Политический анализ

План

1. Моделирование с позиции теории систем 3

2. Моделирование с позиции институционализма 12

1. Моделирование с позиции теории систем

1.1. Определение анализируемой подсистемы. Переговоры России о вступлении в ВТО являются частью внешнеполитического курса России в последние десять лет и являются отражением стремления России добиться признания в качестве государства с рыночной экономикой.

Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры. Кроме того, Россия получит другие торгово-политические преимущества, которые в итоге будут содействовать ее организованному вхождению в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. (Оставаясь за пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции.) Вместе с тем договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров.

Далее, членство в ВТО позволит России использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 90-е гг., когда в ответ на серьезное открытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и услугам, где Россия обладает сравнительными преимуществами во внешней торговле) и недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм как на внешнем, так и на внутреннем рынках страны.

Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать и в более широком контексте. Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей системе развития правовых норм международной торговли. Сейчас многие положения ВТО проходят период становления. Отношение к ним со стороны различных стран неоднозначно. В этом, в частности, один из уроков Конференции министров стран-членов ВТО в Сиэтле. России необходимо хорошо знать, понимать и использовать в своих интересах эту «неоднозначность»: искать союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону возможно большее число государств. Однако активная внешнеторговая дипломатия возможна только при полноценном членстве в ВТО. Кроме того, оно открывает перед Россией возможность участия в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли. Эти переговоры уже идут и значительно расширятся в будущем. Неучастие России в этих переговорах поставит страну в практическую изоляцию от процесса развития мировой торговой системы и лишит ее возможности отстаивать и защищать свои национальные торговые интересы, как это делают страны-члены ВТО. Причем чем дольше Россия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от процессов, идущих в мире, и тем с большим объемом требований и обязательств она встретится при присоединении.

1.2. Выявление структуры анализируемой системы (элементы и подсистемы). Переговоры России о вступлении в ВТО продолжаются почти 10 лет. В переговорах с Россией участвуют 64 члена ВТО или 78 государств. Переговоры по доступу на российский рынок товаров ведутся с 52 членами ВТО, по доступу на российский рынок поставщиков услуг – с 28 членами, по сельскому хозяйству – с около 50 членами ВТО.

Из 156 секторов услуг Россия хочет ужесточить требования по 150. Одним из немногих секторов, где Россия не намерена увеличивать количество требований, является страхование. По действующему законодательству, доля иностранного капитала в совокупном капитале страховых компаний может составлять не более 15 %. Что касается других секторов по услугам, Россия, в частности, планирует отстаивать долю иностранного участия в уставном капитале российских банков на уровне 25 %, в уставном капитале операторов рынка ценных бумаг – до 75 %.

Требования ВТО учтены в законах о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах, о валютном, техническом регулировании, а также в законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и в Таможенном кодексе РФ. Российское законодательство сегодня практически соответствует всем требованиям торговой организации.

Переговорный процесс состоит из следующих этапов:

Этап I. Детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.

Этап II. Двусторонние, как правило, консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя со всеми заинтересованными странами-членами РГ. Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

Этап III. Приведение законодательства страны соискателя в соответствие достигнутым договоренностям.

Этап IV. Формальная процедура регистрации, вступления в силу подписанных документов. Может занимать от полугода до года.

1.3. Выявление структуры анализируемой системы (функции и взаимосвязи)

Важнейшими функциями ВТО являются:

 контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

 проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

 разрешение торговых споров;

 мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

 техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

 сотрудничество с международными специализированными организациями.

Основной проблемой развития ВТО стало противостояние богатых стран и новичков

Речь идет о конфликте интересов и несовместимости позиций различных сторон переговорного процесса.

Противоречия внутри организации приводят к следующим последствиям:

Первое, к увеличению количества разбирательств между странами (в 1995 году ВТО рассмотрела 185 торговых споров, а ГАТТ за всю свою история 300).

Второе, к росту антидемпинговых процедур. Так, например, под видом защиты от демпинга американское правительство фактически осуществляет протекционистскую защиту своих неконкурентоспособных отраслей.

Третье, в рамках ВТО развитые страны применяют замаскированные торговые барьеры: санитарные правила, условия сертификации продукции, специфические технические стандарты.

1.4. Оценка эффективности осуществления функций различными подсистемами. Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь приобретения. Очевидны и потери, неизбежно последующие в случае присоединения России к этой организации. Эти потери могут быть следующими:

- защита многих российских производств, находящихся в кризисе, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок;

- ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в федеральный бюджет от снижения импортных пошлин. Учитывая напряженное состояние бюджета, трудности с пополнением его доходной части, придется, видимо, компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов;

- вступление в ВТО может затруднить возможности продвижения России по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран подпишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда ее обязательства перед ВТО в силу договоренности между странами-участницами союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же время некоторые обязательства, приемлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми для других;

- членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор.

Присоединение России к ВТО связано с решением многих проблем, но для этого нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей ВТО, о чем и пойдет речь далее.

Главная особенность Заключительного акта, определившая правовую структуру ВТО, состояла в том, что результаты Уругвайского раунда были представлены как единый пакт правовых документов, принятие которых обязательно для стран-членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений. Этот принцип -«все или ничего» - означал важнейший политический поворот в организации международной торговой системы.

Такое новое положение в международной торговле создало сложную ситуацию для ряда стран, еще не полностью готовых для реализации новых договоренностей. Немалые трудности возникли в связи с этим для России, и в этом плане она не одинока.

1.5. Прогноз развития системы без управленческого вмешательства. Условия, в которых развивался "торг" Правительства с лоббистскими группировками, изначально были достаточно сложны.

Благоприятными факторами можно счесть только два:

1. Превращение задачи ускоренного вступления России в ВТО в приоритет президентской политики исключало "лобовое" сопротивление лоббистов вступлению в ВТО. Лоббисты могли только высказываться за более медленные темпы вступления или конкретные условия договоренностей с ВТО.

2. Практически невозможно (как показала практика) формирование единой "коалиции лоббистов", т.е. объединения всех отраслевых лобби в единый блок. Во-первых, это де-факто означало бы выступление против позиции президента, а во-вторых, лоббистские интересы в данном случае "эгоистичны", касаются конкретной переговорной позиции. В худшем (для правительства) случае возможно образование "отраслевых" или "межотраслевых" лоббистских союзов.

В то же время существует несколько неблагоприятных факторов, осложняющих задачу Правительства

1. Лоббисты имеют широкие возможности для использования демагогических и популистских аргументов (защита отечественного производителя, забота об интересах беднейших слоев населения, сохранение независимости от диктата Запада). Правительство же по этой логике предстает в лучшем случае - слишком уступчивым переговорщиком с Западом, а в худшем - "проводником" западных интересов.

2. Лоббисты имеют возможность сохранять видимость конструктивности, утверждая, что они не против вступления в ВТО, а лишь за "особые условия".

3. Особенность процедуры вступления в ВТО состоит в том, что ее негативное воздействие на отечественный бизнес может проявиться быстрее, чем долгосрочные позитивные последствия. Поэтому правительство не может оперировать соображениями быстрой и ощутимой "отдачи" от вступления в ВТО, а "перспективная полезность" не имеет должной привлекательности в российском обществе, приученном "жить сегодняшним днем".

4. В обмен на уступки ВТО многие лоббисты требуют компенсаций. В прямом виде (субсидии, налоговые льготы и т.п.) компенсации практически исключены правилами ВТО, однако отечественные лоббисты хорошо знают "обходные пути" получения преференций от государства.

5. Крайне трудной задачей оказывается согласование позиций ведомств. Во-первых, целый ряд государственных органов прямо или косвенно вовлечены в "хозяйственную деятельность" курируемых ими секторов экономики, и соответственно заинтересованы в сохранении выгодных для них "правил игры". Во-вторых, имеет место проблема "бюрократической субординации". Ни МИД, ни МЭРТ не обладают должным "аппаратным весом" и опытом сведения множества ведомственных позиций в единую "государственную".

1.6. Способы модификации системы с целью устранения дисфункций. Можно выделить, следующие задачи, которые необходимо решить России в процессе переговоров.

Первая задача в переговорах - убедить страны-члены ВТО в том, что торговый режим и экономическая система страны совместимы с нормами ВТО, и зафиксировать это в документах о присоединении. Решение задачи необходимо для того, чтобы добиваться нормальных обычных условий присоединения, а не присоединяться к ВТО на особых, ограничительных условиях, как это было в прошлом в рамках ГАТТ и ВТО с некоторыми странами.

Вторая задача - добиться сбалансированных условий доступа на российский и зарубежный рынки товаров и услуг. Это необходимо, чтобы иметь возможность защищать стратегически важные отрасли экономики, повышать их конкурентоспособность и возможность равноправного выхода на внешние рынки, а также защищать недостаточно развитые отрасли производства и сферы услуг («infant industries» - в терминологии ВТО).

Третья задача - добиться отмены в других станах-членах ВТО дискриминационных элементов внешнеторгового режима как тех, что остались от времен «холодной войны», так и появившихся в последние два-три года. Если в ходе переговоров не будет достигнуто согласованной позиции по этим вопросам, то страны, где действуют такие торгово-политические нормы, могут применить условия ст. XIII (Неприменение многосторонних торговых соглашений между отдельными членами ВТО), как это было сделано США при присоединении отдельных стран к ВТО. В связи с изложенным надо подчеркнуть, что, хотя Россия уже открыла свой рынок товаров для иностранных фирм, в ряде стран-членах ВТО сохраняются дискриминационные меры в отношении российского экспорта. Они включают: количественные ограничения импорта; специальные условия для применения антидемпинговых пошлин; «добровольные» ограничения экспорта; жесткие требования, относящиеся к стандартизации и сертификации российских товаров, и др.

Четвертая задача - остановить наметившееся стремление расширительного толкования условий приема в ВТО. В частности, попытки включить в условия присоединения такие вопросы, как проблемы собственности, программы приватизации, в более широком плане - и ход экономических преобразований в стране. Переговорная позиция России в этой области должна содержать четкие аргументированные положения, отводящие попытки включить эти направления в документы о присоединении к ВТО, и одновременно доказательную информацию о том, как эти процессы идут в России, включая объяснение национальных интересов страны, защита которых разрешена в рамках ВТО.

Большое значение при решении четвертой задачи имеет группа вопросов в сфере действия § 4 ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО, гласящей, что каждый участник должен обеспечить соответствие своих законов, правил и административных процедур своим обязательствам по ВТО. Россия должна, во-первых, четко определить (и отстаивать) круг национальных законов, правил и административных процедур, которые подпадают под действие этого параграфа, ограничив его вопросами, входящими в компетенцию ВТО; во-вторых, обозначить конкретные шаги, сроки и время, необходимые для их решения.

Пятая задача и группа вопросов связаны с тем, что от России могут потребовать немедленной реализации обязательств и условий по доступу на рынки товаров и услуг и включения этого положения в документы о присоединении. Хотя, как известно, члены ВТО имели для этого период времени в пять лет, а в некоторых случаях и больший промежуток времени, России необходимо отстоять право на достаточно продолжительный переходный период для реализации условий и положений ВТО.

Как представляется, в переговорах об условиях доступа на внутренний рынок Россия не должна повторить своих ошибок, когда в результате преждевременного широкого открытия доступа на внутренний товарный рынок иностранным поставщикам в первой половине 90-х гг. XX в. российские отрасли производства понесли огромный материальный ущерб, а доля иностранных поставщиков превысила половину емкости национального рынка.

2. Моделирование с позиции институционализма

2.1. Определение политического института. ВТО – международное объединение государств, носящее, прежде всего экономический характер. Соглашение об учреждении ВТО, вступившее в силу с 1 января 1995 г., состоит из преамбулы, в общей форме повторяющей преамбулу ГАТТ, 16 статей и четырех приложений, содержащих правовые инструменты ВТО. Соглашение предусматривает создание единой многосторонней структуры для реализации 56 правовых документов, составляющих правовую систему ВТО. Статья II Соглашения устанавливает, что документы, названные в приложениях 1, 2, 3, являются неотъемлемыми частями Соглашения, их положения создают права и обязанности для всех членов ВТО. Страны, присоединившиеся к ВТО, должны принять их без каких-либо изъятий и исключений и обязаны привести свои национальные законодательства в соответствие с нормами этих документов. Приложение 4 содержит Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках, создающие обязательства только для стран, их подписавших.

Главной целью организации является содействие беспрепятственному, свободному, справедливому и предсказуемому развитию торговли. На нее также возлагаются задачи по развитию комплексной, более жизнеспособной и устойчивой многосторонней торговой системы, включающей в себя ГАТТ, ранее достигнутые результаты по либерализации торговли и все результаты Уругвайского раунда. Реализацию этой цели и задач, распространяемых в отличие от ГАТТ на торговлю услугами, предполагается осуществлять посредством выполнения функций, предписанных Соглашением об учреждении ВТО. К ним относятся:

 содействие выполнению, администрированию и приведению в действие соглашений Уругвайского раунда и любых иных будущих договоренностей;

 предоставление форума для проведения переговоров среди стран-членов по вопросам дальнейшей либерализации торговли и проблемам, подпадающим под мандат организации;

 поддержание функционирования механизма по Обзору торговой политики;

 сотрудничество с МВФ, Всемирным банком и другими международными организациями.

2.2. Правила функционирования института. Всемирная торговая организация, так же как и ГАТТ, базируется на следующих основных четырех принципах:

 резким наиболее благоприятствуемой нации - отказ от дискриминации среди торговых партнеров;

 национальный режим - отказ от дискриминации в отношении импортированных товаров;

 тарифная защита местной промышленности - отказ от количественных ограничений в торговле и использование тарифов в качестве основного средства защиты национальных отраслей;

фиксирование уровня тарифов - повышение предсказуемости доступа к рынкам путем отказа от увеличения тарифных ставок, связанных обязательствами в ходе многосторонних переговоров и включенных в национальные списки.

Организационная структура ВТО сложилась на базе развития принципов, заложенных в ГАТТ и совершенствовавшихся около 50 лет. В ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО подчеркивается, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которым следовали договаривающиеся стороны и органы ГАТТ. Однако в Соглашении об учреждении ВТО отмечается, что ГАТТ, вошедшее в ВТО (ГАТТ-1994), в правовом плане отлично от ГАТТ, датированного 30 сентября 1947 г. (ГАТТ-1947).

Главный орган ВТО - Конференция министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. За время существования организации было проведено четыре конференции в декабре 1996 г. (Сингапур), в мае 1998 г. (Женева), в декабре 1999 г. (Сиэтл), в ноябре 2001 г. (Катар). В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет, который также может действовать в качестве органа по разрешению споров и органа по проведению обзоров торговой политики. В этих случаях Генеральный совет имеет отдельных председателей и свои правила процедуры. Он может делегировать свои полномочия трем другим основным органам: Совету по торговле товарами для наблюдения за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами; Совету по торговле услугами для слежения за выполнением ГАТТ; Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, осуществляющему наблюдение за действием Соглашения. Организованы также комитеты по торговле и развитию: по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Кроме того, в составе органов ВТО регулярно действуют другие многочисленные комитеты, рабочие группы и группы экспертов.

Создан Секретариат ВТО (Женева) во главе с Генеральным директором, которому даны полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функций. С 1999 г. Генеральным директором ВТО является Майк Мур. В настоящее время общая численность сотрудников Секретариата превышает 500 человек. В рамках ВТО продолжает действовать одобренная в рамках ГАТТ-1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, спорный вопрос будет решаться голосованием, причем каждая страна-участница имеет один голос. Статьи IX и X Соглашения об учреждении ВТО определяют процедурные стороны механизма голосования. Такой механизм до последнего времени позволял главным торгующим государствам сохранять контроль за принятием решений в ВТО.

Межгосударственный аппарат ВТО проводит 2000-2500 заседаний в год. В итоге только страны с развитым аппаратом представительств при ВТО в Женеве могут активно участвовать в этом направлении деятельности ВТО и оказывать влияние на ее работу.

2.3. Этап эволюции института. К началу 2002 г. членами ВТО стали 144 государства; 30 государств, включая Россию, находятся в стадии переговоров о присоединении к ВТО. ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Ряд государств имеет отдельные дипломатические представительства при штаб-квартире ВТО. Бюджет ВТО составляет 1248 млн. швейцарских франков (2008 г.). Доля каждой страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле.

С юридической точки зрения система ВТО представляет собой совокупность основных правовых инструментов-соглашений, разработанных и принятых странами в ходе многосторонних торговых переговоров. К ним необходимо отнести:

 многосторонние соглашения по торговле промышленными товарами, включенными в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-1994) и ассоциированные с ним соглашения;

 Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

 Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

 Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);

 Договоренность о правилах, и процедурах, регулирующих разрешение споров ВТО (ДПРС).

2.4. Система взаимодействия института. ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей. Она выполняет функции организатора будущих торговых переговоров и функции арбитра в урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации Генерального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) предназначен только для финансирования названной функции ВТО - организации выполнения соглашений и договоренностей Раунда. В этом плане ВТО существенно отличается от большинства международных организаций как системы ООН, так и вне ее.

Есть еще одна важная особенность ВТО - круг ее ведения определяется соглашениями и договоренностями, содержащимися в приложении. Сейчас их 56, и они охватывают торговлю товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Однако будущие переговоры, решения будущих министерских конференций могут включить в круг ведения ВТО новые вопросы. Уже сейчас обозначились некоторые направления: торговля и экология; прямые иностранные инвестиции; ограничительная деловая практика и режим конкуренции; информационные технологии.

ВТО - сложная организация, в штаб-квартире которой каждую неделю проходит 60-70 заседаний различных органов ВТО и рабочих групп. Участие в этих встречах также потребует немалых расходов и подготовки высококвалифицированных специалистов в области коммерческой дипломатии. Один из путей снижения расходов - это создание полнокровного представительства РФ при ВТО. Представительство при ВТО позволит быстрее и эффективнее контактировать со всеми заинтересованными государствами при разработке многосторонних правовых документов. Оно дает несоизмеримые с двусторонними контактами возможности для сбора экономической и торгово-политической информации. Наконец, представительство России позволит создать форум для регулярного общения со всеми странами-членами ВТО по вопросам развития международной торговли и внешней торговли России. Представительство при ВТО должно иметь достаточное число компетентных специалистов, способных представлять, поддерживать и защищать национальные интересы России и добиваться поддержки этих интересов у других стран-членов ВТО.

ВТО существует пятнадцать лет. Это небольшой срок для международной организации. За это время накопилось немало сложностей и противоречий как в деятельности самой организации, так и в отношениях отдельных стран и групп стран с ВТО. Однако прошедшие годы позволяют сделать обобщенный вывод - новое международное учреждение – Всемирная торговая организация - заняло свое место в системе учреждений, определяющих на многосторонней основе параметры мировой торговой системы и правила мировой торговли в рамках этой системы. Успех или неуспех ее дальнейшей деятельности во многом будет связан с тем, сумеет ли она удержать это место, станет ли она действительно «всемирной» или останется «мировой», смогут ли главные участники ВТО удержаться от соблазна использовать новую организацию как инструмент своей национальной политики или будут стремиться к поиску сбалансированных решений, отвечающих интересам всех стран, и, наконец, будет ли ВТО содействовать тому, чтобы внешняя и мировая торговля служила интересам всех стран и стала инструментом сотрудничества в новом многополюсном мире. Ближайшие годы дадут ответ на эти вопросы и определят плюсы и минусы участия каждой страны в ВТО.

ВТО от многих форм конкуренции со стороны импорта позволяет странам-членам защищать:

 экономику в целом в случае, если ввоз иностранных товаров нарушает равновесие платежного баланса страны (ГАТТ-1994, ст. XVIII);

 отдельные отрасли производства в случае резкого увеличения ввоза конкурирующих товаров, наносящих серьезный ущерб отечественным производителям (ГАТТ-1994, ст. XIX и Соглашение о защитных мерах);

 отдельные отрасли производства от недобросовестной конкуренции (демпинг, субсидируемый экспорт), наносящей материальный ущерб этим отраслям (ГАТТ-1994, ст. VI и соответствующие соглашения ВТО);

 нарождающиеся отрасли производства с целью содействия их развитию (ГАТТ-1994, ст. XVIII).

2.5. Прогноз эволюции института без управленческого вмешательства. Без членства России ВТО продолжит свое развитие и дальше. Роль России в ВТО не будет существенна, как не существенна и доля ее мировой торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает различные пути присоединения к ВТО. В соответствии с Заключительным актом Уругвайского раунда присоединяющиеся страны были разделены на несколько групп. Участницы ГАТТ становились членами ВТО, приняв Соглашение об учреждении ВТО, многосторонние торговые соглашения, а также Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Страны-участницы Уругвайского раунда нечлены ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретные обязательства по Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС). Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, принявшие положения ГАТТ на фактической основе. Эти условия выполнили 132 государства, образовавшие ВТО.

В настоящее время вновь присоединяющиеся государства, в том числе и Россия, идут следующим путем. В Соглашении (ст. XII) отмечается, что любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешней торговли, может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Конференция министров 2/3 голосов стран-членов ВТО. Однако по традиции ГАТТ решение принимается консенсусом.

Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный совет ВТО. Участвовать в работе Рабочей группы могут все страны-члены ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику применения. Значительная часть работы в группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры по вопросу взаимного снижения торговых барьеров, результатом которых должен стать перечень уступок и обязательств в этих областях. Итогом заседания Рабочей группы становится доклад группы Генеральному совету (Конференции) ВТО, содержащий краткое изложение дискуссии, выводы Рабочей группы, а также проекты решения Генерального совета (Конференции) ВТО и протокола о присоединении. Доклад Рабочей группы, решение и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом (Конференцией) ВТО. Генеральный совет принимает их 2/3 голосов. Решение о присоединении страны вступает в силу через 30 дней после его принятия присоединяющейся страной.

2.6. Институциональные меры для достижения поставленной цели. Для вступления в ВТО необходимо приведение российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации. Выполнение Россией одного из главных для членства в ВТО условий связано с обеспечением, помимо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных правовых актов, также соответствия последним нормативных правовых актов субъектов Федерации. Перевод на нормы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только для присоединения к ВТО. Правовая работа в этом направлении выведет российское законодательство на правовые нормы, которыми руководствуются все страны мира, уменьшит ведомственный характер законодательных актов и будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнеров России, но и отечественных экспортеров и импортеров.

В рамках ВТО продолжаются переговоры по вопросам, оставшимся нерешенными в ходе Уругвайского раунда и включенным во встроенную повестку дня переговоров. Они уже привели к появлению новых соглашений в таких областях, как финансовые услуги, основные телекоммуникационные услуги, информационные технологии, в частности электронная торговля, а также к договоренностям и по ряду других важных направлений. В итоге ВТО 2001 г. стало более сложным экономическим, правовым и административным механизмом, чем ВТО 1995 г. Конечно, то, что России приходится вести переговоры о присоединении к ВТО в условиях, когда эта организация развивается, да и российские экономическая и правовая структуры не стоят на месте, существенно усложняет переговоры о присоединении. Поэтому чем дальше в будущее будет «уходить» момент присоединения, тем более сложными могут оказаться его условия. Это обстоятельство выдвигает довольно четкие временные рамки процесса присоединения и требует определения времени его завершения.

Среди российских политиков, практиков и ученых в целом преобладает точка зрения, в соответствии с которой присоединение России к ВТО безальтернативно. Можно согласиться с мнением экспертов в этой области, что вступление в ВТО - задача почти консенсусная среди основных российских политических сил.

Однако Россия в ходе переговоров о присоединении должна придерживаться достаточно жесткой политики, чтобы условия присоединения не нанесли ущерба интересам российских производителей и потребителей и не поставили под угрозу национальную экономическую безопасность страны.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(19.0 KiB, 45 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!