Политология в РАНХиГС вариант 3

1. Объясните смысл понятий:

«Принцип разделения властей». Строго говоря, термин "разделение властей" является не совсем точным. Власть - это способность подчинять поведение других людей своей воле, навязывать свою волю. Как можно разделить такую способность? Наоборот, органы государственной власти должны действовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, рака и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть единой. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т. е. законотворчество), практическое осуществление этих за-. конов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодательная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, что каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, предусматривается система сдержек и противовесов или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определенных условиях может быть досрочно распущен королем или президентом. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, министры во многих странах назначаются с согласия парламента. Президент за совершение преступлений может быть отстранен парламентом от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституционный суд может признать акты других ветвей власти противоречащими конституции. Воплощение принципа разделения властей позволяет: 1) предотвратить злоупотребление властью; 2) повысить профессионализм в государственном управлении; 3) осуществлять контроль за действиями государственных органов; 4) возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в Государственном управлении.

«Система органов государственной власти». Система органов государственной власти - это иерархическая система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства. Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений. Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан. Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач. В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия - это право давать указания (конкретные, или индивидуальные, либо нормативные), имеющие обязательный характер. Например, предписание санэпидстанции закрыть столовую, не отвечающую санитарным требованиям, вызов в суд для дачи показаний следует отнести к индивидуальным указаниям, распоряжениям, а такие, как оплата проезда в транспорте, уплата налогов, регистрация вновь организуемой фирмы, - к числу нормативных. В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение свободы, конфискация имущества и др.). В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых - государственный бюджет; в) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину.

2. Ответьте на контрольные вопросы

Какие существуют трактовки границ политики? Границы мира политики есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они то расширялись, причем до такой степени, что политика поглощала все общество, то сужались.

Некоторые современные авторы предельно широко трактуют содержание политической сферы. Так, американский политолог Д. Хелд определяет мир политики как борьбу "за организацию человеческих возможностей". Предметом политических взаимодействий являются, по его мнению, господство, власть, способность социальных агентов и институтов сохранять или изменять свое социальное и физическое окружение. Вследствие этого политика пронизывает всю общественную и частную жизнь, проявляется во всех связях и структурах, участвующих в процессах производства и воспроизводства общественной жизни.

При таком подходе границы политики размыты, она теряет свою предметность, реальные очертания. Очевидно, что влияние политики на общество многогранно. Любая социальная проблема, если она затрагивает интересы всего общества и ее решение требует вмешательства институтов государственной власти, становится политической, но в таком случае собственно политическая сфера растворяется.

Другой подход в определении границ мира политики ограничивает ее деятельностью институтов государства. Однако деятельность управленческих структур государственных предприятий или судебное производство не имеет исключительно политического характера.

Практика развитых демократических стран показала, что общезначимые потребности (права, свободы личности, безопасность, гражданский мир) обеспечивает государство и его институты. Для того, чтобы донести свои интересы и потребности до власти, граждане создают партии, движения, группы давления. Вместе с государством эти политические силы составляют сферу политики. Повседневные же интересы человек реализует в неполитической сфере - гражданском обществе. В одних странах (в Великобритании при консерваторах, США и др.) вмешательство государства в дела гражданского общества не допускается, в других, скажем, в странах социал-демократической ориентации (в Швеции, Финляндии и др.), наоборот, возможности государственного регулирования используются для решения вопросов социального обеспечения, занятости, осуществления принципа социальной справедливости.

Когда произошло становление политологии как науки на Западе? В 1857 году в США Ф. Либером была основана кафедра истории и политической науки в колумбийском колледже. Это событие принято считать рождением политологии как самостоятельной академической дисциплины. Позже аналогичные центры стали возникать в Западной Европе. Постепенно политическая наука становилась неотъемлемым элементом западной культуры, фактором обеспечения стабильности и эффективности институтов власти. Однако с момента ее признания в качестве самостоятельной отрасли знания и до настоящего времени не стихают споры о том, что должна изучать политическая наука. В ходе дискуссии некоторые авторы даже сводили роль политической науки к функции иллюстрации содержания юридических дисциплин. Так, французский политолог Ж. Бюрдо заметил, что политическая наука не имеет собственного объекта, представляя собой лишь более плодотворный метод изучения конституционного права.

В 1948 году по инициативе ЮНЕСКО в Париже был проведен международный коллоквиум по проблемам политической науки, который собрал всех ведущих политологов Европы и Америки. На нем была достигнута договоренность употреблять термин "политическая наука" в единственном числе, а предметом ее были названы: 1) политическая теория (политическая теория и история идей); 2) политические институты (конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, экономические и социальные функции управления, сравнительный анализ политических институтов); 3) партии, группы и общественное мнение (политические партии, группы и ассоциации, участие граждан в управлении и администрации, общественное мнение); 4) международные отношения (международная политика, политика и международные организации, международное право). Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохранились. Это было обусловлено национальными особенностями развития политической мысли в различных странах, социально-экономическими, культурными условиями формирования властных институтов.

3. Выполните аналитические задания

Обоснуйте место политологии в системе социально-гуманитарных наук. Политология представляет собой широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. В отличие от других видов социального знания специфика политологии состоит в выявлении природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, т. е. среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни.

Будучи единой и интегрированной наукой о политике, политология включает в себя ряд частных дисциплин, которые исследуют те или иные стороны политической действительности. Среди них можно выделить политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, политическую антропологию, историю политических учений и т. д.

Так, политическая философия исследует ценностные мировоззренческие аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система, определяет смыслы важнейших политических явлений: власти, государства, прав человека, политического порядка и т. д. По-

лятическая история рассматривает процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их последовательных или революционных изменений во времени. Политическая теория обращается к анализу типов и форм организации власти, субъектам политики: теория государства и права, парто-логия (учение о партиях) и т. д. Она выявляет характер взаимодействия участников политической жизни, формы участия индивидов, групп в политическом процессе. Теория политики опирается на метод сравнительного анализа, который позволяет, используя национальный политический опыт, наполнять конкретным содержанием такие общие понятия, как власть, демократия, партия, государство, политическое сознание и т. д. Взаимодействие субъектов политического процесса происходит на основе идей, представлений о желаемом обществе. Появление и развитие политических идей рассматривает история политических учений.

Особые отношения сложились у политологии с политической социологией, поскольку грань между ними тонка и подвижна. В западноевропейских странах даже существует мнение о двух политических науках. Политическая социология находится между политологией и социологией: она изучает интересы, содержание сознания участников политики, поскольку именно эти факторы выступают побудительными мотивами политического участия. Политическая социология меньше уделяет внимания институтам политики, а больше рассматривает поведение групп, индивидов и его причины. Различия между политологией и политической социологией американские социологи С. Липсет и Р. Бендикс усматривают в том, что "политическая наука начинает с государства и исследует, как оно влияет на общество, в то время как политическая социология начинает с общества и исследует, как оно влияет на государство, т. е. на формальные институты распределения и осуществления власти".

Субъекты политической жизни участвуют в ней, не всегда руководствуясь рационально осмысленными идеалами, представлениями. Субъективные механизмы политического поведения, влияние скрытых подсознательных убеждений, установок, ориентации исследует политическая психология. В последнее время значение психологических факторов политического участия сильно возросло, поскольку в политику активно вовлекаются широкие слои населения. В политическом смысле они малообразованны, их поведение основывается на чувствах, верованиях, традициях, установках и т. д.

В 60-х годах в рамках политической науки начала формироваться прикладная политология. Интегрируя выводы психологии, социологии, кибернетики, она акцентирует внимание на решении конкретных политических проблем: выработке механизмов разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров, определении моделей поведения избирателей, выявлении значения региональных факторов на политическую жизнь, создании благоприятного политического имиджа, планировании и проведении избирательных кампаний, технологии манипулирования массовым сознанием и т. д.

Таким образом, политология представляет собой единую науку о политике, интегрирующую выводы частных политических дисциплин. Она органично сочетает три уровня знаний о политике: а) философский, на котором определяются смысл, природа и назначение власти, государства и т. д.; б) теоретический, выявляющий место и роль каждого политического института и субъекта, формы и типы функционирования властных отношений; в) социологический, раскрывающий причины и мотивы политического влияния и поведения индивидов.

Покажите на конкретных примерах особенности развития российской политической культуры. Отечественную политическую культуру можно назвать фрагментарной. Для фрагментарной политической культуры характерно отсутствие согласия между носителями различных субкультур относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества. Это порождает повышенную конфликтность и социальную напряженность, которые обусловливают политическую нестабильность в обществе.

Современной политической культуре России свойственна низкая степень доверия населения к государственным институтам власти, игнорирование законных способов разрешения конфликтов. Так, в прошлом месяце на выборах мэра г.Магнитогорска молодежь не почти не пришла на избирательные участки.

Отсутствие согласия относительно базовых ценностей обращает большинство населения к признанию приоритета местных или региональных интересов. В условиях господства такой политической культуры баланс интересов и ценностей может поддерживаться исключительно сильной властью. В перспективе в результате процесса демократизации фрагментарная политическая культура должна трансформироваться в плюралистическую культуру, основывающуюся на одновременном сосуществовании и диалоге различных субкультур.

Фрагментарная политическая культура не имеет каких-либо устойчивых тенденций. Процесс ее развития и трансформации в демократическую культуру противоречив. С одной стороны, заметны тенденции к самоорганизации, формированию групп по интересам, промышленных, финансовых, аграрных лобби, национальных движений, религиозных организаций. С другой стороны, широкие слои населения по-прежнему слишком большие надежды возлагают на сильное государство. Подтверждением этого является растущее требование установления "сильной власти", наведения порядка и обеспечения безопасности в обществе. Судя по опросам, проведенным в 1995 году, связывать свое благополучие с сильным государством склонны 64% россиян. Лишь 26% опрошенных полагают, что их материальное положение зависит от них самих. Среди населения заметно возрастает спрос на социальные гарантии, что проявляется в ностальгии по доперестроечным временам. Так, 65% опрошенных полагали, что отношение власти к людям ухудшилось по сравнению с временами СССР, и только 4% сочли, что оно улучшилось.

Это явилось естественным следствием неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране. По результатам того же обследования (1995 года) 25% взрослого населения страны в последнее время находятся фактически в стрессовом состоянии, постоянно испытывая чувства безысходности, страха и тоски, а еще 40% часто бывают в напряженном состоянии, испытывают раздражение. Приведенные факты объясняют причину массового протестного голосования избирателей на общероссийских и региональных выборах против всех кандидатов.

Список литературы

1. Белов Г. А. Политология. Учеб. пособие. М., 1994.

2. Бро Ф. Политология. М., 1982.

3. Мельник В. А. Политология. Минск, 1996.

4. Неминущий В. П., Краснов Ю. К., Кривогуз И. М. Основы науки о политике. – М., 1993.

5. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992.

6. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

7. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.

8. Зеркин Д. И. Политология. Ростов-на-Дону, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии в РАНХиГС

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(11.7 KiB, 35 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!