Политология в РАНХиГС вариант 11

1. Объясните смыл понятий

ОЛИГАРХИЯ ж. греч. образ правленья, где вся высшая власть в руках небольшого числа вельмож, знати, олигархов. (В.Даль)

ОЛИГАРХИЯ, государственное устройство, в котором власть принадлежит ограниченному кругу лиц, обыкновенно группе знатных и богатых фамилий; по Аристотелю выродившаяся форма аристократии. (Брокгауз и Ефрон)

ОЛИГАРХИЯ - (греч. oligos - маленький, немногочисленный и arche - власть) форма правления, при которой политическое и экономическое господство осуществляется небольшой группой лиц. В качестве одного из аспектов выделяется финансовая олигархия - группа крупнейших монополистов, господствующая в экономической и политической жизни государства, в руках которой находится подавляющая часть национального богатства. Другими словами, власть осуществляется небольшой группой лиц исключительно в своих интересах, оставляя остальных граждан государства не у дел, в лучшем случае позволяя им жить самим по себе. Олигархическая форма правления очень любит прикрываться завесой демократии, когда декларируется, что власть осуществляется от имени народа. В этом случае для проникновения во власть используются различного ро́да выборные технологии, которые позволяют узурпировать властные полномочия и в последствии легитимизировать такое положение вещей.

Правящий слой занимает своё положение с помощью трёх незамысловатых механизмов, которые испокон веков служили любой тирании и олигархии — обман, подкуп и страх. Современные средства массовой информации поставлены на службу обмана. Журналистам платят деньги не те, кто хочет иметь информацию, а те, кто хочет её распространить. В чём состоит такой обман? В том, что простой обыватель (потребитель информации) видит по телевизору и читает в газетах выступления многочисленных политиков и чиновников, которые говорят народу то, что он хочет услышать. Но делают они совсем другое, решая под видом государственных свои собственные проблемы. У простого народа короткая память — он не помнит и того, что было полгода назад, а где уж ему вспомнить, чем занимались депутаты все четыре го́да? Подкуп является одной из разновидностей выборных технологий, а страх — вечный спутник человека, который позволяет играть на глубоких чувствах. При помощи страха общество, живущее при олигархии, держится в узде. Раньше насаждался непосредственный страх наказания, а в современном мире производится более тонкое влияние на человеческую психику при помощи методов манипуляции общественным мнением, когда кукловоды дёргают за ниточки страха при помощи насаждения различных мифов, в основном действующих на то, что человек любит жить в мире и спокойствии. В качестве примеров таких мифов можно привести следующие стереотипные установки: «хоть бы что, лишь бы не было войны», «если к власти придут националисты, то будет ещё хуже - начнутся массовые репрессии», «эти хоть наворовались, а новые придут - начнут воровать снова» и т. д.

ОЛИГОПОЛИЯ - (от олиго... и греч. pōléō - продаю, торгую), термин, применяемый в буржуазной экономической литературе для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. Термин "О." был введён социалистом-утопистом Т. Мором (Англия) в его работе "Утопия" (1516). Как форма переплетения монополии и конкуренции О. характерна почти для всех отраслей современного капиталистического массового производства. (БСЭ)

ОЛИГОПОЛИЯ - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция. (Словарь по экономике и финансам)

2. Ответьте на контрольные вопросы

1. Что понимается под политической социализацией личности? Личность является исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации.

Однако гражданские качества личности не наследуются, а формируются в процессе ее взаимодействия с обществом, группами, другими индивидами. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения, рост интереса к политике представляет сегодня глобальную тенденцию мирового развития. Вхождение в сложный мир политики новых поколений предполагает формирование у них определенного отношения к политическим целям и ценностям, которые они застают в конкретном обществе. Для обеспечения преемственности политического развития и сохранения целостности общества в ходе смены поколений важно знать, как осуществляется трансляция политических убеждений и стандартов политической жизни от одного поколения к другому и как происходит формирование самостоятельного и ответственного политического субъекта. Политические институты (государство, партии и тг д.), политические лидеры, элиты, заинтересованные группы, церковь, семья, которые способствуют политической социализации, называются агентами социализации. На различных этапах социализации может доминировать влияние того или иного агента.

Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США с конца 50-х годов нашего столетия. Ее появление было вызвано кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые не смогли обеспечить добровольное принятие новыми поколениями рекламируемых демократических ценностей. Кризис был реакцией индивидуального и массового сознания на растущую коррумпированность власти, ее неспособность удовлетворять новые группы интересов, появившихся в постиндустриальном обществе. Следствием нараставшего политического отчуждения индивида от системы явились усиливавшееся недоверие к институтам власти, политический абсентеизм и, наконец, массовые выступления против официальной власти. Проявлением кризиса системы политической социализации стал конфликт поколений, выразившийся в массовых молодежных выступлениях против политической системы западного общества в 60-х годах. В 70-х годах страну потрясли негритянские и другие расовые волнения, а в 80-х - массовые антивоенные, экологические и феминистские движения.

Нарушения в механизме трансляции политических идеалов и ценностей от поколения к поколению были связаны с появлением новых групп интересов, к восприятию которых политические институты оказались неподготовленными. Западное общество в 60-х годах вступило в постиндустриальную стадию, повлекшую за собой изменения в образовании, культуре, образе жизни, системе ценностей групп населения, связанных с высокими технологиями. Насыщение материальных потребностей большинства групп населения промышленно развитых стран выдвинуло на первый план постматериальные, прежде всего духовные, ценности, и среди них - возможность свободной самореализации личности, благоприятная среда обитания, гармония человека и природы, солидарность. Появились субкультуры, которые отвергали традиционные материальные ценности господствующей культуры: личный успех, благосостояние, стремление к богатству. На основе этих субкультур возникли общественные движения, стремившиеся заявить о своих требованиях.

Наиболее ярким примером может служить движение хиппи в 60-х годах в США. Оно представляло собой разновидность богемной контркультуры. Его участники - дети преуспевающих политиков, бизнесменов, адвокатов- жестко критиковали социальный порядок за его неспособность создать условия для свободной самореализации личности, за отсутствие равенства и наличие различных форм дискриминации человека. Хиппи -это прежде всего особое восприятие жизни, основанное на полной свободе, отрицании ценностей благосостояния, самодисциплины и самоограничения, на пренебрежении к нормам господствовавшей морали и стандартам жизни. Свой протест против существующей системы они выражали в утверждении новых необычных и непонятных старшему поколению стандартов поведения: длинные волосы, экстравагантность в языке и одежде, потребление наркотиков и т. д. Правда, позже господствующая западная культура смогла ассимилировать отдельные элементы богемной культуры и включить их носителей в активную экономическую, социальную и политическую жизнь общества. Многие современные политики, бизнесмены, банкиры США когда-то были активными участниками движения хиппи.

Следовательно, процесс усвоения индивидами или их группами ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.

Идея политической социализации возникла по аналогии с понятием "социализация". Термин "социализация" ввел в научный оборот американский социолог Ф. Гиддингс в конце прошлого века для обозначения процесса "развития социальной природы человека". Впоследствии социализация рассматривалась как процесс приобретения новыми поколениями знаний, верований, норм и установок, сложившихся в конкретном обществе и обеспечивающих его сохранение и развитие. Однако различные научные школы и направления политической науки акцентировали внимание на значимости и особенностях тех или иных механизмов социализации - семьи, школы, культуры, средств массовой информации и т. д. Это влияло на понимание содержания социализации как процесса, его логики.

2. Кто авторы политической теории элит? Слово "элита" в переводе с французского обозначает "лучшее", "отборное". Под элитой понимают избранный круг людей, наиболее видных представителей какой-либо части общества, высшие слои в системе социальной иерархии. В политологии термин "элита" используется по отношению к совокупности людей, обладающих наиболее ярко выраженными политико-управленческими качествами и функциями. Теоретики политической элиты исходят из констатации исторически сложившегося положения всегда и везде к власти причастен узкий круг лиц - меньшинство, которое заставляет массы признать себя. Разработчик любой концепции элиты исходит из неизбежности деления общества на властвующее меньшинство и управляемое большинство. Для элитолога не существует проблемы, с чего начать анализ политики безусловно с изучения элиты. Современные классические концепции элит возникли в конце Х1-начале XX века и были созданы итальянскими социологами Г.Моской, В.Парето и немецким социологом Р. Михельсом.

Для обозначения элиты Г. Моска использовал такие определения, как "политический класс", "господствующий класс" Он считал, что развитие любого общества направляется политическим классом, который осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами Анализ политического класса Г.Моска осуществлял на основе организационного подхода Он утверждал, что групповая сплоченность и единомыслие, свойственные политическому классу, достигаются благодаря наличию у него организации, структуры, что и помогает сохранять власть

В. Парето определял элиту по ее врожденным психологическим свойствам, она состоит из тех, кто демонстрирует выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в своей сфере деятельности. Элиту он называл "избранным классом", который делится на две части "правящую элиту" и "неправящую" Все социальные преобразования В. Парето объяснял "циркуляцией элит", т е системой обмена людьми между элитой и остальным населением Элиты имеют тенденцию к упадку, а неэлиты способны к производству потенциально элитарных элементов Стабилизация и последующая деградация элит, их циркуляция являются движущей силой общественного развития.

Р. Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее Р.Михельс выдвинул, идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических организаций («железный закон олигархии»). Эти организации, политические партии необходимо трансформируются в элитаристские, поскольку их деятельность требует выделения руководящего ядра, управленческого аппарата и профессионального лидерства, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов организаций и подчиняют политику собственным интересам

Охарактеризованные концепции объединяют под названием «макиавеллистские теории элит», которые характеризуются преувеличенным вниманием к психологическим факторам, антидемократизмом и низкой оценкой способностей и активности масс

Современные концепции злит, с одной стороны, развивают ряд основных положений классических макиавеллистских концепций, с другой, - стремятся преодолеть слабости последних, учитывая укоренившиеся в западном обществе важнейшие демократические ценности. Современное демократическое общество не стремится бороться с элитарностью, рассматривая элиты как весьма ценный элемент политической власти. Вместе с тем, оно ищет способы, обеспечивающие эффективный контроль за политическими элитами

Классическую традицию анализа элиты развивает концепция демократического элитизма. Она рассматривает элиту не столько как результат ожесточенной борьбы за власть, сколько как следствие естественного отбора обществом его наиболее ценных представителей, наделенных необходимыми знаниями, образованностью, профессиональной компетентностью. По мнению австрийского политолога Йозефа Шумпетера, сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты, которая служит защитником демократических ценностей и способна сдерживать присущий массам политический и идеологический радикализм Элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на, свободных выборах.

Установки концепции демократического элитизма развивает концепция плюрализма элит Она исходит из того, что существует множество элит Влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности. Ни одна из них не способна доминировать во всех областях жизни. Конкуренция элит предотвращает складывание единой господствующей руководящей группы, а политические решения оказываются результатом переговоров между соперничающими группами. Политический механизм, при котором существует множество автономных центров по принятию решений, американский политолог Р.Даль назвал «полиархией».

Концепция плюрализма элит базируется на том, что само деление общества на элиту и массу относительно. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. В связи с этим, главным субъектом политической жизни выступают не элиты, а группы интересов, которые контролируют их.

Охарактеризованные концепции основываются на опыте развития и функционирования общества западного образца. Принципиально иным образом формировалась и действовала элита в обществе советского типа. Если на Западе доступ к власти открывало наличие богатства, престижное образование, профессиональное занятие политикой, то в обществах, советского, тоталитарного типа, наоборот, богатство, привилегии обеспечивались благодаря обладанию властью,

Югославский политолог М.Джилас описал процесс появления господствующего политического класса в советской России. Он назвал этот класс «новым классом», который составила партийная бюрократия. Этот «новый класс» монополизировал власть 'благодаря господству государственной формы собственности, которой он руководил и управлял от имени всего общества. Именно при советской власти политическая элита стала формироваться на основе номенклатуры - перечня руководящих должностей, назначение на которые утверждалось партийными органами

Концепция «нового класса», номенклатурной элиты сохраняет свою актуальность при анализе элиты постсоветской России. Именно выходцы из советской элиты начали переход к созданию в стране нового общества, отказавшись от коммунистической идеологии и обеспечив себе легитимность на выборах в 1990-е годы

3. Выполните аналитические задания:

Обоснуйте суть принципа – «разрешено все, что не запрещено законом». Это общепризнанный конституционный принцип, он является необходимым для индивидуальной свободы, но недостаточным для надлежащего выполнения своих обязанностей и ответственности граждан, ибо выражает некую правовую индифферентность к реализации нравственных и религиозных норм, а также к надлежащей ответственности законодателя за необходимый запрет или разумное ограничение тех безнравственных поступков людей, которые в существенной мере расшатывают установившийся правопорядок.

Уважение к закону делает необходимым не только утверждение принципа «разрешено все, что не запрещено» в качестве главенствующего общеправового и обновление действующего законодательства, но также и реальное, а не декларативное верховенство закона. Ныне же практика такова, что не только органы власти субъектов федерации, но и федеральные министерства и ведомства издают нормативно-правовые акты либо не согласованные между собой, либо противоречащие закону. Ничуть не заботясь о соблюдении принципа верховенства закона, авторы таких нормативно-правовых актов и лица, их утверждающие, вопреки общефедеральным и общенародным, преследуют узковедомственные интересы. Вследствие этого многие прогрессивные инициативы и начинания наталкиваются на противодействие.

Аргументируйте, почему политология является рейтинговой учебной дисциплиной в высшей школе. Политология относится к кредитной балльно-рейтинговой системе, которая не подразумевает сессии.

Введение политологии в рейтинговую систему оценки (РСО) является сегодня совершившимся фактом, являющимся одним из составляющих менеджмента качества образования. Введение политологии в данную систему способствует одновременному решению ряда задач, среди которых следует отметить следующие из них.

Существенно повышается мотивация к учебной деятельности у самих студентов. Появляются реальные стимулы к овладению учебным материалом и понимание необходимости усвоения всего комплекса преподаваемых дисциплин, учебный процесс приобретает логическую последовательность и завершенность в представлении обучающихся, возникает осознание необходимости вовлеченности в учебный процесс в течение всего учебного года, а также всего периода обучения.

Рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студента за весь период обучения и учитывает результаты:

• изучения каждой дисциплины учебного плана;

• изучения всех дисциплин учебного плана;

• выполнения и защиты курсовых проектов и работ;

• прохождения всех видов практик.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория государства и права. - М., 2005.

2. Белов Г.А. Политология. - М., 2004.

3. Бро Ф. Политология. - М., 1998.

4. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. - М., 2003.

5. Зеркин Д. И. Политология. - Ростов-на-Дону, 2005.

6. Мельник В. А. Политология. - Минск, 2006.

7. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. - М., 2002

8. Панарин А. С. Политология. – М.: Проспект, 2005.

9. Первалов В. Д. Политология. – М.: Норма, 2000.

10. Сморгунов Л. В., Семенов В. А. Политология. - СПб., 2006.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии в РАНХиГС

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(14.3 KiB, 37 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!