Политика как общественное явление, ее происхождение и природа

Термин «политика» возник во времена Древней Греции и происходит от греческого слова «polis» – город-государство. Понятие «политика» получило распространение под влиянием трактата Аристотеля «Политика», что дословно называется – «То, что относится к государству». Поэтому долгое время политика рассматривалась как учение о государстве и только в Новое время, в результате развития политической мысли и представлений о государстве, произошло выделение наук о государстве и их отделение от политической философии и политической науки. Аристотеля по праву называют основателем политической науки, хотя он и не проводит различия между политикой, философией и этикой. Согласно ему, политическая наука призвана формировать достойных граждан, обладающих различными добродетелями и ведущих достойный образ жизни. В дальнейшем различные мыслители внесли свой вклад в развитие политической мысли, а само представление о политике значительно расширилось, и стало предметом самых различных толкований.

Если Платон, Аристотель и Цицерон рассматривали различные формы государственного устройства, наилучшие виды поведения правительства, то в последующее время, в Средние века, Аврелий Августин и Фома Аквинский исследовали отношения государства с церковью. В эпоху Возрождения, в XVI веке, Н. Макиавелли толковал политические процессы как естественные и поставил их в центр политических исследований.

Начиная с нового времени и вплоть до XX века, основное внимание мыслителей было сосредоточено на вопросах происхождения, основания и развития государства. К области политики они относили вопросы, связанные с исследованием отношений государства с гражданским обществом (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант), экономическим строем (К. Маркс), культурными и религиозными ценностями (М. Вебер), психологией людей (Г. Тард,), целостностью самого человека (М. Шелер) и т. д.

Также весомый вклад в становление и развитие политической науки внесли такие европейские ученые, как В. Парето, А. Токвиль и др. Перечисленные выше взгляды отражают не столько само развитие политической мысли, сколько показывают сложность и многогранность политики.

В настоящее время в научной литературе выделяют следующие основные определения политики:

  1. Отношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между социальными группами и людьми (внутренняя политика) и государством (внешняя политика).
  1. Отождествление политики с другими политическими явлениями, (такими, как господство, власть), со средствами политики (та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т. п.), с деятельностью (управление, организация, контроль и пр.), со знаниями и учениями.
  2. Объяснение через ее функции – управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот ведения войны, контроля общества и человека и т. д.Всем этим определениям присущи недостатки. Многие определения пересекаются, например, власть как бы тождественна политике, и в то же время она есть и деятельность, и средство, и цель, и функция политики. Самым слабым определением политики является определение ее через цель и средства.Роль политики в обществе определяется ее свойствами: универсальностью, способностью воздействовать на любые стороны жизни, проникающей способностью, т. е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, – атрибутивностью, т. е. способностью сочетаться с неполитическими общественными феноменами, отношениями и сферами (политическая экономия и экономическая политика, политическая идеология, культура, мораль и др.). Помимо этого, к универсальным свойствам политики относят вероятностный характер ее функционирования в рамках политического процесса и соответственно неполный и условный характер информации, вызывающий появление политических иллюзий и утопий. И в то же время ориентация политики на необходимые цели и рационализация, стремление к наиболее эффективным решениям ее задач. В этой связи политика предстает как процесс целеполагания, как целесообразная деятельность. Для политики важным является процедура легитимации, т.е. ее признания, объяснения и оправдания.
  3. Современные исследователи рассматривают функциональный подход в качестве универсальной формулы определения политики. Функциональное объяснение позволяет определить сущность политики, отдельно собрать ее конкретные виды, формы и проявления. Политику можно определить как организационную и регулятивно управленческую сферу общества, призванную отразить и осуществлять в политическом процессе потребности и интересы как отдельной личности, так и социальных групп и общества в целом.
  4.  Объяснение через ее цели, т. е. толкование, близкое к функциональному, но по сути своей чрезмерно конкретное.

Совокупность свойств, универсальных начал и основ делает политику возможной в любом обществе. Они воспроизводятся в любых социальных организациях, независимо от конкретного содержания политики.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!