Политология в МГТУ вариант 22

1. Как, по мнению автора, следует мыслить открытое общество.

Открытое общество с точки зрения автора, можно мыслить двояко: как веберовский "идеальный тип" общественно-политического устройства вообще и как конкретно-исторический (т.е. ситуативный и преходящий) идеал - один из возможных идеалов - для современной России. В обоих случаях, замечает автор, речь идет не об эмпирической данности (что было характерно для времен "холодной войны", когда открытым нередко называли фактическое общественно-политическое устройство стран Запада), а об идеальном типе и общественном идеале, т.е. "вещах", существующих только и исключительно в мыслительной действительности.

По мнению автора, нет дорог, ведущих к открытому, обществу, поскольку у каждой страны свой путь, который можно лишь ориентировать в этом направлении, отправляясь от фактически существующего положения дел, национальной истории и культуры.

Под открытостью в понятии "открытое общество" следует понимать открытость к будущему, осознанный отказ от "дороги в будущее", а вовсе не открытость в термодинамическом смысле. Открытость к будущему оказывается возможной только и исключительно в условиях государства критического мышления в противоположность традиционному (в органическом обществе) и догматическому (в тоталитарном) менталитету.

Справедливость в открытом обществе предстает как превращенная форма права.

2. Что следует из формирующейся концепции открытого общества для политики

Из концепции открытого общества следует, что политическое пространство (пространство наших возможностей) многомерно. Отдельные "измерения" этого пространства могут задаваться бинарными оппозициями. Сообразно ценностным ориентациям политических субъектов и складывающейся ситуации на первый план выходят те или иные из этих измерений, но даже и центрируясь на - одном из них, недопустимо забывать о других.

При всем многообразии взглядов политику (схематически) трактуют чаще всего как борьбу за власть, понимая последмюю как способность раличйе методов и средств) навязать другим свои решения, которые могут и не совпадать с их интересами. Однако в концепции открытого общества начинает проглядывать совсем иная, чем господствующая ныне, трактовка политики - как конкуренции различных, организационно-управленческих центров. Для них достижение власти оказывается лишь средством реализации своих идей и целей, формулирование которых выступает как важнейшая составляющая управленческой деятельности. В этом смысле политика оказывается содержательной, а борьба за власть как самоцель обращается в политиканство. Понимаемая таким образом политика оказывается возможной только в открытом обществе. В закрытом, где политические ориентиры фиксированы, а прерогатива постановки стратегических целей принадлежит государству, ее замещает привычное нам политиканство.

3. Что можно сказать о возможном устройстве открытого общества.

По мнению автора, общественное устройство, позволяющее поддерживать свою открытость, сопряжено с двумя подсистемами: гражданским обществом и правовым государством, существующими только в паре и взаимно дополняющими друг друга. Пока еще никому не удавалось ни "построить", ни сохранить одну из этих подсистем в отсутствие другой.

В последние десятилетия на Западе наблюдается еще одна важная тенденция: понимаемая расширительно, т.е. включающая как пассивное, так и активное соучастие граждан в решении общественно важных вопросов, демократия участия замещает традиционные партийно-политические структуры, активизирующиеся преимущественно во время выборов. Политическая деятельность профессионализируется, а общество при этом деполитизируется. Гражданская активность проявляется по большей части в алармистской "нет-стратегии": она возникает там и тогда, где и когда граждане не удовлетворены фактическим состоянием дел, обсуждаемыми проектами и принимаемыми решениями, так или иначе затрагивающими их интересы. В противном случае "народ безмолвствует", и каждый занимается своим делом.

В обществе, разделяющем ценность свободы, желающем стать открытым и сохранить это свое качество, пресловутый "консенсус" теряет или, как минимум, меняет свой онтологический статус и мыслится не как результат, а как перманентный процесс согласования разнонаправленных политических интересов, продуктивный диалог между их носителями, обеспечиваемый необходимой системой процедур и культурных (в том числе правовых) норм. Сама политическая система оказывается формой существования так понимаемого консенсуса в открытом обществе.

Открытым становится общество, выбравшее ценностью индивидуальную свободу своих граждан, имеющее сильное государство, способное удерживать рамки диалога, права и конституционного патриотизма.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии в МГТУ (Магнитогорск)

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(5.9 KiB, 35 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!