Политология в МГТУ вариант 7

1. Какие виды федераций условно можно выделить?

Сначала несколько слов о самом понятии федерации. Как отмечает Г.Т.Тавадов, «федерация - это такая форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают новое союзное государство. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются ее субъектами, обладающими определенной политико-правовой самостоятельностью».

Автор выделяет федерации в зависимости:

от размера

большие

средние

маленькие

от территориального деления:

национальное деление

территориальное деление

смешанные

от объема прав субъектов

с большим объемом (склонны к конфедерации)

с меньшим объемом прав (близки к унитарному государству).

2. В чем отличие федераций от унитарного государства?

Отличие есть и довольно существенное. Как отмечает автор, федерация - объединение государственно-правовое. Она закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права нарушить территориальную целостность федерации, одностороннего выхода из нее, хотя на практике имели случаи фактического, осуществления сецессии (выхода). В федеративном государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и субъектами федерации. Как правило, в таких государствах существует двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересы субъектов федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т. д.), другая (нижняя палата) - является органом общефедерального представительства. В этом одно из принципиальных отличий федеративного государства от унитарного. В унитарном государстве могут быть автономные, самоуправляющиеся территории, но верховная власть неделима, ее носители обладают всей полнотой власти.

Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономным самоуправлением в унитарном государстве. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на чрезвычайно широкой автономии частей и в то же время может быть федеративным.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, которая должна соответствовать союзной конституции. Он обладает правом издания законодательных актов, действующих только на территории этого субъекта и соответствующих федеральному законодательству (принцип приоритета федерального законодательства). Субъект федерации имеет свою собственную правовую и судебную системы. Однако, принципы организации и пределы юрисдикции судебных и иных органов определяются конституцией федерации.

Субъекты федерации имеют представительство и участвуют в работе высших органов государственной власти, прежде всего в парламенте. В двухпалатном парламенте во многих ciранах в верхнюю палату избирается равное количество депутатов от каждого субъекта федерации, хотя бывают и исключения.

3. Каковы принципы разграничения предметов ведения в федеративных государствах?

Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерацией и входящими в ее состав субъектами - государственными образованиями. Предметы ведения федерации и ее субъектов - это круг конституционно закрепленных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления, соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

В предметы ведения Федерации включаются важнейшие вопросы государственной жизни: оборона страны, внешние сношения, финансы, налогообложение, организация высших органов власти, федеральное коллизионное право, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций, паспортное дело и вопросы иммиграции, отраслевое право, учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов, объявление войны и заключение мира, денежное и валютное обращение и монетная монополия, банковская деятельность, производство и продажа оружия, поддержание общественного спокойствия и безопасности Федерации.

Согласно конституциям федеративных государств к совместному ведению федерации и ее субъектов относятся: гражданское право, уголовное право, трудовое право, земельное право и некоторые другие отрасли права, социальное обеспечение, общие принципы налогообложения и сборов, торговля, транспорт за исключением федерального, банковское и биржевое дело, образование, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды, демографическая и национальная политика.

К предметам совместного ведения относятся: защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, вопросы владения, использования и распоряжения землей, недрами, кадры судебных и правоохранительных органов, установление общих принципов организации системы органов государственной власти, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

К исключительному ведению субъектов федерации, как правило, отмоется: местное управление, местные работы и предприятия, регистрация регулирования деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение должностей, учреждение, содержание и управление местными тюрьмами и исправительными заведениями, а также вопросы общественного порядка, культуры, санитарии, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунального обслуживания, пособий престарелым и инвалидам, организации местной полиции, городского устройства и др.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии в МГТУ (Магнитогорск)

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(6.7 KiB, 52 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!