85% протонов, 14% альфа-частиц, 1% электронов и много меньше 1% атомных ядер, то есть полностью ионизированных атомов, которые тяжелее ядер гелия), рентгеновские, ультрафиолетовые, радиоактивные (альфа-бета-гамма-кванты) и другие высокоэнергетические излучения из окружающего мира, а также электрохимические импульсы моторных центров мозга в большей или меньшей степени воздействуют на биологические функции всех существ.

Действенность биологически важных влияний может быть как постоянной, так и переменной. Если их сила на неизменных временных образах одинаково увеличивается или ослабляется, то речь идет о биологическом ритме.

Ритмическая структура - "повторение подобного в подобных промежутках времени" - характерна для всех жизненных процессов, к которым относятся такие основные проявления жизни, как обмен веществ, возбудимость, воспроизводство и т.д. Ритмы наблюдаются как у примитивных, так и у высокоразвитых организмов. Исключение составляют лишь бактерии и вирусы, наличие ритмов у которых пока не доказано. Сложная ритмическая структура функциональных процессов (временной образ) является временным эквивалентом пространственно-вещественной структуры (пространственный образ) живых организмов. Наиболее очевидными являются биологические ритмы там, где они протекают в связи с геофизическими или космическими процессами (например, ритмы приливов и отливов, дневные, лунные и годовые ритмы) или могут быть непосредственно восприняты органами чувств (например, ритм движения, ритмы биения сердца и дыхания). Вышесказанное, вероятно, может произвести впечатление, будто бы вся жизнь зависит от биологических ритмов и, следовательно, полностью предопределена заранее. Соответствует ли это истине настолько, мы и узнаем из данной лекции, после того как познакомимся со всеми биологическими ритмами, которые оказывают влияние на нашу жизнь, на нашу личность.

Самым очевидным из биологических ритмов является 24-часовая смена дня и ночи, вызванная вращением Земли вокруг своей оси. Менее известными, чем он являются другие периодические проявления воздействия окружающей среды, которые принуждают биологические ритмы проявляться в определенных, упорядоченных последовательностях.

С некоторыми из них - так называемыми экзоритмами - мы уже познакомились в лекции 2, другие рассмотрим в следующей главе данной лекции.

Но и временные импульсы - факторы, которые вырабатываются самим организмом и моторно (то есть более или менее самостоятельно) управляют протекающими в теле процессами, такими как дыхание или сердцебиение и которые называются эндоритмами, могут подвергаться воздействию внешних временных факторов и в большей или меньшей степени синхронизироваться с их ритмами. Тогда речь будет идти об экзоэндоритмах.

Все эти ритмы имеют различную продолжительность периода. Наибольшую длину волн имеют, естественно, чистые экзоритмы так как периодические процессы в нашей Солнечной системе повторяются через довольно продолжительные периоды времени - например, увеличение солнечных пятен происходит каждые 11,2 года.

Периодически повторяющиеся колебания космических, геофизических и других влияний окружающей среды - так называемые "экзоритмы" - во многих случаях приводят к ритмическим колебаниям биологических функций у растений, животных и человека. Существующая при этом полная зависимость биологических систем от внешних факторов представляет низшую ступень развития биологической ритмики.

Ритмические жизненные процессы, которые вызываются исключительно колебаниями геофизических факторов, протекают в основном в области длинноволновых ритмов. К ним относятся, среди прочих, популяционные ритмы зверей и людей, связанные с солнечными вспышками и с 11,2-летним ритмом активности солнечных пятен. Наиболее выразительными примерами являются растения-компасы, которые направляют свои листья навстречу Солнцу, а также подсолнухи, которые поворачивают за Солнцем свой цветок. В животном мире с большей степенью это проявляется в зависимости начала и конца ежедневного птичьего пения от критической границы освещенности

Большое значение имеет экзогенное управление биологическими процессами с помощью фотопериодов, т.е. колеблющейся в годовом ритме продолжительности светового времени суток. Так, например, образование соцветий и скорость роста у растений с длинным и коротким дневным циклом зависят от ежедневной продолжительности освещения. И в животном мире репродукционная активность может управляться режимом освещения. Так, в порядке эксперимента, можно с помощью регулирования освещения добиться того, что цикады будут нести крупные яйца в течение всего года. Необходимый для подобного управления замер времени в растительном и животном мире осуществляется на основе эндогенной дневной ритмики. Ритмами со средней длиной волн являются в первую очередь экзоэндоритмы. Раздражения, поступающие из окружающей среды с периодом продолжительности от нескольких дней до нескольких часов, оказывают влияние на биологические ритмы тем, что они уподобляют их собственному периоду продолжительности. Знаменательным является то, что соотношения ритмов со средней длиной волны выражаются в целых числах.

В коротковолновой области, где продолжительность периода колеблется от нескольких секунд до сотых долей секунды, соотношения между отдельными ритмами выражены слабее, так как их частоты сильнее модулируются внутренними и внешними функциональными нагрузками. В экстремальном случае различные эндокринные ритмы могут стать совершенно независимыми друг от друга. Этого мы попытаемся достичь с помощью упражнений данного курса, которые позволят, например, управлять некоторыми функциями тела усилием воли. В засушливых районах редкие периоды дождей вызывают рост растений. Помимо этого можно доказать и прямые экзогенные управления жизненными процессами посредством внешних температурных циклов.

Воздействующие на нас планетарные космоэнергетические излучения внешних небесных тел подвержены длинноволновым колебаниям. В связи с тем, что период обращения этих небесных тел вокруг Солнца составляет от 11,9 до 247,7 лет, то позитивные или негативные положения планет оказывают заметное влияние на изменение земного космоэнергетического поля и, следовательно, наших паранормальных способностей на протяжении значительных временных интервалов.

Наиболее длительным ритмическим колебаниям подвержена полярность земного магнитного поля. Индийские ученые И.Г.Неги и Р.К.Тивари из геофизического института в Хайдерабаде (Индия) завершили недавно исследования об обращениях земного магнитного поля и смогли установить интервалы в 36. 74, 64. 114 и 285 миллионов лет. Интервал с наиболее выраженной силой воздействия - около 285 млн. лет - соответствует времени оборота нашей Солнечной системы вокруг центра Галактики, то есть одному галактическому году.

Процесс обращения магнитного поля (северный магнитный полюс изменяется на южный, и наоборот) сам по себе, однако, происходит значительно быстрее и длится лишь несколько сотен лет (с помощью длительных измерений и глубинного бурения было установлено, что в настоящее время напряженность магнитного поля Земли убывает).

Вместе с магнитным полем Солнца и межзвездным магнитным полем Галактики магнитное поле Земли задерживает большую часть солнечных и космических излучений высокой энергии. На высотах от 2000 до 4000 и от 10000 до 20000 км от поверхности Земли "захваченные" магнитным полем Земли частицы образуют так называемый пояс Ван-Аллена, который пропускает сквозь себя излучение лишь вблизи от магнитных полюсов.

Если эта защита от излучений из-за уменьшения (вплоть до обращения в ноль) магнитного поля Земли исчезнет, уменьшаясь до нулевого значения (затем поле снова восстановится в обратной полярности), то высокоэнергетическое излучение сможет беспрепятственно воздействовать на земную жизнь и вызвать не только телесные повреждения, но и наследственные изменения.

Наряду с экзоритмами, которые оказывают прямое воздействие на организмы, существуют и эндогенные ритмы. Они вырабатываются внутри самих организмов, синхронизируются с определенными раздражителями окружающей среды (экзоритмами) и благодаря этому ориентируются на определенную фазовую связь с ними.

Под этим понимается следующее: внешние раздражители с определенной продолжительностью периода вызывают также в организме определенные процессы с подобной продолжительностью периода. Доказательством этому служат подтвержденные во многих случаях свидетельства, что при полной изоляции организма от окружающей среды — например, в звуконепроницаемом помещении, в темной или полностью изолированной от электричества камере (ящик Фарадея) периоды биологических ритмов с незначительными изменениями продолжают существовать.

С образованием эндогенных ритмов, находящихся в связи с соответствующими ритмами окружающего мира, организм приобретает высокую способность приспособления и может своевременно ориентироваться на предстоящие изменения окружающей среды (ритмы адаптации) и, таким образом, получает самостоятельность.

Влияние связанных с чередованием дня и ночи, с временем года, а у некоторых организмов и с обращением Луны вокруг Земли, периодических колебаний внешних условий является существенным фактором временной организации жизненных процессов. Поэтому приспособление за счет синхронизации с периодически воздействующими факторами окружающей среды является важным преимуществом организма. Так как при длинноволновых ритмах речь идет о комплексных процессах, которые объединяют многочисленные отдельные процессы в упорядоченное взаимодействие, то воздействие их факторов обеспечивает и внутреннюю синхронизацию различных функций организма. Длинноволновые синхронизированные ритмы наблюдаются у растений, зверей и людей в большом многообразии.

Мы различаем следующие виды этих ритмов:

1. Годовые ритмы.

2. Лунные ритмы и ритмы приливов и отливов.

3. Дневные ритмы.

Изменяющееся положение Солнца вызывает зависящее от географической широты и обусловленное временем года изменение географических величин, прежде всего, интенсивности светового и ультрафиолетового излучений, а также температуры. Соответствующие биологические годовые ритмы частично вызываются внешними колебаниями (экзоритмами). Но не вызывает сомнения то, что организмы способны вырабатывать эндогенную годовую ритмику.

Доминирующим является воздействие биологических годовых ритмов на растительный мир, прежде всего, что касается вегетационных периодов в полярных и умеренных зонах. Растения и даже некоторые их части поддерживают при постоянных условиях окружающей среды и после смены земных полушарий годовую ритмику, но с довольно различной точностью. Эксперименты с семенами (изменение температуры, лишение влаги) показали, что годовые ритмы способности к прорастанию, набуханию и активности ферментов являются достаточно точными и стабильными. Годовая ритмика управляет фотопериодическим видом реакции растения, но она сама контролируется фотопериодичностью долготы дня.

Такие явления в животном мире, как зимняя спячка, перелет птиц, течка, а также диапауза и смена поколений у насекомых являются обычными феноменами годовых ритмов, которые протекают в южном и северном полушариях в противоположные времена года. В экваториальных областях эти процессы имеют более равномерный характер.

При помощи опытов над животными (многолетняя изоляция от окружающей среды, смена земных полушарий обитания) доказано, что их организмы обладают эндогенной годовой ритмикой, которая при постоянных условиях окружающей среды приобретает индивидуальную Такие же смещения максимума цветовой чувствительности в том же направлении однозначно установлены и у людей. Неоднократно доказано вызываемое лунным ритмом колебание в выделении человеком мочевой кислоты. В то время как механизм взаимосвязи подобных явлений пока недостаточно выяснен, можно с определенностью сказать, что женский менструальный ритм является чисто эндогенным, несмотря на схожую продолжительность периода (не более), синхронизирующуюся с лунной цикличностью. У обезьян, обитающих в экваториальных областях, овуляционные циклы тоже могут быть синхронизированы с лунными циклами.

На рост растений сильное влияние оказывает сидерический месяц (период времени между двумя следующими друг за другом прохождениями Луны через тот же часовой пояс определенной звезды, длится 27,3 дня). В наибольшей степени это проявляется в колебаниях урожайности картофеля, редиса, бобов.

Периодические изменения вызываются также суточным вращением Земли и гравитацией Луны. Так, например, давление воздуха изменяется в ритме 24.8 часа (лунная ритмика), в таком же ритме повышается и снижается уровень моря и даже твердой поверхности суши (последняя в среднем только на 40 см).

Ритм между приливом и отливом составляет половину лунной ритмики — 12,4 часа. Этот ритм (названный приливно-отливным) оказывает влияние на жизненные циклы многих морских организмов, а также некоторых наземных животных. Интересным является то, что эти жизненные циклы сохраняются и в лабораторных условиях, то есть вне естественной среды обитания. Так, в лабораторных условиях плавательная активность только что отловленных бокоплавов такая же как и у их собрата на свободе.

Посредством выработки эндогенной дневной ритмики, в которой участвуют практически все функции организма, к смене дня и ночи приспособились все существа (за исключением бактерий и вирусов). Каждая клетка организма имеет ежедневные ритмические колебания биохимической деятельности, а также связанные с этим структурные изменения, например, митохондриальная структура, накопление энергии, выработка секреции.

У растений отмечается выдвижение ежедневной ритмической деятельности на первый план, например, чередование ассимиляции и диссимиляции (здесь: уменьшение содержания субстанции обмена веществ, включенных в ткань посредством ассимиляции с собственно телесными веществами, сопровождающееся высвобождением энергии), положения листьев, цветения и опыления цветков.

У животных активность и покой, прием пищи, оплодотворение и поведение в стаях тесно связаны с дневным ритмом и все соответствующие функции (обмен веществ, выработка энергии, дыхание, кровообращение, нервные и гормональные регулирования) подчинены суточным ритмическим изменениям. Это же относится и к людям, но их поведение не в такой степени зависит от фаз суточных ритмичных комбинаций.

Доминирующим внешним фактором воздействия для растений и животных является чередование светлого и темного времени суток, но менее сильными факторами могут быть и температурные циклы, влажность, наличие и выбор пищи, звуки, колебания магнитного поля Земли и другие электромагнитные колебания. Суточный ритм служит большинству существ как "внутренние часы" для ориентирования во времени.

3. Возможность использования биоритмов в педагогической деятельности.

Исследования по изучению работоспособности в связи с индивидуальными суточными ритмами, проведенные биоритмологами (К. М. Смирнов, Остберг, Паткаи, Хампп, Хильдебрандт и др.) на больших контингентах взрослых людей, дали возможность выдвинуть следующую классификацию. Всех взрослых людей можно разделить на 3 группы. В первую входят так называемые жаворонки - люди с высокой работоспособностью в первой половине дня и со сниженной работоспособностью во второй половине дня, особенно к вечеру. Эта группа составляет примерно 1/4 всего взрослого населения. Обратная картина работоспособности наблюдается у тех, кого условно называют совами, - у них период наибольшей интенсивности и продуктивности работы падает на вечерние часы. Они поздно ложатся спать и поздно просыпаются. «Сов» примерно около 30%. Чаще это люди, занимающиеся творческим трудом. У остальных людей - «аритмиков» суточная динамика работоспособности не имеет выраженных колебаний и находится на высоком или реже (до 10%) - на низком уровне. Существование этих биоритмологических различий имеет важное значение при поиске эффективных путей организации трудовой и других видов деятельности в целях повышения производительности труда, профилактики травматизма и т. д.

В биоритмологии получено много фактов, относящихся к взрослому человеку. Вопросы же возрастной биоритмологии, динамики биоритмов в онтогенезе человека еще недостаточно изучены. Имеющиеся немногочисленные данные (С. Р. Ковалева, В. И. Сотник, Юндел, Хэллбрюгге.) дают основания полагать, что суточные биоритмы не имеются первоначально в готовом и законченном виде, а формируются в онтогенезе на основе индивидуальной временной шкалы растущего организма. Человек не рождается с готовым чувством времени. Однако биоритмы начинают проявляться в первые недели жизни и далее

Постепенно формируются, достигая параметров взрослых людей в подростковом и юношеском возрасте. Сроки возникновения и возрастной динамики суточных ритмов разных физиологических и психологических функций не одинаковы. Очень сложный и пока еще недостаточно изученный вопрос заключается в раскрытии соотношений между возрастными и биоритмологическими особенностями растущего организма. В этом направлении необходимы специальные комплексные исследования.

Из циркадных ритмов в работе нервной системы наибольшее внимание привлечено к изучению возрастной динамики соотношений бодрствования и сна. Одними из первых такие исследования провели М. П. Денисова и Н. Л. Фигурин в 1926 г. Они высказали предположение о ритмичности процессов как общей и основной функции растущего организма, что подтвердилось в последующих исследованиях. В современных психофизиологических работах (А. М. Вейн, А. Н. Шеповальников, Клайтман и др.) выявлены мозговые механизмы регуляции сна и бодрствования и охарактеризованы их соотношения с возрастной динамикой суточных ритмов, формирующиеся преимущественно в течение дошкольного детства. Установлено, что ребенок, поступающий в школу, имеет достаточно сформированную систему суточных ритмов, а фазы бодрствования и сна у него мало отличаются от фаз взрослого человека.

Примерно такая же, хотя и менее изученная, возрастная динамика происходит и в формировании суточной ритмичности психологических функций, что отражается на особенностях умственной работоспособности, эмоциональных проявлениях и т. д., по-разному проявляясь у детей «жаворонков», «сов» и «аритмиков» (для удобства изложения мы будем пользоваться этими общепринятыми наименованиями указанных выше групп людей).

Какое значение имеют эти биоритмологические психофизиологические и психологические особенности для педагогической практики? Поскольку некоторые аспекты, относящиеся к дошкольному воспитанию, мы уже рассматривали, то в данной статье ограничимся некоторыми рекомендациями преимущественно для начальной школы.

Прежде всего уже сейчас можно попытаться, например, в одной из экспериментальных школ включить в педагогические характеристики учащихся данные, относящиеся к суточной динамике их работоспособности. Учитель вместе со специалистами (психологами, физиологами, гигиенистами) может это сделать на основании анализа поведения ученика на уроках и в беседах с родителями. Так, если на первых уроках ученик невнимателен, зевает, плохо и вяло отвечает на вопросы, то почти наверняка его можно отнести к группе «сов». Подтвердить правильность этого распределения можно во время занятий во второй половине продленного дня, если ученик будет активен. Противоположная картина характерна для представителей группы «жаворонков». Несмотря на недостаточную точность таких сведений, они могут быть использованы для подготовки индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка с тем, чтобы далее учитывать эти данные в оценке успешности обучения и целесообразности корректирующих воздействий. Таким образом, в условиях школы продленного или полного дня педагоги, опираясь на биоритмологические характеристики, смогут более адекватно и рационально распределять учебные нагрузки. Специальной заботы требуют дети-аритмики с низкой работоспособностью в дневное время, Педагог совместно со специалистами должен выявить возможные причины этих явлений, например резкие нарушения режима в семье, и постараться устранить или снизить их влияние. По-видимому, для таких детей следует организовать на какое-то время более щадящий режим нагрузок и отдыха.

К вышеизложенному дискуссионному и нуждающемуся в экспериментальной проверке положению, можно добавить следующее. В настоящее время доказано, что суточная периодика физиологических и психологических функций имеет важное значение в адаптации человека к окружающим условиям. Знание динамики суточных ритмов может быть использовано в качестве методических приемов и критериев оценки степени адаптации к изменениям в режиме труда и отдыха, для более углубленной характеристики состояний утомления и восстановления. Школьные медики, да и педагоги, знают, что при нарушениях привычного режима, особенно при нарушениях сна, развиваются болезненные состояния, получившие обобщенное название - десинхронозы. По данным гигиенистов (М. В. Антропова и др.), эти явления могут наблюдаться не только в конце, но и в начале учебной недели у тех учеников, в семьях которых систематически нарушается режим по выходным и праздничным дням.

Выполнение режима дня, как давно известно, имеет важное значение в укреплении здоровья и гармоничном развитии подрастающего поколения. И. П. Павлов указывал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т. е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, а динамичная. К сожалению, на эту последнюю особенность в школьной практике обращается мало внимания. Исходя из высказанной концепции И. П. Павлова и учитывая данные современной биоритмологии, можно утверждать, что рациональный режим должен быть в равной мере стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды.

Как же разрешить противоречие? Пока на этот вопрос можно ответить лишь в общей и предположительной форме, нуждающейся в экспериментальном педагогическом подтверждении. Нужен творческий поиск вариантов оптимального, обязательно динамичного, режима с учетом биоритмологической типологии. Интенсивность умственной и физической активности ребенка должна регулироваться в зависимости от индивидуальных особенностей его биологических и психологических цир-кадных ритмов. Педагогам и медикам следует учитывать эту важную закономерность в развитии ребенка с тем, чтобы не пытаться коренным образом ее изменить (например, переделать «сову» в «жаворонка»), а скорректировать в желательном направлении. В чем может заключаться суть такой коррекции? Вероятно, следует так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы обеспечить условия для формирования у учащихся достаточно высокого уровня работоспособности в течение всего периода времени, необходимого для учебы в школе и для выполнения домашних заданий. Такая коррекция должна быть преимущественно направлена на предупреждение спадов работоспособности у детей-«жаворонков» во второй половине дня, а у детей-«сов» в первой. Очень важная роль в такой коррекции принадлежит дошкольным педагогам и родителям, так как основные проявления индивидуальной биоритмологии начинают формироваться в первые годы жизни.

Остановимся еще на одном положении современной биоритмологии, имеющем, по нашему мнению, существенное значение для педагогической практики. Установлено существование фазовых изменений в деятельности нервной системы со средней продолжительностью одного цикла примерно 1,5 ч. как при бодрствовании, так и во сне. Данное положение является важным для определения учебных нагрузок и рационального чередования периодов труда и отдыха.

Для дальнейшей эффективной разработки проблемы применения достижений биоритмологии в педагогической практике целесообразно использовать комплексный подход - привлечь специалистов разных профилей (педагогов, психологов, гигиенистов, физиологов, педиатров).

Список литературы.

1. Гиттельсон Б. Психология – это просто. – М.: Фаир, 1997.

2. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А. Ритмы жизни. – М.: Народная медицина. 1993.

3. Змановский Ю.Ф. Биоритмология: возможности ее использования в педагогике // Советская педагогика. – 1983. - №7. – С. 63 – 66.

4. Малахов Г. П. Биоритмология и уринотерапия. – СПб.: Комплект. 1994.

5. Малахов Г. П. Биоритмы человека. – М.: Логос, 1992.

6. Шапошникова В. И. Биоритмы – часы здоровья. – М.: Проспект, 1999.

7. Эзотерика. Т.III. Парапсихология: учебный курс. – М.: Воскресенье, 1993.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(35.0 KiB, 52 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!