Политология в РАНХиГС вариант 12

1. Объясните смысл понятий: «правовое государство», «гражданское общество».

Правовое государство - характеристика статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права.

Гражданское общество - совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Основными элементами гражданского общества являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.

2. Ответьте на контрольные вопросы:

- Когда и где возникают ранние формы государственности?

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, "азиатский способ производства" (вначале - Древний Восток, затем - Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения [10, c. 98].

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства [10, c. 99].

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества - патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России) [7, c. 65].

Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство - профеодальным.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.

В современной науке выделяют следующие признаки государства, отличающие его от организации власти в родоплеменном строе.

1. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности к какому- либо роду или племени. Постоянное население, как правило, имеет устойчивую юридическую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Т.е. государству присущ территориальный принцип осуществления власти, а не кровнородственный, характерный для родового строя.

2. Для государства характерно наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением. Государство обладает аппаратом управления и принуждения (полиция, суд и т.д.), состоящим из профессиональных чиновников. При родовом строе власть осуществлялась непосредственно членами родовой общины. Управление ее делами не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Органы родового строя (общее собрание, вожди, старейшины) не располагали специальным аппаратом принуждения.

3. Для содержания государственного аппарата необходимы средства. Государство собирает их с граждан в виде обязательных налогов. Родовой строй, не знавший особого аппарата управления, не знал и налогов.

- Какие типы политических элит существуют в современном мире?

В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строятся классификации элит.

Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же ее часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту, т. е. пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, но не допускающую в свои ряды представителей других классов. Ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп [11, c. 166].

Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвования. Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах. В традиционную элиту П. Шаран включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран. Современная элита рациональна (она опирается на закон, формальные правила) и состоит из четырех групп. Высшую элиту составляют руководители властных структур. Они принимают все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например, начальник охраны президента, его личные друзья и т. п. Обычно высшая элита в западных демократиях включает в себя по SO представителей от каждого миллиона жителей страны, но принимает решения обычно узкий круг в 50 человек.

В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения. Те группы, у которых отсутствует один из трех показателей, входят в маргинальную элиту. После обретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту. И наконец, административную элиту представляет высший слой государственных служащих (руководители министерств, ведомств, комитетов). Она осуществляет исполнительные функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку имеет опыт управления.

Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важные вопросы при этом: как и из кого осуществляется отбор, кто его осуществляет, каким критериям должен отвечать кандидат на руководящую должность?

В различных странах сложились присущие только им системы отбора, рекрутирования элиты. Можно выделить две таких системы: антрепренерскую и систему гильдии. Конечно, выделение этих систем достаточно условно, поскольку на практике используется их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет судить о действующем механизме отбора [4, c. 222].

Антрепренерская (предпринимательская) система ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, т. е. формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами на руководящие посты. В конкурентной борьбе каждый кандидат должен надеяться прежде всего на собственную изобретательность, остроумие, активность. Селекторатом, т. е. теми, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Поэтому антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии.

В антрепренерской системе не имеют особого значения ни профессиональная компетентность кандидата, ни качество его образования. Она хорошо приспособлена к требованиям времени, момента. Например, президент США Р. Рейган до избрания на этот пост был актером, а не профессиональным политиком, и не имел ни юридического, ни экономического, ни политологического образования. Однако это не помешало ему стать одним из популярных президентов послевоенной Америки [4, c. 223].

Наиболее существенным недостатком антрепренерской системы отбора является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.

Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т. д.) или партии. Система рекрутирования закрытая. Узкий круг руководящих работников партии, движения, корпорации осуществляет отбор кандидатов [1, c. 170].

Система гильдии очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты. Элементы гильдейской системы характерны и для демократических стран, где существуют партии с сильной структурой: строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т. д.

Эффективность деятельности политической элиты зависит не только от системы ее рекрутирования, но и политической ориентации ее членов, степени поддержки со стороны населения, социального происхождения и партийной принадлежности представителей элиты. В западных странах элита обычно представлена выходцами из тех групп населения, которые имеют высокий социальный статус (имущественно состоятельные классы), университетское образование. Входят в нее и представители рабочих, фермеров.

Особую разновидность системы гильдии представляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма. Ее особенность заключалась в том, что замещение ключевых должностей во всех сферах общественной жизни осуществлялось только партийными организациями определенного уровня. Парадокс состоит в том, что марксизм отрицает элитарность и элиты в социалистическом обществе как проявление неравенства. Однако на практике в России была создана система власти, основывавшаяся, правда, не на экономическом, а на политическом неравенстве.

Как отмечал М. Джилас, советская номенклатурная элита имела жесткую иерархию (соподчиненность). Все номенклатурные должности были разделены на 14 рангов. Высшую ступень партийно-государственной пирамиды занимал Генеральный секретарь ЦК КПСС, далее шли члены Политбюро ЦК, кандидаты в члены Политбюро и секретари ЦК и т. д. Смысл иерархического построения номенклатуры состоял в том, что кандидат последовательно поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе были исключены конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса, воспроизводство одного типа лидерства. Вместе с тем эта система культивировала личную преданность кандидата руководству, угодничество, показной активизм и т. д. Поэтому со временем способных, талантливых и самостоятельных людей система все реже допускала к власти.

3. Выполните аналитические задания:

- Покажите преимущества Конституции 1993 г. в сравнении с предшествующими Конституциями.

Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 года и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны. Даже сам порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения, подчеркивают степень значимости тех или иных основных конституционных институтов.

Конституция 1993г. содержит преамбулу и состоит из двух разделов и глав.

Преамбула (ее имеют, как правило, все конституции) - это вступительная водная часть, содержащая краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако ее положения имеют существенное политическое, идеологическое и юридическое назначение, помогают лучше понять институты государства, способствуют правильному толкованию и применению статей Конституции [8, c. 20].

Преамбула Конституции РФ 1993г. констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации.

В преамбуле Конституции указывается шесть основополагающих целей, отражающих суть всей российской конституционной реформы:

- утверждение прав и свобод человека,

- утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

- сохранение исторически сложившегося государственного единства,

- возрождение суверенной государственности России,

-утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

- обеспечение благополучия и процветания России.

Таким образом, Россия, сознавая себя неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом, берет на себя определенные обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, участвовать в системах коллективной безопасности. Вместе с другими государствами Россия обязана прилагать все усилия к тому, чтобы обеспечить всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное международное сотрудничество, совместное решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством [12, c. 36].

Конституция Российской Федерации 1993 г. отражает кардинальные перемены, пришедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии.

В Конституции РФ 1993 г. по сравнению с предшествующими конституциями, содержатся принципиально новые положения.

По-новому закреплены принципы общественного устройства, которые сформулированы в гл. 1 «Основы конституционного строя». Они не идеализированы в отличие от ранее действующих социалистических конституций.

В первой статье Конституции 1993 г. Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В ст. 3 - «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), особая защита установленной системы государственной власти (ч. 4 ст. 3).

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе в ст. 13 Конституции РФ сформулирован принцип идеологического многообразия «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данный принцип дополняется признанием политического многообразия, многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.

Впервые в России в Конституции провозглашается светский характер государства «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14).

В Конституции РФ 1993 г. впервые установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются (ч. 3 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

По сравнению с предшествующими конституциями Конституция РФ 1993 г. внесла существенные изменения в нормы, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина. Следует отметить, что одной из основных задач конституционной реформы было, как можно более полно и последовательно закрепить основные права и свободы человека и гражданина, органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством, а также создать структуры, процедуры и нормы, то есть необходимые механизмы для осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В Конституции 1993 г. содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение России как единого федеративного государства (ст. 4,5. глава 3).

Конституция РФ 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти , закрепив принцип разделения властей. Конституция 1993 г. выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и выделяет ему особое место в системе высших государственных органов. По существу, Президент как глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина стоит над ветвями государственной власти.

Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 г. внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего законодательного (представительного) органа России Парламентом РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Если в ранее действующих конституциях устанавливался принцип равенства палат Верховного Совета, то Конституция РФ 1993 г. вводит определенные различия по порядку формирования, численности, особому статусу, сфере полномочий и работе. Надо отметить, что в Конституции РФ проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству двухпалатных парламентов [12, c. 40].

Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Так Конституция РФ 1993 г. вводит ранее неизвестный вид законодательного акта - федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.

В связи с прекращением деятельности местных органов государственной власти в лице Советов народных депутатов устанавливается система местного самоуправления (глава 8).

Основные принципы Конституции РФ 1993 г.

1. Демократизм (полновластие народа). Сущность этого принципа состоит, что ст.3 Конституции РФ устанавливает «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» Конституция (ч, 2 ст. 3) закрепляет основные формы реализации народом своего суверенитета "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Законность - строгое соблюдение требований закона. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В Ч- 2 ст. 15 закрепляется, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Равноправие граждан, гарантированность прав и свобод. Данный принцип выражается в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция РФ закрепляет юридическое равенство (фактическое равенство практически невозможно), выраженное в предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности их реализации.

Конституция РФ гарантирует гражданам возможность реализации своих прав и свобод «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Конкретные гарантии реализации прав и свобод установлены в нормах второй главы Конституции РФ.

4. Гуманизм. Гуманизм выражается в заботе о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. В Конституции РФ это ярко проявляется в ст. 17, провозглашающей не отчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения.

5. Государственное единство. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где провозглашается целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.

6. Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеральным устройством, он закреплен в ст. 5 Конституции РФ, устанавливающей перечень субъектов Федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты равноправны. Статья 73 закрепляет, что вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

7. Принцип разделения властей новый в российском конституционном законодательстве. В ст. 10 Конституции РФ сказано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из перечисленных ветвей государственной власти самостоятельны.

8. Конституция РФ закрепляет также ранее не известный российскому законодательству принцип идеологического многообразия, многопартийности Согласно ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признается политическое многообразие, многопартийность.

Конституция, как основной закон государства носит стабильный, долгосрочный характер, регулирует наиболее важные коренные общественные отношения и поэтому не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений.

Конституции, как основному закону государства свойственны правовые признаки (юридические свойства), которые отличают ее от актов текущего законодательства.

Основным юридическим свойством Конституции РФ является ее верховенство в системе законодательных актов государства. Это свойство указано в самом тексте Конституции (ст. 15) "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

Конституция РФ содержит основные начала всех законодательные актов, всех отраслей права. В тексте Конституции РФ 1993 г. содержится отсылка к 14 федеральным конституционным законам и к более 40 федеральным законам. На нормах и принципах Конституции РФ базируется все текущее законодательство как Федерации, так и ее субъектов Значительные изменения и дополнения Конституции РФ влекут за собой коренную переработку всех отраслей российского законодательства. Существует, однако, и обратная связь, которая заключается в воздействии отраслевого законодательства на содержание Конституции, что говорит об обязательной адекватности основного закона государства общественной жизни.

В Конституции РФ имеются «оторванные от действительности» нормы, которые до сих пор не реализованы на практике и воплощение которых потребует от власти большой подготовительной, организационной и законодательной работы. Например, норма части 1 ст. 7 Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако об отсутствии эффективных механизмов ее реализации свидетельствует, в частности, низкий уровень жизни подавляющего большинства населения России.

Конституция РФ, принятая в 1993 г. в сложной политической и социальной обстановке, по сути, закрепила волю узкого круга лиц - ее создателей, но не большинства народа России. По мнению В.О. Лучина, именно поэтому Конституция РФ «несет в себе внутренние противоречия и предпосылки собственного неприятия и даже отчуждения. Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса, а многие конституционные ценности остаются недоступными для значительной части граждан России».

- Раскройте роль референдумов в политической жизни общества.

Представляется, что на нынешнем этапе развития нашего общества надо в одинаковой мере сочетать представительные формы с формами непосредственной демократии. Тем более что в нашем меняющемся обществе выявляются такие вопросы, в решении которых без мнения народа не обойтись. Исходный принцип таков: надо законодательствовать в соответствии с общественным мнением. Соответствуя общественному мнению, закон имеет наибольшие шансы стать эффективным.

Действующее законодательство определяет референдум как способ применения гражданским народным голосованием решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выяснение мнений граждан по этим вопросам.

Под референдумом обычно понимается принятие того или иного государственного решения, придающего ему окончательный и обязательный характер.

В правовом аспекте референдум означает принадлежность законодательствования не только представительному органу, но и народу непосредственно. При наличии референдумов законодательствование нельзя рассматривать как исключительную прерогативу парламента. В связи с этим было бы правильно считать, что законодательная деятельность осуществляется не только парламентом, но и непосредственно самим народом путем референдума. Референдум отнюдь не делает представительную систему излишней, а, напротив, предполагает её [11, c. 224].

В области законодательной деятельности за представительными органами сохраняются важные права. В частности, принятие решения о проведение референдумов, разработка законопроектов, вносимых на референдум, опубликование законов, принятых народным голосованием, контроль за исполнением законов и ряд других полномочий всецело сохраняются за парламентом. Главное, референдум не исключает собственную законодательную деятельность представительных органов.

Однозначную оценку референдуму дать довольно трудно. Демократизм или реакционность этого института во многом зависят от реальных политических условий, в которых референдум проводится. Причины разноречивого, а порой сдержанного отношения различных социальных слоев и групп к референдуму видятся в утвердившемся мнении, что референдум в обществе выступает как дестабилизирующий фактор и способствует противопоставлению различных слоев общества друг другу; в мнении, что профессиональной политикой должны заниматься не дилетанты, а политики; в представлениях о приоритетах институтов представленной демократии перед институтами непосредственной демократии и т.д.

Анализ причин, обуславливающих весьма неоднозначное и противоречивое отношение различных слоев общества к референдуму, дает возможность с достоверностью определить факторы, способствующие повышению эффективности референдумов в политической системе. Референдум в любой стране будет политически и идеологически эффективен лишь в том случае, если он по природе своей как важный демократический институт будет правильно принят и поддержан широкими слоями населения, если общественное мнение не будет дезорганизовано ложными социальными ценностями и ему будут созданы все необходимые организационно- технические условия для проведения и подготовки всенародного голосования.

Референдум как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических решений, несомненно, является достоянием не одной нации или народа, а всего человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-либо групповая ценность. В силу этого представляется не только возможным, но и жизненно необходимым широкое использование в России зарубежного позитивного опыта специального законодательного закрепления и проведения референдумов в их различных вариантах и разновидностях как в сфере политики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других сферах общества.

Разумеется, место и роль института референдума в политической системе любого общества не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Этого не следует делать и с опытом использования референдума в западных странах. Нельзя, в частности, забывать, что, несмотря на широкое использование референдумов в практике политической жизни Испании, Италии, США и других западных стран, отношение к ним со стороны различных слоев общества всегда было и остается далеко неоднозначным. Противоречивость отношения господствующих кругов к референдумам, особенно после Второй мировой войны, объясняется, во-первых, тем, что существует возможность использования их, помимо воли и желания господствующего слоя или класса, в интересах других слоев и классов. Возможность эта, как правило, весьма незначительная в силу доминирующего положения правящих кругов во всех сферах жизни общества и в средствах массовой информации, но она всегда сохраняется. Во-вторых, тем, что в довоенный период институт референдума в значительной степени был дискредитирован в глазах мировой общественности, будучи активно использован фашистской Германией в 1933 г. при решении вопроса о выходе Германии из Лиги Наций, в 1934 г. – при решении вопроса о соединении поста президента с постом фюрера и рейхсканцлера и в 1938 г. – при решении вопроса о присоединении Австрии к Германии. И, в-третьих, тем, что правящие круги некоторых западных стран усматривают в институте референдума угрозу институту парламентаризма, опасность замены власти «цивилизованного» парламента властью «невежественной» толпы. Именно в этом заключается, судя по западным источникам, одна из причин продолжительного неприятия института референдума, например, в Англии.

Противоречивость отношения к референдуму со стороны других слоев общества объясняется в основном тем, что, несмотря на свою внешнюю демократичность и привлекательность, он далеко не всегда знаменовал успехи прогрессивных сил. Во многих случаях референдумы оканчивались принятием далеко не самых прогрессивных законов или решений, а также применялись в качестве демократического щита для прикрытия официальных антидемократических акций.

О возможности использования референдумов в интересах правящих кругов, а не всего общества со всей очевидностью свидетельствует также практика проведения их на территории бывших союзных республик, России, в отдельных регионах страны. Нередко референдумы использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях.

Список литературы

1. Белов Г. А. Политология. - М., 2007.

2. Бро Ф. Политология. - М., 2008.

3. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. - М., 2008.

4. Зеркин Д. И. Политология. - Ростов-на-Дону, 2005.

5. Кравец И. А. Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые вопросы теории и практики) // Журнал российского права. 2003. №11. С. 34.

6. Мамут Л. С. Укреплять и совершенствовать конституционный строй // Законодательство и экономика. 2003. № 12. С. 23 – 30.

7. Мельник В. А. Политология. - Минск, 2006.

8. Овсепян Ж. И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции // Северо-Кавказский юридический вестник. 2000. № 1. С. 19 – 32.

9. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. - М., 2008

10. Панарин А. С. Политология. – М.: Проспект, 2008.

11. Первалов В. Д. Политология. – М.: Норма, 2008.

12. Хабриева Т.Я. , Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Эксмо, 2005. 342с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии в РАНХиГС

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(20.0 KiB, 27 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!