Политика как общественное явление, ее происхождение и природа
Термин «политика» возник во времена Древней Греции и происходит от греческого слова «polis» – город-государство. Понятие «политика» получило распространение под влиянием трактата Аристотеля «Политика», что дословно называется «то, что относится к государству». Поэтому долгое время политика рассматривалась как учение о государстве, и только в Новое время в результате развития политической мысли и представлений о государстве произошло выделение наук о государстве и их отделение от политической философии и политической науки. Аристотеля по праву называют основателем политической науки, хотя он и не проводит различие между политикой, философией и этикой. Согласно его учению, политическая наука призвана формировать достойных граждан, обладающих различными добродетелями и ведущих достойный образ жизни. В дальнейшем различные мыслители внесли свой вклад в развитие политической мысли, а само представление о политике значительно расширилось и стало предметом самых различных толкований.
Если Платон, Аристотель и Цицерон рассматривали различные формы государственного устройства, наилучшие виды поведения правительства, то в последующее время, в Средние века Аврелий Августин и Фома Аквинский исследовали отношения государства с церковью. В эпоху Возрождения Н.Макиавелли толковал политические процессы как естественные и поставил их в центр политических исследований.
Начиная с Нового времени и вплоть до XX века основное внимание мыслителей было сосредоточено на вопросах происхождения, основания и развития государства. К области политики они относили вопросы, связанные с исследованием о洄ношений государства с гражданским обществом (Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Кант), экономическим строем (К.Маркс), культурными и религиозными ценностями (М.Вебер), психологией людей (Г. Тард, У.Самнер), целостностью самого человека (М.Шелер) и т.д.
Также весомый вклад в становление и развитие политической науки внесли такие европейские ученые, как В. Парето, А.Торквиль и др. Перечисленные выше взгляды отражают не столько само развитие политической мысли, сколько показывают сложность и многогранность политики.
В настоящее время в научной литературе выделяют следующие основные подходы в определении политики:
Отношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между социальными группами и людьми (внутренняя политика) и государством (внешняя политика).
Отождествление политики с другими политическими явлениями (такими, как господство, власть), со средствами политики (та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т.п.), с деятельностью (управление, организация, контроль и пр.), со знаниями и учениями.
Объяснение через ее функции – управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведения войны – контроля общества и человека и т. д.
Объяснение через ее цели, т.е. толкование, близкое к функциональному, но по сути своей чрезмерно конкретное.
Всем этим определениям присущи недостатки. Многие определения пересекаются, например, власть как бы тождественна политике, и в то же время она есть и деятельность, и средство, и цель, и функция политики. Самым слабым определением политики является определение ее через цель и средства.
Современные исследователи рассматривают функциональный подход в качестве универсальной формулы определения политики. Функциональное объяснение позволяет определить сущность политики, отдельно собрать ее конкретные виды, формы и проявления. Политика сохраняет свое значение потому, что в общественной среде она возникает, формируется и развивается как проявление интересов, взглядов, убеждений идеологии, осознание задач и целей общества, доминирующих в обществе социальных групп, классов, страт или правящих сил, непосредственно определяющих политику. В процессе реализации интересов и целей различных социальных групп между ними возникают противоречия, требующие участия государства и иных институтов публичной власти в их регулировании для сохранения целостности общественной системы и поддержания в ней порядка и согласия. Поэтому политику можно определить как организационную и регулятивно управленческую сферу общества, призванную отразить и осуществлять в политическом процессе потребности и интересы как отдельной личности, так и социальных групп и общества в целом.
Роль политики в обществе определяется ее свойствами: универсальностью, способностью воздействовать на любые стороны жизни, проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения, и, как следствие, атрибутивностью, т.е. способностью сочетаться с неполитическими общественными феноменами, отношениями и сферами (политическая экономия и экономическая политика, политическая идеология, культура, мораль и др.). Помимо этого, к универсальным свойствам политики относят вероятностный характер ее функционирования в рамках политического процесса и соответственно неполный и условный характер информации, вызывающий появление политических иллюзий и утопий, и в то же время ориентация политики на необходимые цели, и рационализация, стремление к наиболее эффективным решениям ее задач. В этой связи политика предстает как процесс целеполагания, как целесообразная деятельность. Для политики важной является процедура легитимации, т.е. ее признания, объяснения и оправдания.
Совокупность свойств, универсальных начал и основ делает политику возможной в любом обществе. Они воспроизводятся в любых социальных организациях, независимо от конкретного содержания политики.